"

Магаррамов: «Процесс укрепления единства и дружбы народов Дагестана является одним из главных в общем процессе обеспечения безопасности России»

Фото:
2264
11 минут
О роли гражданского общества, его институтов в решении межнациональных проблем и, прежде всего, укрепления единства и дружбы народов совсем недавно глубоко и лаконично высказался Президент РФ Владимир Путин. С его слов, «именно от гражданского общества мы ждем действенной помощи в совершенствовании системы госуправления в сфере национальной политики». Вопрос национальной политики, связанный с определением места и роли нарождающихся в условиях Республики Дагестан институтов гражданского общества в укреплении единства и дружбы народов, является актуальным и злободневным, будоражит умы значительной части интеллигенции, требует соответствующего научно-теоретического осмысления. О роли институтов гражданского общества в укреплении единства и дружбы народов в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказал ведущий научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук Магаррам Магаррамов.

По словам собеседника агентства, такое внимание к этой проблеме продиктовано тем, что процесс укрепления единства и дружбы народов нашей республики является одним из главных в общем процессе обеспечения безопасности России, ее субъектов в рамках СКФО.

«Вместе с тем, очевидно, что десять основных общенациональных проектов, озвученных Главой РД Рамазаном Абдулатиповым и нацеленных на мобилизацию усилий всего дагестанского общества в направлении вывода республики из состояния экономического, социального, духовно-нравственного кризиса, гуманизацию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, возврат доверия людей, могут быть полноценно и всеобъемлюще реализуемы в консонансном единстве с процессом обеспечения единства и дружбы народов.

Проблемой обеспечения единства и дружбы народов многонационального Дагестана должны заниматься не только работники органов государственной власти и местного самоуправления, но и негосударственных органов, составляющие суть, основу, костяк и фундамент нарождающихся структур гражданского общества. Отсюда важно определить тот круг субъектов гражданского общества, которые могли и должны были бы заниматься непосредственно обозначенным кругом проблем в тесном взаимодействии и контакте с работниками органов государственной власти и местного самоуправления», – отметил ученый.

Известно, что одной из основных структур гражданского общества в Дагестане является Общественная палата РД. Главным правовым основанием для ее создания и функционирования был Закон Республики Дагестан «Об Общественной палате Республики Дагестан». Законом РД от 30 июня 2014 г. «О внесении изменений в Закон “Об Общественной палате Республики Дагестан”» было предусмотрено, что обеспечение деятельности ОП РД возложено на его аппарат. А финансовое обеспечение деятельности ОП и его аппарата осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Магаррамов отметил, что, с одной стороны – взаимодействие института гражданского общества и государственных структур, с другой – финансовая зависимость нарождающейся структуры гражданского общества от государства, более конкретно – от структур законодательной и исполнительной ветвей власти. Иначе говоря, наметилась тенденция к этатизации одной из структур гражданского общества. Опасность этого процесса только в одном – если этатизация погубит позитивные начала в работе этого института гражданского общества.

«Как известно, с момента создания ОП РД в ее состав вошли лучшие представители многонациональной дагестанской интеллигенции, для которых чужды идеи национализма, ксенофобии, сепаратизма и региональной дезинтеграции. Уже это является одним из решающих, если не главным условием того, что ОП РД в своей практической деятельности будет исходить из необходимости создания реальных условий обеспечения единства и дружбы народов Дагестана.

Важно использовать контрольные функции ОП РД за вносимыми в Народное Собрание РД проектами законов субъектов законодательной инициативы, так или иначе ущемляющими своим содержанием права и охраняемые законом интересы народов, включая малочисленных», – сказал ученый.

Говоря о роли ОП РД в процессе укрепления единства и дружбы дагестанских народов, собеседник агентства отметил, что ОП РД в конце июня 2014 года подвела итоги своей работы. «Так, первый вице-спикер дагестанского парламента Юрий Левицкий отметил, что ОП Дагестана сыграла важную роль в изменении общественно-политического, морального климата в регионе. Провела по своей инициативе конференцию экономических организаций, форум матерей, Съезд дагестанской молодежи, Съезд земледельцев и целый ряд других мероприятий, заслуживающих высокой оценки. Он лаконично отметил направления деятельности этого института гражданского общества –  это и публичные слушания, выработка рекомендаций для органов власти, участие в экспертизе нормативных документов и др.

Вслед за Ю. Левицким председатель ОП республики Гамзат Гамзатов отметил, что гражданское общество начинает обретать контуры готового к самоорганизации общества. Общества, к голосу которого готова прислушаться власть. Власть, в свою очередь, готова к налаживанию здоровой, конструктивной дискуссии, к партнерским отношениям с институтами гражданского общества. Принята Государственная программа Республики Дагестан «Формирование и развитие гражданского общества в Республике Дагестан на 2014-2017 годы», наблюдается более активная реакция власти к исходящим от общества импульсам, наличие определенного спроса на гражданские инициативы и т.д.

Он вслед за Главой республики подчеркнул необходимость создания ОП в муниципальных округах, районах и городах. Данное предложение является достаточно ценным, хотя и потребует соответствующее дополнительное финансирование.

Итог выступления руководителя Общественной палаты РД обнадеживает. За минувшие семь лет этот институт гражданского общества стал весомым. Сегодня практически ни одно ее обращение в ту или иную инстанцию не остается без внимания, без реагирования. У палаты сложилось сотрудничество и взаимодействие с администрацией Главы Республики и Правительства, Народным Собранием и Правительством РД, уполномоченным по правам человека в РД, правоохранительными органами республики, иными федеральными органами исполнительной власти по Республике Дагестан, институтами гражданского общества, в том числе СМИ и научно-экспертным сообществом», – заметил Магаррамов.

По словам ученого, укрепление единства и дружбы народов Республики Дагестан является одной из главнейших задач республиканской национальной политики, разрешение которой возможно только при условии консолидированного соучастия всех институтов гражданского общества в этом процессе. Точнее нужен партнерский, равноправный тандем, синкретизм усилий первых и вторых. Именно через творческое и результативное сотрудничество институтов гражданского общества и государства можно обеспечить полноценное единство и дружбу народов Дагестана, всего Северного Кавказа и России.

«Одним из важнейших институтов гражданского общества, способствующих укреплению единства народов, проживающих в Дагестане, является адвокатура. Как негосударственная организация, институционально призванная защищать права и охраняемые законом интересы граждан и организаций, адвокатура объединяет в своих рядах профессиональных юристов, адвокатов самых разных национальностей. При этом для судебного представителя при представлении им интересов клиентов в судах разных уровней совершенно нет никакой разницы, какой он национальности. Самым главным критерием их работы в рамках адвокатуры является профессиональная и компетентная защита нарушенных и оспариваемых прав физических и юридических лиц. Существующая практика найма адвокатов по принципам профессионализма и компетентности является жизненно оправданной, соответствует условиям гармоничного сосуществования дагестанских народов на основе действующих нравственных и правовых норм.

Другим важным институтом гражданского общества, способствующим укреплению дружбы народов, являются коммерческие и некоммерческие организации. На сегодняшний день в республике зарегистрировано всего 2 тыс. 410 НКО. Согласно подсчетам, за прошедший год прирост составил всего лишь на 90 организаций.

Правовой статус таких юридических лиц установлен в рамках действующего гражданского законодательства. На самом деле именно они являются, с одной стороны, экономическим фундаментом гражданского общества, с другой – обеспечивают работой и справедливым заработком граждан Дагестана, независимо от национальной и религиозной принадлежности. Ведь ни о какой дружбе народов и их единстве невозможно говорить, если в обществе не будут вырабатываться материальные и духовные блага. Действует объективный экономический закон роста потребностей. Причем по этому закону суммарное количество вырабатываемых благ должно быть таким, чтобы в полном объеме удовлетворяли постоянно растущий на них спрос. Эти функции выполняются действующими в условиях России коммерческими и некоммерческими организациями.

Правда, часть НКО за последнее десятилетие получает соответствующее финансирование из-за рубежа. В этом смысле справедливыми представляются действия государства, направленные обеспечение прозрачности процессов получения таких финансовых средств, их использования указанными организациями в тех или иных целях. Здесь вряд ли можно говорить об ущемлении государственными органами интересов некоторых некоммерческих организаций. Ведь негоже таким организациям получать финансирование из-за рубежа и использовать их на дестабилизацию общественно-политической обстановки в разных субъектах Российской Федерации, включая Республику Дагестан. Потворствование и заигрывание с такого рода явлениями – прямой путь к межнациональным и межэтническим конфликтам», – считает собеседник агентства.

Укреплению дружбы дагестанских народов способствует деятельность благотворительных фондов, подчеркнул он. «В самом назывании этих некоммерческих организаций прорисовывается сфера их деятельности – благотворительность и меценатство, проводимое этими организациями в отношении народов Дагестана и всей России независимо от национальной принадлежности. Сегодня из-за неотлаженного до конца хозяйственного механизма страны экономическая основа благотворительных фондов является слабой. По этой же причине порой заранее озвученные благотворительные мероприятия не проводятся или проводятся не по обещанному сценарию и размаху. В любом случае очевидно следующее: благотворительные фонды являются важным и ценным институтом нарождающегося в условиях Республики Дагестан гражданского общества; они занимаются благотворительной деятельностью в отношении всех, кто нуждается в экономическом попечении, помощи безотносительно их национального происхождения и принадлежности; экономическая мощь благотворительных некоммерческих организаций находится в прямой зависимости от состояния развитости в стране производительных сил и производственных отношений», –  уверен ученый.

Он также отметил, что крайне важным институтом гражданского общества, могущим оказать и оказывающим реальное воздействие на состояние взаимоотношений между людьми различных национальностей в Республике Дагестан, является деятельность средств массовой информации. «Так называемая четвертая власть по своему содержанию имеет в своем распоряжении как государственные СМИ, так и негосударственные. В этом смысле мы не ошибемся, если скажем, что СМИ, как социальный институт, занимает пограничное положение между государством и гражданским обществом. От их позиции, рекламирования социальных ценностей зависит многое, в том числе реальное состояние межнациональных и межэтнических отношений в нашей республике. Поэтому идеологическая ориентация той или иной газеты, журнала, интернет-сайта, радио- и телепрограммы очень важна для поддержания гармоничного социального и национального климата в республике. Отсюда крайне важен государственный контроль за негосударственными средствами массовой информации и коммуникации в плане выдачи им свидетельств на осуществление соответствующей деятельности.

При обнаружении даже попытки взорвать межнациональный мир и согласие в республике необходимо всем миром дать бой националистам и провокаторам, средствам массовой информации и коммуникации, которыми они руководят. СМИ и коммуникации, которые своим содержанием пропагандируют идеи насилия, превосходства одной или нескольких национальностей над другими должны по решению соответствующего регистрирующего органа быть закрыты, за разжигание межнациональной розни должны быть привлечены к соответствующему виду юридической ответственности. Другого выхода нет. Государство и гражданское общество должны оберегать себя от вируса национализма и ксенофобии. Единственно правильным, приемлемым состоянием гражданских взаимоотношений между людьми в рамках государства и гражданского общества является состояние дружбы и единства между народами различных национальностей и вероисповедания.

На самом деле нет более великой и возвышенной ценности, чем дружба народов Дагестана, Дагестана и России. Ведь тысячелетиями захватчики разного рода мастей и уровней, покушавшиеся на Дагестан, пытались, разыграв националистическую карту, натравить миролюбивые народы нашей республики друг на друга. Привитые историческими уроками от национализма и ксенофобии дагестанцы обрели соответствующий иммунитет, который оказался настолько крепким и жизнеутверждающим, что в самые трудные для Дагестана времена многонациональный коллектив дагестанских народов сплачивался между собой. А после находил в каждом из них примеры мужества и непревзойденности, образцы для подражания и исторического воспитания подрастающего поколения. В своей совокупности это и есть проявление истинно дагестанского характера, проявляющегося еще через мужество и героизм, стойкость и крепость, твердость и непобежденность, единство и сплоченность, дружбу и товарищество, взаимовыручку и бескорыстность, гуманизм и сопереживание.

И в то же самое время нет более зыбкой, плачевной и неутешительной ситуации, когда единство и дружба народов ставятся под сомнение, предпринимаются попытки предать ее ценность и значимость забвению. Если и есть в истории случай для Дагестана и России, когда речь идет о самом главном враге и тяжелой ситуации – это тот случай, когда нет единства и дружбы между народами. Ведь в таком случае врагу не нужно иметь превосходство в людских и материальных силах, военных средствах. Ведь его противник уже изначально обречен на поражение и последующее уничтожение самим фактом наличия вражды в стране между его народами. По этой причине в современной России и Дагестане в ее составе о сохранении и преумножении традиций единства и дружбы народов должны заботиться не только институты гражданского общества, но и государства в лице работников государственных органов и органов местного самоуправления.

Институциональное распространение деятельности органов Общественной палаты на районный уровень, безусловно, ценная и значимая мысль, реализация которой  непременно повысит уровень единства и дружбы народов Дагестана. В то же самое время реализация этой идеи потребует выделения дополнительных ассигнований из республиканского бюджета и внесения изменений в действующий Закон РД «Об Общественной палате РД».

Общественная палата, другие институты гражданского общества, такие как адвокатура, коммерческие и некоммерческие организации, благотворительные фонды, СМИ также должны всемерно поддерживать и пропагандировать идею единства и дружбы между народами Дагестана и всей России. Только в единстве его народов сильна Россия и Дагестан в ее составе», – заключил Магаррам Магаррамов.

Новости раздела