"

Дагестан отмечает 95-летие образования республики

Фото:
4629
11 минут
Сегодня Дагестан отмечает 95-летие образования республики. Принятие 20 января 1921 года Всероссийским Центральным Исполнительным комитетом Декрета об образовании Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики – в ряду судьбоносных событий, которые повлияли на жизнь многих поколений дагестанцев. Создание дагестанской автономии явилось точкой отсчета нового этапа истории наших народов.

Вопрос государственного устройства и самоопределения наций бывшей Российской империи потребовал своего неотложного решения в первые же дни после свершения Октябрьской революции 1917 года. Лидер большевиков Владимир Ленин указывал, что «действительно свободным и прочным может быть лишь то государство, законодательство которого предусматривает возможность свободного отделения других наций и создание ими самостоятельных государств. Только на основе признания права на самоопределение за каждой нацией возможно подлинно интернациональное объединение рабочих всех наций».

Право наций на самоопределение – это, прежде всего, морально-политическое требование предоставления каждой нации реальной возможности самостоятельно решать вопрос о своей судьбе; это есть также и юридическое право наций на создание суверенного государства или государственного образования. В начале ноября 1917 года Советское правительство опубликовало Декларацию прав народов России, в которой объявило все народы России свободными и равноправными, провозглашая решение национального вопроса по следующим принципам: равенство и суверенитет народов России; право народов на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств, населяющих территорию России.

Одной из форм реализации права наций на самоопределение в нашей стране явилась автономия. Советская автономия представляла собой внутреннее самоуправление народа определенной территории, отличающейся национальным составом населения и особыми хозяйственными, бытовыми и прочими условиями, в составе суверенного государства в пределах, определяемых государственной властью союзной республики. Такая точка зрения Советского правительства на формы государственного устройства была выражена в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой третьим съездом Советов в январе 1918 года. Подготовленный большевиками документ соответствовал тогдашним европейским правовым нормам, в определенных моментах даже опережал их.

В Декларации говорилось, что Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик. Причем эта федерация – не просто национальная, а национально-территориальная. Особенность Российской Федерации с самого начала ее возникновения состояла в том, что она создавалась на основе сочетания административно-территориальной и национально-территориальной (а позднее и национально-государственной) форм государственного строительства.

Господствующей тенденцией в национально-государственном строительстве стало стремление к строительству автономий в рамках Советской России. Во время гражданской войны уже установился твердый порядок образования автономий в РСФСР. Он исключал договорные отношения и строился только на законе. Поэтому все автономные республики, автономные области и автономные трудовые коммуны образовывались актами центральной власти.

Положение о национально-автономных образованиях было закреплено в Конституции РСФСР 1918 года. В ней говорилось, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в РСФСР». Советская автономия и федерация учитывали своеобразие быта, культуры, экономического состояния различных наций и народностей, давали возможность объединить нации, стоящие на различных ступенях развития, гармонически сочетать национальные интересы каждого народа с общегосударственными, наладить мирное сосуществование, братское сотрудничество всех наций и народностей России.

Федерализм более или менее обеспечил единство Российского государства и выступил тогда в России как способ сохранения российской государственности. Ленин предлагал развивать федерацию в сторону ее большей демократизации, то есть посредством расширения самостоятельности республик с тем, чтобы со временем за центром сохранились лишь два-три полномочия. Однако впоследствии из-за нарушения основных принципов федерализма страна превратилась в жесткое унитарное государство.

Автономия Дагестана: первые шаги становления

В соответствии с установившимся порядком центральные органы РСФСР приняли решение о предоставлении Дагестану автономии. 13 ноября 1920 года на Чрезвычайном съезде народов Дагестана нарком по делам национальностей РСФСР Иосиф Сталин огласил Декларацию об образовании Дагестанской Автономной Советской республики. Законодательно образование Дагестанской АССР было закреплено Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 20 января 1921 года, который установил, что Дагестанская АССР является частью РСФСР.

Декрет ВЦИКа определял основы государственного устройства Дагестанской АССР. В состав ДАССР входили 10 округов и территории Каспийского побережья Дагестана. Были определены также система органов управления, права местных органов власти и управления, порядок взаимоотношений федеральных и местных органов. Создание национальной государственности, предоставление народам Дагестана права на решение вопросов своего внутреннего устройства имели большое значение для укрепления в республике советской власти. В округах проходили митинги, собрания, съезды, одобряющие решения Советского правительства о предоставлении автономии Дагестану.
Хотя в Декрете ВЦИКа подтверждалась принадлежность полноты власти в республике Дагревкому, однако ближайшей задачей указывалась необходимость отзыва Учредительного съезда Советов и перехода от системы назначаемых органов власти (ревкомов) к выборным органам – Советам. Осенью 1921 года в Дагестане прошли выборы в городские и сельские Советы.

В начале декабря 1921 года состоялся Вседагестанский Учредительный съезд Советов. Съезд одобрил деятельность Дагестанского Ревкома и принял первую Конституцию ДАССР, установившую стройную систему органов государственной власти и управления республики. На съезде был избран Центральный Исполнительный Комитет Советов Дагестана.

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России с древнейших времен до конца XIX века Дагестанского государственного университета Людмила Труженикова считает, что практика государственно-правового строительства в нашей стране показала, что многие права, предоставленные автономиям, реализовывались далеко не полностью. Нарушались принципы национального суверенитета, национального равноправия, принципы сочетания прав федерации и республик. Нарушались также права народов на самоопределение, не признавались оперенные права автономных республик. Происходил процесс централизации государственной власти – федеральной власти по отношению к автономным республикам. Изменения правового статуса национальных автономных республик зависели от усмотрения федеральных органов, производились с нарушением национального суверенитета. Создавалось положение, при котором автономные республики официально признавались государствами, но их суверенитет не признавался.

«Начиная с середины 1920-х годов, особенно со второй половины 1930-х годов, в централизованном порядке проводилась политика, направленная на ограничение прав автономных республик. Федеральная власть усиливалась за счет ущемления прав и интересов автономных республик. Строгая централизация государственной власти, диктат центра, отход от принципов демократии, игнорирование национального суверенитета, права народов на самоопределение, отсутствие у автономных республик прав самостоятельно решать более или менее серьезные вопросы – все это привело к тому, что по отношению к правам человека, наций и народностей стали допускаться произвол и беззаконие, приведшие к самым отрицательным последствиям», – отметила она.

Историческое и социально-экономическое значение создания ДАССР

По словам научного сотрудника отдела новой и новейшей истории Дагестана Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Гаджимурада Искандерова, в рамках дагестанского исторического процесса начала XX века впервые за многовековую историю народы Дагестана объединились в единое государственное образование. Дагестанская АССР получила широкие права в политической, экономической и культурной жизни, позволявшие органам государственной власти и управления самостоятельно решать многочисленные вопросы хозяйственного строительства, административного устройства, распределения бюджетных средств, проведения налоговой политики, организации здравоохранения, образования, начать первые изыскательные работы.

«После образования Союзного государства (СССР) в декабре 1922 года федеральная и союзная власти оказывали Дагестанской республике многостороннюю, неоценимую помощь в становлении всех атрибутов государственной власти, развитии экономики, культуры, здравоохранения и образования, подготовке национальных кадров. Вместе с тем, в первые годы становления дагестанской государственности не все вопросы взаимоотношений Дагестана с Центром решались с учетом интересов республики», – отметил он.

Известно, что вскоре после принятия ВЦИК Декрета об образовании Дагестанской АССР (январь 1921 года) в составе РСФСР руководящие круги России в спешном порядке создали так называемую объединенную Юго-Восточную область с центром в Ростове-на-Дону, чем помимо воли и желания руководства республики 3 ноября 1921 года Президиум ВЦИК связал Дагестан в экономическом отношении с Юго-Восточным объединением, а в дальнейшем – с Северо-Кавказским краем.

«Подводя некоторые итоги национально-государственного строительства Дагестанской АССР в 20-30-е годы XX века, необходимо отметить, что в те годы Дагестан со своей отдельной автономией шел впереди других автономных республик. Его опыт решения проблем национально-государственного и культурного строительства вызвал большой интерес не только в России, но и в целом в национальных республиках СССР, в европейских странах. Следует отметить, что становление национальной государственности Дагестана происходило демократическим путем. В полную силу был востребован созидательный потенциал дагестанского народа и его выдающихся представителей, лидеров республики: Дж. Коркмасова, Н. Самурского, А. Тахо-Годи, С. Габиева, К. Магомедова, Магомеда и Гамида Далгат, И. Алиева, Б. Астемирова, Н. Колесова, Х.-М. Ханмагомедова, Г. Гаджиева, М. Ахундова и многих других.

Выбирая путь развития в ходе строительства новой жизни в 20-30-е годы XX века дагестанские народы преследовали такие цели, как развитие общественного и культурного прогресса дагестанских народов; объединение многонациональной республики с Российской Федерацией; создание национально-государственного устройства республики. Отмечая 95-летний юбилей республики, мы должны сегодня констатировать разительные перемены в экономической, социальной, культурной сферах, произошедшие со времени провозглашения автономии в ноябре 1920 года и образования республики в 1921 году. За это время произошло качественное и количественное обновление республики как субъекта Российской Федерации», – говорит Искандеров.

В 1991 году Дагестанская АССР была преобразована в Республику Дагестан. По мнению историка, для республики ныне характерно отсутствие сколько-нибудь серьезных различий между городом и селом, наличие высокой степени интенсивных хозяйственных, культурных и человеческих связей. Подавляющее большинство населения республики осуществляет свою хозяйственную жизнедеятельность в этнически неоднородных зонах проживания страны, в общей социальной инфраструктуре, в единой культурно-информационной среде. Для их нормального проживания во многих субъектах Российской Федерации созданы представительства Дагестана с необходимыми атрибутами управления и взаимодействия наших народов с другими народами. Интенсивность повседневного межэтнического взаимодействия резко возросла, а культурно-языковые барьеры, затрудняющие его, давно ушли в прошлое.

Значительно возросла роль русского языка в межнациональном общении дагестанских народов как внутри республики, так и за ее пределами. Несмотря на некоторые потери в области этнокультурных обычаев и традиций народов Дагестана, социально-экономическое развитие республики сопровождалось интенсивными процессами консолидации народов. К началу рыночных реформ, ликвидации советской системы управления (80-начало 90-х годов) такие показатели социально-экономического развития народов Дагестана, как соотношение городского и сельского населения, его распределение по отраслям и сферам экономики и образовательная структура, были достаточно близкими между собой и в основном соответствовали средним показателям по Российской Федерации.

Каждая из народностей республики имела более или менее современную социальную структуру. Каждая из них была представлена значительной зрелой группой, подготовленной национальной элитой – технической, научно-образовательной, творческой и управленческой. Она была вовлечена в деятельность институтов политической, экономической и культурной системы республики. Народы Дагестана сегодня – это консолидированные и социально мобильные национальные общности, не замкнутые в территориально-этнических анклавах, а участвующие во всех структурах воспроизводства политического и социального бытия.

Практически на той же территории в границах 1923 года в рамках неизменной национально-государственной формы сложился новый социальный субъект – Республика Дагестан – более масштабный в демографическом, динамичный в экономическом и открытый в культурном плане; в социальной сфере, гораздо более сложной по структуре и универсальной по функциям. Народы Дагестана подтвердили и в новых исторических условиях, в период распада СССР, ликвидации Советов, образования новых независимых государств, свой однажды выбранный в 1920-1921 годах путь вместе с Россией и в составе Российской Федерации.

Таким образом, подытожил Искандеров, путь, пройденный народами Дагестана на протяжении XX столетия, представляет собой огромный опыт национального самоопределения, опыт становления современной, зрелой и демократической формы самоуправления, закрепленной в новой Конституции Республики Дагестан 1994 года.

«В Конституции Республика Дагестан определена как суверенное, демократическое государство в составе Российской Федерации. Таким образом, политический выбор, осуществленный народами Дагестана в 1990-е годы, соединяет глубокую историческую преемственность и новизну. Он является выбором перспективы дальнейшей модернизации экономики в целом, самого дагестанского общества, выбором в пользу более высокого статуса национальной государственности Дагестана по сравнению с автономной республикой 20-90-х годов XX века.

Сегодня республика подошла к такому рубежу, когда необходимо провести модернизацию всей экономики, когда можно и нужно ставить новые цели и задачи ускоренного развития промышленности по выпуску новой продукции высокого качества, созданию перерабатывающих отраслей, особенно продукции сельского хозяйства, развитию новых рабочих мест, ликвидации безработицы.

За прошедшие 95 лет своего существования республика, ее народы научились многому. 95-летний опыт убедительно свидетельствует, что важнейшими условиями благополучия нынешнего и будущих поколений являются сохранение и укрепление единства и сплоченности многонационального дагестанского народа, дружбы и братского сотрудничества со всеми народами Российской Федерации. Таким образом, создание государственности в Дагестане имело огромное историческое, социально-экономическое и культурное значение для народов края», – отметил Искандеров.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела