"

Ахмед Биарсланов: «Будущее российской науки зависит от того, удастся ли привлечь в нее молодежь»

Фото: caspian2022.mmco-expo.ru
180
5 минут

МАХАЧКАЛА, 8 февраля – РИА «Дагестан». Заместитель директора по научной работе ДФИЦ РАН Ахмед Биарсланов в День российской науки рассказал о деятельности Дагестанского федерального исследовательского центра РАН.

– Какие задачи решает ДФИЦ РАН?

– Основной целью деятельности ДФИЦ РАН является организация и проведение фундаментальных научных исследований, а также прикладных работ, имеющих большое значение для социально-экономического и культурного развития региона.

Дагестанский федеральный исследовательский центр является признанным лидером в области физики фазовых переходов и критических явлений, изучения растительного и животного мира Восточного Кавказа, биологического разнообразия экосистем Каспийского моря и геологии Восточного Кавказа, истории, археологии, этнографии, языков, литературы, фольклора и искусства народов Дагестана и Северного Кавказа.

В соответствии с Государственным заданием основными целями и задачами центра являются:

− решение задач междисциплинарного и мультидисциплинарного характера, получение качественно новых результатов мирового уровня в областях математики и физики, биологии, экологии, охраны окружающей среды и рационального природопользования, геологии, минералогии и минерально-сырьевых ресурсов, археологии, истории, этнографии, социологии, филологии и языкознания народов Северного Кавказа и Республики Дагестан;

− содействие сбалансированному социально-экономическому, политическому и культурному развитию регионов Северного Кавказа и Дагестана, улучшению качества жизни, сохранению самобытных традиций народов и народностей, типичных и уникальных природных и археологических комплексов, развития технологической базы и импортозамещения в различных отраслях экономики, изучения этнополитических процессов.

– С какими вызовами и проблемами сталкивается современная наука в России?

– Недостаток финансирования – это далеко не главная проблема российской науки. Чаще всего все беды науки валят на нехватку денег: отсюда и отсутствие престижа, и утечка мозгов, и нехватка оборудования, и, в конечном итоге, отставание в большинстве областей. Безусловно, финансовая проблема стоит перед российской наукой весьма остро, несмотря на принимаемые меры.

Проблема кадров. Будущее российской науки во многом зависит от того, удастся ли привлечь в нее молодежь и остановить «утечку мозгов». О «старении» российской науки говорят уже несколько лет. У молодежи совсем нет стимулов идти в науку, где вместо достойной зарплаты и возможности заниматься любимым делом, молодых ученых ожидает лишь весьма неопределенное будущее и постоянная борьба за место под солнцем. Не секрет, что во многих институтах нет ставок для молодежи, так как они заняты учеными пенсионного возраста. После окончания аспирантуры молодым людям просто некуда идти.

Проблема «излишней иерархичности». Эта проблема, безусловно, требует незамедлительного решения, так как напрямую связана с вопросами сохранения молодежи в сфере науки. В качестве первой составляющей проблемы можно выделить общую недостаточность молодых квалифицированных кадров в науке. С начала 1990-х годов резко снизился приток молодежи в науку и увеличился ее отток за рубеж, вследствие чего из научной сферы практически «выпало» поколение, которому сейчас 30-40 лет. «Потеря» представителей этой возрастной группы привела к серьезной проблеме в вопросах преемственности в науке: ведь, как показывает практика, ученые данной возрастной группы крайне эффективны в генерации новых идей и знаний. Также следует отметить, что именно в этом возрасте целесообразно пробовать привлекать ученого к административной работе.

Второй составляющей является излишняя консервативность многих руководителей научных организаций и образовательных учреждений, некоторое недоверие к молодежи. Да, российские научные школы – это великая традиция, которую нужно беречь и преумножать. Однако в современных условиях излишний контроль за активностью молодежи, недоверие со стороны руководства часто становится тормозящим фактором для развития молодых ученых как в научной сфере, так и в сфере административной. К сожалению, в России примеров молодых руководителей научных организаций и образовательных учреждений, молодых деканов, заведующих кафедрой или лабораторией не так уж много.

– Как государство поддерживает научные исследования и развитие науки в России?

– В настоящее время руководством Российской Федерации созданы благоприятные условия для укрепления взаимодействия науки, образования и производства в виде мощного ресурса в форме национальных проектов, направленных на формирование научно-технологических основ прорывного развития страны, качественного рывка в развитии системы образования, создания и расширения инфраструктуры, материально-технического оснащения научных и образовательных организаций.

В последние годы научные и научно-образовательные учреждения республики предпринимают активные действия для участия в национальных проектах «Наука и университеты». Здесь есть определенные результаты: в рамках национального проекта «Наука и университеты» в ДФИЦ РАН созданы две молодежные лаборатории общей численностью 24 человека, Институт физики им. Х.И. Амирханова, единственный из организаций Юга России вошел в консорциум специально созданного по Постановлению Правительства РФ Национального центра по физике и математике (НЦФМ) на базе Федерального ядерного центра в г. Сарове. В этом направлении в рамках крупного специального проекта идет активная работа со структурами «Росатома».

Многое делается и на уровне республики: за последние несколько лет расширена тематика и в три раз увеличен объем финансирования грантов Главы Республики, а с 1 сентября 2021 года оказывается финансовая поддержка талантливым молодым студентам и аспирантам в виде стипендий Главы республики, возобновлен конкурс «Лучший молодой ученый», направленный на содействие развитию научной и научно-технической деятельности на территории Республики Дагестан.

– Какие советы вы можете дать студентам, которые интересуются физико-математическими науками и хотят преуспеть в этой области?

– Эти рекомендации могут звучать достаточно банально, но они, как никогда, актуальны и важны – это конечно же побольше читать, развивать логическое мышление, тренировать память, решать математические и физические задачи, изучать историю физики, участвовать в работе научных кружков при кафедрах и факультетах, принимать участие в научных конкурсах, проектах, грантах.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела