"

Число обращений к омбудсмену в Дагестане по проблемам в сфере ЖКХ увеличилось на 75%

Фото:
1134
8 минут
Число обращений жителей Дагестана к Уполномоченному по правам человека в республике, связанных с некачественным предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в 2013 году увеличилось на 75% по сравнению с 2012 годом, сообщили РИА «Дагестан» в аппарате омбудсмена.

«Жители Дагестана часто обращаются к омбудсмену с проблемами в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В истекшем году их количество возросло до 107. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства сохраняют свою остроту на протяжении длительного времени. Законодательство в данной сфере сложное, в него постоянно вносятся изменения. Многие граждане не знают точно, кем и в каком размере установлены тарифы на те или иные коммунальные услуги, какие именно виды работ и с какой периодичностью должна выполнять организация, обслуживающая многоквартирный дом и т.д.», – отметил собеседник.

С учетом актуальности данной темы Уполномоченным в 2013 году проводилась «горячая телефонная линия» по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг, в ходе которой поступило более 100 звонков. Граждане жаловались на нарушения их прав в данной сфере: отсутствие отопления, горячей и холодной воды, протекание крыши и т.д. По данным фактам уполномоченным были даны необходимые консультации, направлены обращения в администрации соответствующих муниципальных образований и Государственную жилищную инспекцию Республики Дагестан, которые взяты на контроль.

Кроме того, 15 ноября 2013 года Уполномоченным проведено заседание Экспертного совета на тему «Соблюдение прав граждан в жилищно-коммунальной сфере в Республике Дагестан», в работе которого приняли участие представители органов власти, обеспечивающих соблюдение прав граждан в указанной сфере (в частности, руководители Государственной жилищной инспекции РД, Республиканской службы по тарифам, глава муниципального образования «Город Махачкала»), общественных и управляющих организаций, отдельные граждане. Формат данного мероприятия представлял собой дискуссионную площадку, в рамках которой органы власти вели открытый диалог с населением, что позволило гражданам «быть услышанными», задать свой вопрос непосредственно той структуре, от которой зависит разрешение проблемы.

Как показывает практика, подавляющее большинство поступающих к Уполномоченному жалоб на нарушения жилищных прав граждан связано с необоснованным начислением долгов за коммунальные услуги. Так, в аппарат обратилась гражданка М. с жалобой на действия должностных лиц ООО «Энергосбыт-1». Как следует из обращения, заявительница является собственником квартиры, в которой зарегистрирована она одна, добросовестно оплачивает коммунальные услуги. Однако при внесении ею платы за коммунальные услуги в кассе ООО «Энергосбыт-1» ей произвели расчет за двух лиц. Представленные ею документы (домовая книга, справка от участкового уполномоченного полиции) сотрудники указанной организации не приняли к сведению. После вмешательства Уполномоченного начисления за коммунальные услуги производятся согласно количеству зарегистрированных в квартире лиц.

Особенно массовый характер приобретают жалобы на необоснованные начисления за потребленный природный газ. Так, к Уполномоченному обратилась гражданка З. с жалобой на действия должностных лиц территориального участка города Махачкалы ООО «Газпром МРГ Пятигорск» филиал в Дагестане. Со слов заявительницы, в ходе сверки расчетов за потребленный газ была выявлена переплата, которую должностные лица данного участка решили зачесть в счет ее будущих платежей, что в итоге не было сделано. Кроме того, заявительнице необоснованно начислен долг за газ со ссылкой на наличие в ее квартире автономного отопления, в то время как, согласно представленным ею актам инвентаризации, оно отсутствует. После вмешательства Уполномоченного перерасчет был произведен в счет будущих платежей за потребленный природный газ, а долг аннулирован.

Также граждане жалуются на сложности и с установлением приборов учета, в частности, потребленной горячей воды. В ее стоимость заложен не только объем, но и температура, что вполне разумно. Но установленные приборы учета в подавляющем большинстве жилых помещений рассчитывают только объем потребляемой воды вне зависимости от ее температуры. Оценить потребление именно горячей воды могут только приборы учета с термодатчиком, однако работники соответствующих служб крайне не заинтересованы в их применении. Причина – большие теплопотери, которые в случае применения таких приборов учета придется оплачивать не людям, а организациям, поставляющим горячую воду.

В этой связи приобретает значение деятельность органов власти (в частности, Управления Роспотребнадзора по РД, Республиканской службы по тарифам) по контролю за соблюдением организациями, осуществляющими жилищно-коммунальное обслуживание населения, требований действующего законодательства. Кроме того, органам местного самоуправления необходимо содействовать улучшению работы диспетчерских служб организаций жилищно-коммунального хозяйства, уделив при этом особое внимание своевременному и качественному рассмотрению ими жалоб граждан.

При оказании потребителям жилищно-коммунальных услуг допускаются многочисленные нарушения и со стороны управляющих организаций при проведении ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Люди не могут реализовать свои жилищные права в полном объеме, не понимают, на какие цели расходуются их деньги, достаточные для ремонта не одного дома. Для нарушений прав потребителей при оказании коммунальных услуг характерно то, что они часто затрагивают интересы не одного, а значительного числа граждан.

Так, к Уполномоченному поступило коллективное обращение жителей многоквартирного дома в Махачкале с жалобой на жилищно-коммунальное обслуживание ненадлежащего качества. Как следует из обращения, в подвальном помещении их дома происходит течь инженерных коммуникаций, неисправны конструкции чердачного помещения, металлические ограждения на крыше сорваны и провисают с дворовой части фасада, в подъездах происходит шелушение окрасочного слоя стен и потолков. После вмешательства Уполномоченного прокуратурой Махачкалы в отношении управляющей организации и ее директора были возбуждены дела об административных правонарушениях, направлен материал в суд с требованием об обязании устранить выявленные нарушения.

Главным документом, регулирующим отношения собственников жилья с управляющими организациями, является договор. Однако, как показывает практика, такие договоры зачастую не заключаются либо существуют в усеченном виде, не содержат обязательных требований.

Жалобы населения управляющие организации оставляют без внимания, граждане вынуждены обращаться в Государственную жилищную инспекцию Республики Дагестан. И количество таких обращений с каждым годом увеличивается. По информации данного ведомства, в 2013 году поступило 1 тыс. 490 обращений граждан на нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (статья 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При этом обнаружено 567 нарушений, на устранение которых выдано 275 предписаний. Составлено 153 протокола об административных правонарушениях, при рассмотрении которых на должностных и юридических лиц наложено административных штрафов на сумму 471 тыс. рублей.

Еще одна проблема, препятствующая эффективному управлению многоквартирным домом, возникает в случаях, когда жилые помещения первых этажей переводятся в нежилые с размещением в них коммерческих объектов (магазинов, кафе). В результате устанавливается отдельный вход – дверной проем в несущей стене, используется часть придомовой территории. Зачастую данные действия осуществляются без разрешения на изменение назначения помещения, его перепланировку. В итоге возникает конфликтная ситуация, когда появляется еще один собственник уже нежилого помещения, который преследует цель использовать общее имущество для извлечения прибыли.

В этой связи существует необходимость в проведении заинтересованными органами государственной власти и местного самоуправления совместно с собственниками помещений инвентаризации жилищного фонда, обновлении или восстановлении технической документации многоквартирных домов, их государственной регистрации как объектов недвижимости, оценки стоимости работ, выполнение которых требуется для обеспечения их надлежащего функционирования. Безусловно, без такой работы сложно наладить правовые отношения собственников помещений с управляющими, ресурсоснабжающими, а также контрольными и надзорными организациями на договорной основе.

Проблема усугубляется отсутствием у граждан-потребителей законодательно закрепленной возможности прямого доступа к общедомовому оборудованию. В то время как обращающиеся в суды граждане настаивают именно на предоставлении доступа к самим приборам, более того, практически во всех судебных процессах по данному вопросу граждане жалуются на фальсификации, приписки в документах управляющих организаций, завышение реальных показаний приборов учета. Документально подтвердить эти факты в отсутствие у них доказательств в виде реальных показаний приборов учета истцы не могут, поэтому практически всегда такие судебные процессы завершаются отказом в удовлетворении их требований.

Для обеспечения наибольшего доступа потребителей к документам управляющих компаний Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Однако работа управляющих организаций по-прежнему далека от соблюдения требований указанного нормативного акта. По данным Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан, за 2012 год выявлено 152 нарушения стандарта раскрытия информации, в 2013 году – 506. Это в основном отсутствие стендов, сайтов, публикаций в печатных изданиях, а также недостаточная содержательность информации.

В целях решения данной проблемы в ряде субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Ивановская область) разработана единая информационно-аналитическая система «Мониторинг жилищного фонда», которая обеспечивает взаимодействие между всеми участниками жилищно-коммунальной сферы. Региональные и муниципальные отраслевые органы, управляющие организации и граждане обмениваются информацией через сеть Интернет, которая впоследствии хранится централизовано.

Как отмечают в аппарате Уполномоченного, создание такого информационного пространства в республике позволило бы упорядочить управленческие процессы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, создать прозрачность и единообразие в деятельности управляющих организаций, которые смогут фиксировать вызовы специалистов на дом, аварийные ситуации, показания счетчиков и т.д. В то же время организация курсов подготовки руководителей ТСЖ, ЖСК и управляющих компаний при министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан позволила бы избежать ряд нарушений с их стороны.

«Зачастую активность самих жильцов в реализации прав и обязанностей, предоставленных им по закону, позволяет достигнуть желаемого результата. В связи с этим необходимо проведение широкой информационно-разъяснительной работы с населением, в частности, через средства массовой информации развернуть пропаганду положительного опыта жилищного самоуправления граждан», – подчеркнул источник.

Новости раздела