"

Международное сообщество отметит 10 декабря День прав человека

Фото:
806
7 минут
Ежегодно 10 декабря во всем мире отмечается «День прав человека». Именно в этот день в 1948 году Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.

Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека является рекомендательным документом, фактически ее положения приобрели обязательную силу. На сегодняшний день Всеобщая декларация прав человека стала своеобразной моделью, на которую ориентируются все страны мира, ей соответствуют многие внутригосударственные конституции.

Вся история развития человечества подтвердила, что объективно существуют глобальные вопросы, непосредственно относящиеся к интересам всех стран и каждого человека. Это право на достойный уровень жизни, социальную защищенность, пользование достижениями культуры, образования, здравоохранения и др.

Важной основой осуществления основных прав человека является обеспечение благоприятной окружающей среды.

В современных условиях решение проблемы обеспечения экологической безопасности становится важнейшим фактором для всех государств независимо от степени их развития. Всеобщая декларация прав человека прямо не выделяет право человека на благоприятную окружающую среду, однако наряду с правом на жизнь она предусматривает также право каждого человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояния, что в свое содержание, несомненно, включает и экологические характеристики.

Нарушение экологических прав прямо или косвенно затрагивает такие важнейшие права, как право на охрану здоровья, на жилище, а также на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, поскольку ухудшение экологии негативно отражается на самочувствии местного населения, вынуждая людей менять место жительства на более безопасное с экологической точки зрения.

В первые десятилетия деятельности Организации Объединенных Наций мировым экологическим проблемам уделялось недостаточно внимания в повестках дня международного сообщества. Организация больше решала проблемы, связанные с эксплуатацией и использованием природных ресурсов, в частности, стремясь к тому, чтобы развивающиеся страны осуществляли контроль за собственными ресурсами. В течение 1960-х годов были заключены соглашения, касающиеся устранения последствий загрязнения морей, происходящих вследствие нефтяных разливов. С тех пор росла обеспокоенность международного сообщества, относящаяся к экологии планеты и благополучию человека. Организация Объединенных Наций выступала в первых рядах в вопросах, связанных с состоянием окружающей среды.

Конференция Рио+20 - важная веха в ряду крупных конференций Организации Объединенных Наций, центральной из которых стал Саммит Земли - Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 года, поставивший вопросы устойчивого развития на первое место в повестке дня Организации Объединенных Наций и международного сообщества.

Безусловно, охрана окружающей среды не является самоцелью - ее главная задача заключается в обеспечении реальных гарантий прав человека и гражданина на здоровую и благоприятную окружающую среду, экологических условий для его жизни.

Так, право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

Закономерно, что Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы, установив стратегические природоохранные принципы, направленные на повышение уровня экологической безопасности природных систем страны, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий его жизнедеятельности, сформировали тем самым национальную экологическую политику Российской Федерации.

Кроме того, Указом Президента России от 19 апреля 2017 года №176 2017 год объявлен в России Годом экологии. Основные мероприятия по проведению в 2017 году Года экологии предусматривают переход на новую систему организации субъектами Российской Федерации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, разработку методов и приемов обработки и утилизации пищевой продукции и т.д.

Одной из важнейших тенденций в последнее время стала урбанизация. В современном городе остро стоит вопрос о создании благоприятной среды для полноценной жизни человека, в связи с чем благоустройство городской среды является первоочередной градостроительной проблемой.

В Республике Дагестан реализуется программа «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан» (утвержденная постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 года № 661), которая предусматривает проведение ряда мероприятий по созданию комфортной городской среды. В частности, подготовку адресных перечней всех дворовых территорий многоквартирных домов, нуждающихся в благоустройстве, инвентаризацию всех объектов благоустройства, разработку закона Республики Дагестан об ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства, порядка общественного обсуждения предложений граждан, их вовлечение в процесс обсуждения проекта муниципальной программы по формированию городской среды и т.д.

В большинстве случаев проблемы реализации права граждан на благоприятную городскую среду связаны с несоблюдением правил застройки территорий муниципалитетов, прежде всего, при предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

Современный подход к организации городских территорий основывается на активном и созидательном участии населения в разработке планов и программ развития города, что позволяет максимально учесть их потребности и интересы. Градостроительный кодекс Российской Федерации в качестве одного из принципов закрепляет участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия. В нем предусматриваются обязательные процедуры проведения публичных слушаний, в том числе по вопросам рассмотрения проектов планировки территории и проектов межевания территории.

В связи с этим сегодня важнейшей задачей городского управления становится разработка эффективных механизмов включения жителей города и экспертного сообщества в процессы разработки, обсуждения и принятия значимых управленческих решений. Эффективность и обоснованность документов территориального планирования определяются такими критериями, как их ориентированность на решение проблем, выдвигаемых жителями, сохранение элементов городской среды, которые, по мнению жителей, определяют историческую идентичность города, и т.д.

Расстановка «акцентов» в формировании городской среды, ориентированных на предпочтения горожан, не требует значительных инвестиций, но существенно повышает уровень удовлетворенности населения условиями проживания и, соответственно, деятельностью муниципальных властей.

Так, с 1 января 2018 года проведение общественных обсуждений как проектов программ формирования комфортной городской среды, так и конкретных проектов благоустройства станут обязательными. В частности, по информации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, одно из ключевых условий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации от 18 апреля 2017 года №5 по стратегическому развитию и приоритетным проектам, и получения субсидий из федерального бюджета для его реализации - вовлечение в разработку и реализацию проектов благоустройства жителей муниципалитетов.

Тем самым, населению городских территорий предоставляется гарантированная возможность выражения своего мнения относительно вопросов градостроительного планирования и уполномоченные органы обязаны учитывать мнение населения в процессе разработки и утверждения документации о территориальном планировании.

Однако большое значение в формировании городской среды имеет и активное участие самих граждан. Об этом неоднократно говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин, в частности, попросив активно подключиться к этой работе Общероссийский народный фронт. Так, глава государства отметил, что «нужно не только организовывать эффективный контроль, а с его помощью добиваться конкретного результата, которого ждут люди, и поддержать граждан, которые готовы присоединиться к проектам благоустройств». В этой связи ОНФ были разработаны серии методических рекомендаций по участию населения в благоустройстве своего двора.

Например, граждане могут получить информацию (https://onf.ru/sites/default/files/projects_docs/metodichka_1.pdf) о приоритетном федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды» и этапах его реализации, в которой приведены перечни видов работ и формы участия жителей в процессе благоустройства, а также необходимые документы по организации формирования современной городской среды.

Также прописывается пошаговая инструкция проведения общего собрания собственников и календарный план обязательств субъектов и муниципалитетов для получения субсидии на поддержку соответствующих региональных и муниципальных программ по формированию комфортной городской среды.

Кроме того, на базе ОНФ был создан Центр мониторинга благоустройства городской среды, специалисты которого совместно с гражданами могут отслеживать состояние дворов многоквартирных домов и общедоступных зон отдыха (http://onf.ru/sreda).

Указанные вопросы обсуждались в ноябре 2017 года на заседании Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан. В его работе приняли участие руководители профильных министерств и ведомств, представители органов прокуратуры, муниципалитетов, Общественной палаты Республики Дагестан, общественных организаций, жителей городов республики.

Формат такого мероприятия позволяет участникам, прежде всего, инициативным горожанам, высказать свое мнение и предложения по волнующим их вопросам непосредственно органам власти, от которых зависит их решение. В частности, на заседании обсуждались проблемы отсутствия инструментов общественного контроля реализации проектов по благоустройству в муниципалитетах, вопросы софинансирования таких проектов гражданами, поощрения инициированных гражданами проектов по благоустройству и т.д. В результате работы Экспертного совета по ряду вопросов удалось достичь компромиссного решения.

Подобная работа позволяет вовлечь граждан в процесс благоустройства дворовых территорий и городских пространств, выявить лучшие практики реализации муниципальных программ благоустройства городской среды, а также повысить эффективность взаимодействия между гражданами и органами власти при формировании комфортной городской среды.

Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан У. А. Омарова

Новости раздела