"

Конференция «Исламское государство» как маркетинговый проект» прошла в Махачкале

Фото:
1854
5 минут
Конференция на тему «Исламское государство» как маркетинговый проект» (ИГИЛ – запрещенная в РФ группировка) состоялась 1 марта в стенах Дагестанского государственного университета народного хозяйства.

Его организатором выступила Научно-практическая лаборатория по вопросам противодействия идеологии экстремизма и терроризма, которая действует при ДГУНХ. Ее руководитель Хабиб Магомедов начал конференцию со слайдового ролика по тематике ИГИЛ. По словам выступающего, деятельность пропагандистов ИГИЛ апеллирует к базовым для верующего мусульманина вещам. Схематично это выглядит примерно так, в виде условного диалога «Ты мусульманин? – Да. – Мусульманин должен стремиться к установлению власти и государства по исламским законам? – Да. – Ну вот мы этим и занимаемся, и ты должен присоединиться к нам…».

Оказавшись в поле пропаганды, человек может «проглядеть» другой важный вопрос: а насколько деятельность самого ИГИЛ соответствует Исламской религии? В лекции Хабиба Магомедова и в брошюре Лаборатории, распространенной среди участников конференции, прозвучал тезис о сходстве в деятельности пропагандистов группировки с маркетинговыми ходами. В этом плане рассматривались такие понятия как бренд, целевая аудитория, личная продажа и другие.

Заместитель министра печати и информации Дагестана Зубайру Зубайруев, делясь своим видением ситуации, отметил: «Понимая силу и мощь Исламской религии, осознавая ее несомненную конкурентоспособность, враги не стали бороться открыто против Ислама. Они избрали другой коварный план: стравить мусульман друг с другом, спровоцировать одних приверженцев Ислама против других, уничтожать верующих и сеять раздор их же руками».

Один из студентов задал вопрос: почему не закрываются экстремистские сайты в Интернете? Зубайруев ответил, что вообще такая деятельность ведется, хотя с пропагандой в соцсетях бороться труднее, чем закрывать сайты, а именно туда, в соцсети, сейчас активно идут агитаторы. Но дело даже не в этом, считает Зубайру Зубайруев. Мало кто из молодых людей вообще не сталкиваются в своей жизни с экстремистской пропагандой, и нужно думать о том, как они на нее отреагируют.

Со своей стороны представитель Прокуратуры Дагестана Курбан Саидалиев сказал, что сайтов закрыто очень много, это десятки и сотни ресурсов. Главный специалист управления общественной безопасности Махачкалы Магомед Абдурашидов рассказал о деятельности по выводу дагестанцев из рядов «лесного» подполья. Тут же к собравшимся обратился представитель общественного Совета мечети на улице Венгерских бойцов в Махачкале. Он заверил, что, вопреки некоторым мнениям, он и его единомышленники, как и имам мечети, вовсе не поддерживают идеологию экстремизма.

В его же выступлении была затронута другая тема: мирных мусульман сотнями включают в некие списки «профилактического учета», их доставляют в райотделы полиции, фотографируют, снимают отпечатки пальцев и т.д. Такие задержания с доставкой происходят не по итогам совершения данным человеком каких-либо деяний, а просто по выходу из мечети, к примеру. Также людей останавливают на улицах, в общественных местах.

Включение в «список» нередко означает различные проблемы для человека. Его останавливают на постах, сворачивают с пути (например, он направлялся в село к родственникам на соболезнование или в Москву по делам бизнеса), заставляют вернуться или снова отправиться в РОВД, держат по несколько часов, ломают запланированный на день график дел. От этого не в восторге бывают их работодатели - работник не по своей воле часами оказывается не на рабочем месте, люди теряют работу и т.д.

Он уточнил, что речь идет о людях, которые не обвиняются в нарушении каких-либо статей Уголовного кодекса. Просто силовики обратили внимание на их бороды, к примеру. Или еще по каким мотивам решили задержать и доставить в полицию с дальнейшим включением в списки «профилактического учета». Всё это, по словам выступающего, озлобляет людей, а также вызывает насмешки действительно радикальных в адрес мирных: «Ну что, убедились? Вас прессуют просто потому, что вы мусульмане!» с дальнейшими уговорами на агрессивные антигосударственные действия.

Зубайру Зубайруев категорически не согласился с тем, что из одного вытекает другое: мусульманин, у которого возникли проблемы (с государством, с силовыми ведомствами), вовсе не должен хвататься за автомат и начинать стрельбу. Представитель Прокуратуры Дагестана Курбан Саидалиев предложил примерную схему действий мусульманина в рамках российского законодательства: поинтересоваться у сотрудника полиции, чем вызвана попытка задержания или предложение проследовать в РОВД. Но если объяснение прозвучало и не убедило задержанного, показалось ему странным, все равно ему следует подчиниться. А как потом бороться? Обратившись в ту же прокуратуру или в суд.

При этом Курбан Саидалиев считает, что сама практика постановки на профилактический учет не противоречит российскому законодательству, она происходит на основе соответствующего распоряжения министра внутренних дел. Начальника отдела прокуратуры удивляет другое: какую головную боль сами себе организовывают силовики, оформляя такое большое количество людей. Ведь профилактический учет – это не только стартовое задержание и сбор сведений о человеке, это дальнейший плотный контроль над ним. И как работники собираются делать это, если по некоторым данным на учете уже 14 тысяч человек? А по данным члена Совета по правам человека при президенте России Максима Шевченко, около 100 тысяч человек.

Тут возникла небольшая юридическая дискуссия между представителем прокуратуры и известным адвокатом и блогером Расулом Кадиевым. Кадиев считает, что практика постановки на учет в нынешнем виде противоречит российскому законодательству: распоряжение министра касается третьих лиц (не работников МВД), оно в таком случае должно быть зарегистрировано в Минюсте и опубликовано. Курбан Саидалиев остался при своем мнении.

Главный редактор газеты «Молодежь Дагестана» Абаш Абашилов в своем небольшом выступлении отметил открытость представителя прокуратуры, который в зале озвучил для студентов номера своего рабочего и мобильного телефонов и предложил обращаться напрямую в случае возникновения каких-либо вопросов.

Проректор ДГУНХ Магомед Магомедов сказал, что молодыми людьми часто движет обостренное желание справедливости и иногда готовность действовать в том числе и радикальными методами. Это желание часто возникает на фоне нынешних проблем: взяточничество, решения тех или иных чиновников, претензии к представителям власти и т.д. В этих условиях в стенах ДГУНХ стремятся не увеличить такое критическое отношение студентов к окружающей действительности. Взяточничество в вузе жестко пресекается, с учащимися ведется профессиональная работа, университет позиционируется как место распространения знаний, а не средство вымогательства поборов со студентов. Это твердые установки руководства ДГУНХ.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела