"

Искендеров: «Магомедали Магомедову был присущ политический подход к решению вопросов хозяйственного строительства и развитию экономики»

Фото:
2430
11 минут
Главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Гаджимурад Искендеров провел исследование роли Магомедали Магомедова в социально-экономическом развитии республики. В беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» он рассказал о своей работе.

Ученый отметил, что годы плодотворной и созидательной деятельности Магомедали Магомедова – 60-90-е годы XX века, являются одним из наиболее сложных периодов в истории нашей родины. С одной стороны, это были годы дальнейшего развития социалистического общества, напряженного труда миллионов советских людей, с другой – время накапливающихся нерешенных проблем и застойных явлений в жизни общества, приведших к предкризисной ситуации. В 90-е годы начались реформы и сопутствующий им кризис, трансформация общественных отношений в Дагестане.

«Вторая половина 60-х и 70-е годы в жизнедеятельности М. Магомедова тесно связаны с решением хозяйственно-политических задач дагестанского села, в частности он возглавляет Левашинский райком партии. Сфера деятельности сельского райкома охватывала политические, социально-экономические и культурно-воспитательные процессы села. Районный комитет непосредственно не управлял экономикой, это была компетенция государственных и хозяйственных органов. Но райком направлял ее развитие.

М. Магомедову был присущ политический подход к решению вопросов хозяйственного строительства, развитию экономики, который предполагал правильные взаимоотношения партийных комитетов с советскими, хозяйственными органами и общественными организациями района. Труженики полей и ферм района добивались выполнения напряженных производственных планов. 3а успехи в развитии аграрного производства Левашинский район награждался почетными грамотами и знаменами на уровне республики и Российской Федерации», – отметил собеседник агентства.

Он рассказал, что особая роль в решении задач аграрной политики КПСС принадлежала сельскохозяйственным отделам. Сельскохозяйственные отделы партийных органов, как правило, укомплектовывались компетентными работниками, прежде всего, из числа специалистов, хорошо знающих сельскохозяйственное производство, имеющих опыт в партийно-политической деятельности. Огромный практический опыт, накопленный им во время работы в Левашинском районе, был востребован, и Дагестанский обком партии назначил Магомедали Магомедова в 1975 году заведующим сельхозотделом.

«В период 1975-1979 годов сельхозотдел партии совместно с аналогичным отделом Совета министров ДАССР, министерством сельского хозяйства и агропромышленными объединениями сосредотачивает внимание на таких узловых вопросах, как работа с кадрами, обобщение и распространение передового опыта, внедрение научно обоснованной системы землевладения, внедрение комплексной механизации в животноводстве и на ее основе – новых форм организации и оплаты труда.

По инициативе М. Магомедова сельхозотдел подготовил ряд мероприятий для успешного решения задачи по развертыванию рисосеяния в республике путем создания специализированных рисоводческих хозяйств, сосредоточенных в основном на территории Терско-Сулакской низменности, где было построено 36 тыс. га в основном инженерных рисовых систем, что позволило увеличить производство зерна и ускорить расслоение земель», – рассказал Гаджимурад Искендеров.

По его словам, о большой экономической выгоде возделывания этой культуры в республике свидетельствуют такие факты, что, занимая в 1975 – 1980 годах около 12% зернового поля республики, валовые сборы этой культуры составили около 21% общего объема производства зерна по Дагестану. В урожайном 1978 году сбор риса составил 87,6 тыс. т., из них 75% было сдано государству.

Возглавляя сельхозотдел обкома партии, а затем, будучи назначенным в 1979 году первым заместителем председателя Совета министров Дагестана, М. Магомедов направлял свои силы, а также усилия работников на решение проблем, имеющих определяющие значение для повышения отдачи полей и ферм, отметил собеседник агентства. Большая работа была проведена по специализации и концентрации виноградарства в хозяйствах республики.

Он напомнил, что в начале 1978 года прошло совещание хозяйственного актива республики, передовиков виноградарства и садоводства. В своем выступлении М. Магомедов говорил о высокой эффективности отрасли виноградарства в условиях Дагестанской АССР и подчеркивал: «Занимая 2,2% сельскохозяйственных угодий, виноградники дают более 35% валовой продукции растениеводства. Валовое производство винограда за период 70-х годов возросло с 70,5 до 300 тыс. тонн. В хозяйствах республики урожайность выше, чем где-либо в Европейской части СССР. Капитальные вложения в эту отрасль в условиях Дагестана окупаются за 3-4 года».

«Успехи в развитии виноградарства и садоводства в республике в 70-80-е годы были несомненными, и в этом большая заслуга М. Магомедова. По производству винограда дагестанская АССР занимала первое место в РСФСР. Так, в 1980 году в общем объеме по Российской Федерации на долю нашей республики приходилось более 55%.

Хозяйства республики отгружали в свежем виде фрукты, овощи и виноград во многие области и республики Советского Союза. Поставки их в центральные и северные районы ежегодно возрастали. В 1980 годы за пределы Дагестана было отправлено 15 тыс. т. плодов и более 30 тыс. т. солнечной ягоды. С развитием виноградарства и садоводства расширялся ассортимент и повышалось качество вырабатываемых в Дагестане виноматериалов. Дагестанские марочные вина и коньяки были отмечены на международных и всесоюзных конкурсах 32 золотыми, 30 серебряными медалями и 4 Гран-при», – рассказал профессор.

Он также добавил, что значительные перемены и положительные сдвиги произошли в развитии овощеводства, овцеводства, птицеводства. «О плодотворной и созидательной деятельности М. Магомедова по руководству аграрным сектором экономики Дагестана свидетельствуют данные о поощрениях тружеников села Советским правительством за успехи в выполнении и перевыполнении народнохозяйственных планов по производству и продаже государству сельскохозяйственной продукции.

За успешное выполнение заданий 9-й и 10-й пятилеток были награждены 4 тыс. 272 человека орденами и медалями Советского Союза, в том числе 83 человека – орденом Ленина, свыше 1 тыс. 280 человек удостоены почетных званий Дагестанской АССР и 64 человека – почетных званий РСФСР. А 66 работников сельского хозяйства, добившихся больших успехов, были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда.

За годы 10-й пятилетки трудящиеся Дагестанской АССР, ряда городов и районов, предприятий, колхозов и совхозов завоевали 118 переходящих Красных Знамен во Всесоюзном и Всероссийском социалистических соревнованиях. Четырежды награждалась республика переходящим Красным Знаменем ЦК КПСС, а по итогам 1979 года Дагестанской АССР было вручено переходящее Красное Знамя Совета министров РСФСР и ВЦСПС», – отметил ученый.

Он также добавил, что М. Магомедовым проявлено много инициатив по решению ключевых проблем агропромышленного комплекса Дагестана, социальных проблем населения городов и сел республики.

«В обстановке, когда в стране ощущалась нехватка ряда продуктов сельского хозяйства, один из путей пополнения продовольственных ресурсов виделся в создании и развитии подсобных хозяйств при предприятиях и парторганизациях. В декабре 1978 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О подсобных сельских хозяйствах предприятий, организаций и учреждений».

Благодаря поддержке и при активном участии М. Магомедова в период 1982-1984 годов было создано 46 подсобных хозяйств только для одновременного содержания 20 тыс. голов крупного рогатого скота и 4 птицефермы на 150 тыс. голов птицы. В 1985 году такие хозяйства были созданы при 146 предприятиях и организациях. Они производили мясо в живом весе 1 тыс. 646 тонн, молока – 924, овощей – 380, картофеля – 56 тонн и другой продукции.

Одним из слагаемых продовольственного баланса республики оставалось производство сельскохозяйственной продукции в личном секторе (ЛПХ), отношение к которому в обществе на протяжении всей истории социалистического строительства не раз менялось то в сторону его жестокого ограничения, то в сторону некоторого смягчения и создания условий для развития», – рассказал Г. Искендеров.

М. Магомедов на посту председателя Совета министров, по словам сотрудника ИИАЭ ДНЦ РАН, активно содействовал принятию законодательных и организационных мер, которые обусловили дальнейшее развитие и рост личных подсобных хозяйств городских и сельских жителей. По его указанию в 1983 году населению республики для приобретения скота было выдано 100 тыс. руб. ссуды, продано 63,8 тыс. тонн грубых и 3,7 тыс. тонн комбикормов, более 3 тыс. цыплят, около 500 голов поросят. Число лиц, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйствах, достигло 19% от общей численности населения Дагестана в трудоспособном возрасте.

Он отметил тот факт, что большая роль принадлежит М. Магомедову в развитии специализации и концентрации аграрного производства в республике. «Были найдены и апробированы различные варианты специализации и концентрации производства, экономически обоснованных, всесторонне взвешенных решений практических вопросов, их осуществления с учетом имеющегося опыта, местных условий. В Дагестане значительное развитие получили специализации виноградарских, овощеводческих, птицеводческих хозяйств, были созданы межколхозные и государственно-колхозные предприятия. Он постоянно интересовался, помогал и поддерживал производственную деятельность агропромышленных объединений «Дагвино», «Дагконсервпром», «Птицепром», «Дагплодоовощпром», «Дагплодпром».

Говоря о путях совершенствования производственных отношений в аграрном производстве, М. Магомедов на республиканском экономическом совещании сказал: «Перспективу мы видим в специализации и концентрации промышленного и сельскохозяйственного производства, являющимися важным фактором успешного осуществления таких программных задач партии правительства, как неуклонное повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, всестороннего развития личности, ликвидации существенных различий между городом и селом, умственным и физическим трудом, превращение сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального».

Он проводил курс на внедрение прогрессивных форм организации и повышения эффективности аграрного производства. Магомедов нацеливал внимание партийных комитетов, советских и хозяйственных органов на внимательное изучение накопленного опыта, пригодность различных конкретных форм кооперации в тех или иных местных условиях», – рассказал Г. Искендеров.

Ученый сообщил, что, несмотря на немалые издержки и трудности, сохранившиеся в агропромышленном комплексе, во второй половине 80-х годов сельхозпредприятия Дагестана в целом обеспечили дальнейшее развитие общественного производства, и по многим параметрам им удалось не только выполнить плановые задания, но и увеличить производство сельскохозяйственной продукции. Так, например, к началу 1988 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий увеличилось по сравнению с 1971 годом на 12,7%, свиней – на 35,3, овец и коз – на 10,9%.

Деятельность М. Магомедова на различных высоких государственных постах в Дагестане всемерно способствовала успешному решению вопросов развития сельского хозяйства по пути повышения его эффективности, совершенствования управления, освоения новых организационных форм аграрного производства и пользования новейших научно-технических достижений, считает Г. Искендеров.

«Большой вклад внес М. Магомедов в индустриальное развитие Дагестанской АССР в 80-е годы, когда он занимал пост председателя Совета министров. Высокими темпами развивается машиностроение, химия, энергетика и другие отрасли. За 1981-1985 годы сверх плана было реализовано продукции на сумму более 300 млн рублей. Наряду с мерами по повышению промышленного производства на базе существовавших предприятий продолжалось наращивание промышленного потенциала республики, строились новые заводы и фабрики. Вступили в строй действующих около 40 новых промышленных предприятий, мощностей и крупных цехов.

Количество производственных и научно-производственных объединений и предприятий на самостоятельном балансе увеличилось с 245 в 1981 году до 251 в 1985 году. Стараясь как руководитель Правительства республики делать все, чтобы Дагестан имел прочную материально-производственную базу для дальнейшего развития индустриальных отраслей, М. Магомедов придавал большое значение расширению и укреплению строительной базы. В 14 строительных объединениях и трестах, 144 первичных строительных и ремонтных подразделениях трудились около 50 тыс. человек. Были созданы такие крупные новые тресты, как «Кавказкурортстрой», «Дорспецстрой», монтажное управление «Южстальконструкция», «Закавказавтоматика».

М. Магомедов поддерживал практику создания филиалов крупных промышленных предприятий в сельских районах республики, располагавших избыточными трудовыми ресурсами. В 1985 году в районах работало 12 таких филиалов. Ежегодно ими производилось продукции более чем на 30 млн рублей. Можно сказать, что создание таких филиалов в какой-то мере решало и проблему социального переустройства населенных пунктов, где они функционировали», – рассказал он.

По словам собеседника агентства, М. Магомедов в условиях совершенствования экономики, повышения уровня развития промышленности особо выделял необходимость установления более глубоких и разносторонних хозяйственных связей между предприятиями республики и страны. «Махачкалинский завод им. М. Гаджиева получал сырье, комплектующие изделия для выпуска своей продукции от 373 предприятий областей, краев, республик, завод «ДаЗЭТО» – от 236, а завод сепараторов – от 156 предприятий.

Продукция дагестанской промышленности все активнее находила сбыт во многих зарубежных странах. Особенно широкие связи были налажены со странами социалистического содружества. В страны СЭВ Дагестан отгружал более 40 наименований промышленной продукции.

За 1981-1985 годы в эти страны было отправлено промышленной продукции на 42,8 млн руб. За эти годы дагестанские предприятия не получили ни одной рекламации на свою продукцию, уже одно это свидетельствовало о хорошем качестве поставляемых машин.
М. Магомедов, отстаивая свои позиции, в своих выступлениях высказывал свои идеи, планы и мысли о перспективах социально-культурного развития Дагестана. Он ориентировал государственные органы власти и управления на необходимость обеспечения культурных и духовных запросов населения республики целой системой очагов культуры, распространенностью и доступностью художественной и учебной литературы, периодических изданий», – отметил сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН.

По его словам, достаточно сказать, что в 80-е годы, когда М. Магомедов возглавлял Правительство республики, в Дагестане произошло дальнейшее укрепление материально-технической базы культурно-просветительных учреждений. За 1985-1988 годы в ДАССР были введены в эксплуатацию 27 новых клубов, капитально отремонтировано 287, проведено паровое отопление в 323 клубах. В течение 1985-1988 годов в республике наблюдается рост количества учреждений культуры клубного типа всех ведомств, достигнув в 1988 году своего максимума – 1 тыс. 215 клубов.

«Имела место тенденция увеличения количества библиотек и их книжно-журнальных фондов. В промежуток времени с 1985 по 1990 годы количество массовых библиотек увеличилось на 77 единиц. За этот же период число книг и журналов возросло на полтора миллиона.

В 90-е годы, когда начались реформы и сопутствующий им кризис, М. Магомедов твердо был убежден, что в сложных социально-экономических и политических условиях властные структуры Дагестана найдут приемлемые и оптимальные решения острых вопросов, избегая крайних, необдуманных мер для выхода из кризисного состояния.

Выступая на торжественном собрании, посвященном 5-летнему юбилею принятия Конституции Республики Дагестан, 23 июля 1999 года он сказал: “Оценивая сегодня результаты пройденного за пять лет пути, можно сказать, что Дагестан при всех испытаниях не только выстоял, но и сделал значительный шаг в проведении политических реформ и социально-экономических преобразований, в укреплении своей новой государственности”», – заключил Гаджимурад Искендеров.

Новости раздела