"

Мирзебутай Абасов: «За недостаток товара может отвечать как продавец, так и потребитель»

Фото:
3583
3 минуты
Часто потребители сталкиваются с проблемой приобретения некачественного товара и не знают, что делать в таком случае. Для получения разъяснения по этому вопросу мы обратились к начальнику отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан Мирзебутаю Абасову.

– Начнем с главного вопроса: кто несет ответственность за недостатки товара – продавец или потребитель? 

– Сразу обозначу, что в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» недостатком товара называют несоответствие продукции обязательным требованиям закона, либо условиям договора, а при их отсутствии или неполноте – обычно предъявляемым требованиям. Теперь отмечу, что нельзя однозначно ответить на поставленный вами вопрос. В зависимости от ситуации за недостаток может отвечать как продавец, так и потребитель.

– В каком случае за недостатки отвечает продавец?

– При условии, что на товаре отсутствует гарантийный срок и потребитель смог доказать, что недостатки возникли до передачи ему товара, за него отвечает продавец. За недостатки товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения правил использования, хранения или транспортировки товара. Также продавец, не предоставивший вам полной и достоверной информации о товаре, несет ответственность за недостатки, возникшие после его передачи вследствие отсутствия у вас такой информации. В таком случае причиненный вред потребителю вследствие недостатков товара обязан компенсировать продавец.

Вместе с тем потребитель сам в ответе за недостатки товара и наступившие последствия, возникшие после принятия товара и явившиеся следствием неправильной эксплуатации, хранения или транспортировки товара.

– Какие существуют способы установления причин недостатков?

– Недостатки товара и причины их возникновения устанавливаются двумя способами: путем проверки качества товара и проведением экспертизы. Качество товара проверяет сам продавец. Он обязан принять товар с выявленными потребителем недостатками и в случае необходимости провести проверку качества. Если ее порядок не установлен законом или договором, то она производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми методами проверки товара. Потребитель вправе в ней участвовать.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Экспертизу проводит специализированное экспертное учреждение. Потребитель также вправе присутствовать при ее проведении и в случае несогласия с результатами оспорить ее заключение в судебном порядке. Однако, если экспертиза установит, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на ее проведение.

– Расскажите о практике обращаемости потребителей в Роспотребнадзор.

– В прошлом году Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестана рассмотрело 543 обращения на нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарного законодательства, в результате чего наложено 799 штрафов на сумму более 3 млн рублей.

Вместе с тем хочу отметить, что одним из главных направлений деятельности Роспотребнадзора остается содействие гражданам в защите их прав в судебном порядке, что подразумевает защиту неопределенного круга потребителей, а также участие в судебных процессах по искам потребителей для дачи заключения по делу (в качестве третьих лиц).

В последние годы Роспотребнадзор увеличивает число исков, поданных в суды в защиту прав и законных интересов от неопределенного круга потребителей. Так, в 2015 году в суды было направлено 134 иска от неопределенного круга потребителей, что на 73 иска больше, чем годом ранее. Решениями судов удовлетворено 98% направленных исков.

– Перечислите способы, по которым потребитель может обратиться в Роспотребнадзор Дагестана с жалобой на нарушение его прав.

– В первую очередь, это телефон «горячей линии» 8 (8722) 69-03-05, а также официальные аккаунты в социальных сетях: в Контакте, Facebook, Twitter. Не исключается при этом и возможность личного оформления жалобы по адресу: город Махачкала, улица А. Магомедтагирова, 174.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела