Пятница 07 декабря 2018 г.

Республиканское
Информационное
Агентство

Приоритетным программам АПК в области животноводства - большей прозрачности

17 августа 2018 18:15 Опубликовано в:  Экономика  - Сельское хозяйство Источник :  РИА «Дагестан»
размер шрифта-+
Печать

В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717, в Республике Дагестан реализуются приоритетные проекты «Эффективный агропромышленный комплекс», согласно с которыми предполагается модернизация производственной базы и запуск работы высокорентабельных проектов в области животноводства.

Приоритетные программы Республики Дагестан «Эффективный агропромышленный комплекс» в отрасли животноводства являются актуальными, а в связи с введенными в отношении к России санкциями, вдвойне востребованными, учитывая это Правительством России в 2014-2018 годах организована государственная поддержка отрасли животноводства, благодаря которым удалость увеличить производство мяса, молока.

Проекты приоритетных программ «Эффективный агропромышленный комплекс» в отрасли животноводства, необходимо подвергать публичному обсуждению и экспертизе с привлечением заинтересованных ведомств, в том числе с привлечением научных и экспертных сообществ, что позволить более рационально и эффективно расходовать выделяемые денежные средства.

Ответственным специалистам Минсельхоза республики необходимо помнить, что недостаточно увеличить производство этих продуктов, нужно чтобы они были конкурентноспособными по качеству, стоимости и главное безопасными для жизни и здоровья потребителей, иначе курс на импортозамещение останется невыполненной.

Наш корреспондент встретился с Абакаровым Абдурахманом Магомедовичем, заведующим отделом сертификации продукции Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Республиканская ветлаборатория», экспертом по подтверждению соответствия мяса, мясной продукции, мяса птицы, яиц и продуктов их переработки и попросил подвести некоторые итоги по этой проблеме.

В торговой сети проблематично стала найти дагестанское яйцо. Почему?

Наибольший рост производства яиц пищевых в республике было достигнуто в 2005 году - 305 млн. штук, а наименьший - в 2012 году -176 млн штук.

Анализ общей структуры производства яиц по данным Минсельхозпрода республики показывает что, доля сельскохозяйственных предприятий (птицефабрик и птицеводческих хозяйств) в 2005году составляла 64,5%, то в 2013-2017 гг. – всего лишь 15 - 17%, то ест уменшилось в 3 раза. Вместе с тем, доля личных подворий по производству пищевых яиц выросла почти в 2 раза с 33,8% в 2005 году, до 74,3% в 2016 году, но эти показатели является спорными по следующим обстоятельствам.

В технологическом задании Минсельхоза республики на реконструкцию недействующих и простаивающих животноводческих комплексов и ферм указано, что в 2017 году в Хасавюртовском районе произведено 5,6 млн. штук яиц, что является реальной, учитывая производственные мощности птицефабрик «Хасавюртовская» (АО «Фермер»), «Тотурбийкалинская» (ИП Мустафеаев С.О.) и Акташ», но откуда взяты цифры - 15,3 млн. штук яиц в Карабудахкентском районе, где не функционирует на одна птицефабрика и птицеводческое хозяйство яичного направления является загадкой. Создается впечатление, что ответственные специалисты Дагстата и Минсельхозпрода республики не обладают объективной информацией или преднамеренно искажают статистические данные.

По данным Минсельхоза, в 2017 году произведено 260 млн. штук куриных яиц, что составляет 108% по отношению к 2016 году. Минсельхоз республики отчитался о выполнении плана по производству яиц, но непонятно, что за этот план, если она удовлетворяет потребности в товарном яйце республики не более 20%.

Согласно с республиканской целевой программой было запланировано довести к 2016 году производство товарного пищевого яйца до 400 млн штук в год, но этот план провален.

Занимаясь с 1998 года сертификацией продукции животноводства, в процессе которой анализируем и производственные мощности поднадзорных объектов, могу подвердть, что фактически, в 2017 году сельхозтоваропроизводителями произведено не более 50 млн штук яиц, все остальной приписки Минсельхоза республики и Дагстата.

Понятно, что статистика по ЛПХ приблизительное, но она не должна зашкаливать до такой степени. О том, что официальная сельскохозяйственная статистика не отражает реального положения дел в агропроме подчеркнул в статье в газете «Новое дело» бывший вице-премьер правительства республики Шарипов Ш.И. Он то знает, как и откуда берутся эти цифры.

Почему случилось такой резкий спад производства яиц?

Птицеводство является одной из самых рискованных отраслей животноводства в ветеринарном отношении, несоблюдение которых может привести к заболеванию и падежу птицы, а иногда к массовым. Так, причиной резкого снижения производства яиц пищевых явилась эпидемия гриппа птицы в птицефабриках «Махачкалинская». «Буйнакская», «Карантайская» в 2006 г., которая нанесла ощутимый удар по отрасли.

Кризис отрасли усугубился последствиями роста тарифов на корма, электроэнергию, газ, в результате чего произошёл существенный рост себестоимости продукции. Исчезла мотивация к производству этой продукции, так как изготовители не могут реализовать производимую продукцию ниже себестоимости, поэтому производство яиц в республике убыточно, невыгодно и не конкурентноспособно с продукцией других областей по себестоимости из за отсутствие реальной государственной поддержки этой отрасли. Кроме того, чтобы курица начала нести яиц, ее надо кормить не менее 1 года, а бройлера мясного направления направляют на убой в течение 35 -44 суток.

Производственные базы в результате простоя полностью разрушено.

А как обстоят дела с производством птичьего мяса? И достаточно ли в республике имеются убойные цеха?

С производством мяса птицы дела обстоять намного лучше. Если в 2012 году было произведено мяса птицы в живом весе 30,8 тыс. тонн, то в 2016 году – 50,0 тыс. тонн, благодаря которой в республике спрос на мясо птицы обеспечивается за счет собственного производства более 80% и эффективная реализация республиканской целевой программы позволить использовать потенциал для дальнейшего наращивания.

Весомый вклад к увеличению производства мяса птицы внесли ООО «Батыр-Бройлер», ООО «Птицефабрика «Гюней», ООО «Птицефабрика Шамхалянгиюрт», ООО «Вымпел-2002»; ООО «Тотурбийкалинская птицефабрика» (ИП Мустафев С.О.), ОАО «Хасавюртовская птицефабрика» (АО «Фермер») и другие.

Современные цеха по убою и переработке птицы в соответствии с стандартами с мгновенной (шоковой) заморозкой построены в ООО «Птицефабрика «Гюней», ООО «Птицефабрика Шамхалянгиюрт», благодаря которой изготовляется более 20 наименований мяса птицы в тушках и их частях, субпродукты пищевые.

В ООО «Батыр-Бройлер» находиться на стадии завершения строительство убойного цеха с глубокой переработкой мяса птицы, что позволить освоить более 50 видов мясной продукции, начиная с мяса птицы в тушках, частей птицы, субпродуктов пищевых, полуфабрикатов, колбасных изделий и копченостей из мяса птицы.

Учитывая рост производства мяса, особенно остро в республике встал вопрос организации убойных цехов соответствующих требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

Однако, в настоящее время владельцы птицефабрик и птицеводческих хозяйств «Тотурбийкалинская» (ИП Мустафев С.О.), «Хасавюртовская» (АО «Фермер»), «Вымпел-2002», «Куруш», «Акташ», «Каспийская», выращенную птицу реализуют в живом виде, а убой их осуществляется в примитивных убойных пунктах внутри населенных пунктов в с. Доргели (12 убойных пунктов), Какашура (8 убойных пунктов), Карабудахкент (5 убойных пунктов), в с. Ботаюрт (5 бойных пунктов), Нижнее Казанище (4 убойных пункта) не соответствующих ветеринарно-санитарным требованиям.

Убой птицы на этих убойных пунктах ухудшают санитарное состояние территорий и экологическую безопасность воздуха. Но, граждане занимаются подворным убоем птицы вынужденно, из за отсутствия другой работы, это своего рода бизнес и за убой одной головы получают от 10 до 15 рублей. Семейный бюджет при ежесуточном забое в одном убойном пункте 300 - 500 голов птицы пополняется рублем.

Какие преимущества имеет внедрения шоковой заморозки над обычным?.

При шоковой заморозке продукции не меняется структура тканей, обеспечивается бактериологическая чистота, пищевая ценность и вкусовые качества остаются неизменными; срок хранения быстрозамороженных продуктов выше, чем продуктов замороженных в обычных камерах. Это удобно для изготовителя и потребителя, для торговли, общественного питания. Он не требует размораживания и всегда готов к употреблению.

Но, несмотря на эти немаловажные преимущества, специалистами Минсельхозпрода республики, при реализации приоритетных проектов АПК в 2013 - 2020 годы не предусмотрено строительство убойных цехов с холодильниками шоковой заморозки в птицефабриках и крупных птицеводческих хозяйствах: «Вымпел-2002», «Хасавюртовская» (АО «Фермер»). «Тотурбийкалинская» (ИП Мустафев С.О.), «Акташ», «Эльдама», «КФХ «Аламат», «Куруш».

Выдерживаются ли ветеринарные риски при убое птицы?

Птицу, предназначенную для убоя необходимо выдержать предубойной голодной диете 6-8 часов, за 10 суток прекратит дачу антибиотиков и стимуляторов роста. На самом деле птицеводы перед убоем усиленно поят и кормят птицу, зачастую кормят глютеном и др. кукурузосодержашими кормами, чтобы придать мясе интенсивно желтый цвет, характерной для птицы выращенной в домашних условиях, что на самом деле такое мясо подходить не всем потребителям и вызывают аллергические явления у людей.

Означает ли это, что мясная продукция птицеводства изготовляется бесконтрольно?

Ветеринарная служба Республики Дагестан в пределах возложенных на него полномочий осуществляет государственный ветеринарный надзор и контроль за деятельностью поднадзорных птицеводческих объектов, специалисты проводят рейды по птицеводческим хозяйствам, на предмет мониторинга соответствия условий инкубации, выращивания птицы, убоя и реализации мяса птицы, яиц, ветеринарным требованиям, нормам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы продукции, а также сертификкацией продукцуии птицеводства.

Сколько предприятий животноводческой отрасли освоили программу импортозамещения?

На сегодняшний день, в отрасли животноводства освоили производство импортозамещающей продукции АО «Кизлярагрокомплекс» (сыры, колбасные изделия, копчености из мяса); ООО «Батыр-бройлер», ООО «Птицефабрика «Гюней», ООО «Птицефабрика Шамхалянгиюрт» (мясо птицы, субпродукты птицы пищевые, полуфабрикаты из мяса птицы), КФХ «Боз Торгай» ИП Аджекова С., ООО КФХ «Омарова», ООО «Агротехнопарк АгроДагИталия», ООО «Курбансервис», КФХ ИП Исмаиловой А.К. (мясо говядины, баранины, полуфабрикаты из мяса), где введены современные убойные цеха, позволяющие изготовлять более 20 наименований продукции птицеводства, мяса говядины, баранины (туши, части туш, субпродукты их в виде полуфабрикатов охлажденных, замороженных) с соответствующей маркировкой, упаковкой их.

В 2016-2017 годах в рамках приоритетного проекта «Эффективный АПК», реализуемой Министерством сельского хозяйства Республики Дагестан по программе «Дагестанский сыр» освоили производство сыра рассольного «Брынза» и других молочных продуктов:

в Тарумовском районе (КФХ «Афганец» ИП Гусейнова А.Н.; КФХ «Восток» ИП Гасанова К.Д.; КФХ «Гулебки» ИП Маммаева Ш.К.; КФХ «Дружба» ИП Магомедовой З.М.; КФХ Здоровье» ИП Рабаданова Н.М.; КФХ «Леваши» ИП Омаркадиева И.Х.; КФХ «Намус» ИП Ахмедова М.А.; ООО «Шанс»);

В Карабудахкентском районе (КФХ «Арслан» ИП Пайзуллаева К.; КФХ «Какашура сют булакъ» ИП Расулова А.А.; КФХ «Марат» ИП КФХ Хиясова К.А.; КФХ «Гурбуки»; СПК «Гурбуки»; КФХ ИП Умарова М.О.);

в Буйнакском районе (КФХ «Шидиб»; ООО Агрохолдинг «Легион»; КФХ ИП   Мусалаева Т.К.); ПК «Салим»;

в Лакском районе (ООО «Агрофирма Кунцалу», КФХ ИП Чаннанова А.О. КФХ «Кума» ИП Исупаева Р.Р., КФХ ИП Гучаева М.К.),

в Кизлярском районе:   (КФХ «Речное» ИП Серкерова М.Ш.; КФХ «Арчиб» ИП Мусабегова Х.О.; КФХ «Ахкент» ИП Шиябудинова Б.А.; КФХ «Прогресс» ИП Камилова М.К.; КФХ Читаб» ИП Камилова М.К.; СПК «Кикуни-1»; СПК «Кикуни-2»).

Сыр и другая молочная продукция, производимая вышеперечисленными сельхозтоваропроизводителями, подвергнуты процедуре подтверждения соответствия и сертификацию продукции в Государственном бюджетном учреждении Республики Дагестан «Республиканская ветлаборатория», на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013).

Учитывая, особенность развития преимущественно малых формах хозяйствования, целесообразно именно развития сыцехов, что позволить не только увеличить объемы производства сыров, но и повысить качество и безопасность и главное конкурентноспособ-ность их, в том числе позволить наладит производство использующихся наибольшим спросом сыра брынза, а также мягких, полутвердых, твердых сортов сыра, аналогов итальянский, голландских сыров (моцарелла, кашковал и др.) соответствующей маркировкой и упакованной в потребительскую тару.

Это позволит республике сделать огромный шаг вперед и занять достойное место не только в республике, но и в других регионах России, учитывая высокую экологическую ценность получаемого в республике молока и продуктов из него.

Какие недостатки можно отметить в развитии молочной отрасли?

Для увеличения производства конкурентноспособной и импортозамещаюшей молочной продукции, необходимо: - создание сырьевой базы, путем проведения модернизации молочно-товарных ферм; -племенной и селекционной работы и восстановления кормовой базы; - модернизация молокоперерабатывающих предприятий республики, путем разработки и реализации целевых программ, механизма кредитования.

Для этого, Минсельхозпроду вначале нужно было делать упор на модернизацию молочно-товарных ферм, оснащению их доильными аппаратами для ликвидации ручной дойки; охладителями молока; оборудованием для молочной лаборатории, чего фактически не сделано.

В Молочно-товарных фермах дойка коров осуществляется ручным способом без соответствующей обработки животных особенной в зимний период, отсутствуют молочные комнаты, не говорю о наличии молочной лаборатории с оборудованием для исследования качества и безопасности надоенного молока; отсутствуют фильтрующие материалы, вследствие чего бактериальная обсемененность молока превышает допустимые нормы.

В некачественном молоке не срабатывают молокосвертывающие препараты, из за чего не получается качественный сыр и другие молочные сквашенные продукты. Такое молоко особенно зимой становится головной болью для технологов молзаводов и цехов, поэтому они предпочитают работать с сухим молоком, хотя она дорожа, чем натуральное.

Похвально желание владельцев СПК «У. Буйнакского», КФХ «Мурад» ИП Абасова И., АО «Дарада-Мурада», КФХ НУР» и других наладить производство натуральной молочной продукции, для чего они закупили дорогостоящее оборудование за собственные средства и за счет господдержки. Однако, только КФХ «Нур» наладил частичное производство кефира, сметаны, творога и др. молочной продукции, у остальных оборудование простаивает из за отсутствия технологов, производственных лабораторий, без которых невозможно организовать производство молочных продуктов.

Я понимаю желание и инициативу этих предпринимателей, но я убеждал и убеждаю их не потратить свои и государственные финансовые средства зря, потому что у них нет условий для предотвращения ветеринарных и санитарных рисков при производстве этих продуктов, но они то думают, куплю фасовочный аппарат и буду производить сметану, кефир, сливки.

А в реальности, происходить так, строят молочный цех, оснащают дорогостоящим оборудованием и рекламируют открытие цеха по изготовлению молочной продукции с приглашением представителей минсельхозпрода, телевидения, фактически продукция не выдерживает требования к сертификации и через месяц цех закрывается и не знают кому продать это оборудование.

Если бы спросили мое мнение как эксперта, я бы никогда не согласовал, бизнес-проекты на переработку молока и изготовления сметаны, кефира, масла сливочного в условиях молочно-товарных ферм без лаборатории и отсутствия технолога, это не что иное, как неэффективное и нерациональное использование финансовых средств.

Мне жалко труд этих людей, почти все они без соответствующего образования, хотя приказами Минсельхозпрода РД от 08 мая 2018 г. № 185 и №186    «Об утверждении Положения о конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан по отбору участников мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм, приложения №2, указано о необходимости наличия документа (свидетельство, диплом и т. д.), подтверждающего получение среднего или высшего сельскохозяйственного образования или дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности.

Это означает, что эти бизнес-проекты прошли экспертизу формально и экспертная комиссия Минсельхозпрода республики не компетентна.

Владельцы почти всех вышеперечисленных молокоперерабатывающих цехов, при обращении в отдел сертификации не имели понятия и том, по какому стандарту изготовляют продукции, не говоря о бизнес-плане, требованиях технических регламентов по качеству, безопасности, упаковке и маркировке изготовляемой продукции. Поэтому, в процессе сертификации, мы помогли им определиться выбором стандарта, упаковки, маркировки, по которой изготовляется производимая ими продукция.

Кадровый вопрос в перерабатывающей отрасли животноводства остается актуальной?

Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Республиканская ветеринарная лаборатория», аккредитована в качестве испытательного центра и органа по сертификации пищевой и сельскохозяйственной продукции, где работают высококвалифицированные и опытные специалисты в области подтверждения соответствия молочной, мясной, рыбной продукции, в том числе аттестованные в Системе сертификации ГОСТ эксперты по подтверждению соответствия продукции. Компетентность экспертов подтверждаются через каждые три года в Регистре системы сертификации персонала в г. Москве.

На базе лаборатории «Высокие молочные технологии» ДагГАУ имени Джамбулатова М.М. освоены производство более 20 видов твердых, полутвердых сыров, кисломолочной импортозамещаюшей продукции, масла сливочного, разработаны стандарты по их внедрению.

Поэтому, целесообразно было бы в рамках приоритетной программы «Эффективный агропромышленный комплекс» на базе ДагГАУ имени Джамбулатова М.М. предусмотреть для сельхозтоваропроизводителей, претендующих на получение государственной поддержки, стажировки их по изучению предъявляемых ветеринарных, санитарных и технологических требований по программе дополнительного профессионального образования по специальностям по переработке молока, мяса, рыбы, сыроваров и т.п.

Я думаю, многие сами отказались бы первоначальной идеи и выбрали бы наиболее реальное производство.

Однако, опыт и знания вышеуказанных научных и экспертных сообществ остаются невостребованными разработчиками приоритетных проектов АПК в отрасли животноводства, несмотря на отсутствие соответствующих кадров по переработке молочной, мясной и рыбной продукции.

Необходимо помнить, без соответствующих кадров, планы приоритетных проектов «Эффективный АПК» по импортозамещению, останутся не реализованным из за неконкурентноспособности их по качеству и безопасности.

Что означает «собственная переработка молока»?

Много вопросов вызывает термин «Собственная переработка», по которому сельхозтоваропроизводители умудряются ежедневно перерабатывать 300-1500 литров сырого молока без соответствующих условий, оборудования, помещений.

В связи с этим, возникают вопросы, кем и как ведется учет произведенного, реализованного и (или) отгруженного сельхозтоваропроизводителями на собственную переработку молока, если ведется, объективна ли она? Фактически, в настоящее время никем не контролируется и остается надеяться на добросовестность сельхозтоваропроизводителей.

Хотя, с внедрением с 01 июля 2018 года обязательного оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме посредством Федеральной государственной информационной системе (ФГИС) «Меркурий», оборот всей подконтрольной госветслужбе продукции, в том числе произведенного, реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока, должна сопровождаться обязательно ветеринарными сопроводительными документами в электронной форме, с указанием ветеринарного благополучие дойного стада, количества молока и товарополучателя.

На произведенный сыр и на другие молочные продукты, сельхозтоваропроизводитель обязан предъявить декларацию о соответствии его требованиям технического регламента и оформить ветеринарный сопроводительный документ в электронной форме посредством Федеральной государственной информационной системе (ФГИС) «Меркурий». Почему бы, Минсельхозпроду республики для получения объективных данных о количестве произведенного и переработанного молока сельхотоваропроизводителями не воспользоваться данными ФГИС «Меркурий».

Учтены ли ветеринарные риски в приоритетных программах по развитию АПК республики?

Реализация федеральных, республиканских и ведомственных целевых программ Минсельхоза Республики Дагестан в рамках приоритетных проектов АПК невозможно без обеспечения ветеринарного благополучия в животноводческих объектах, особенно в птицеводстве, рыбоводстве, мясном и молочном скотоводстве.

Так, при нарушении ветеринарно-санитарных требований мясо, молоко и продукты их переработки могут быть источником заболевания людей бруцеллезом, туберкулезом, сальмонеллезом, трихинеллезом, бешенством. Бруцеллы сохраняются в мясе, во внутренних органах, костях, лимфатических узлах инфицированных туш - до 1 месяца, в шерсти до 3 месяцев, в молоке сыром 10 дней, в сметане, твороге, сыре (брынзе) - до 45 дней, туберкулезная палочка сохраняется соответственно - в мясе 9-10 дней, в масле, сметане - неделями, в сыре - до 4 месяцев.

Ветеринарная служба республики постоянно предупреждает потребителей о необходимости приобретать мясные, молочные, рыбные особоскоропортящиеся продукты только на рынках, подвергнутой ветеринарно-санитарной экспертизе и сопровождающиеся ветеринарными сопроводительными документами, подтверждающими происхождение и безопасность их.

По результатам проведенных исследований в ГБУ РД «Республиканская ветеринарная лаборатория» в 2016 -2017 годах выявлены факты превышения содержания остаточных количеств антибиотиков группы тетрациклина в 16 проб пробах молока коровьего сырого, что составляет 5,8% от исследованного количества, что также является проблемой для молочных заводов и цехов.

Несмотря на наличие вышеперечисленных ветеринарных рисков, согласно дорожной карте по реализации республиканской и ведомственной целевой программы в отрасли животноводства, не запланировано проведения государственной ветеринарной экспертизы поднадзорных объектов на стадии проектирования, ввода в эксплуатацию, капитального ремонта, хотя они были обязаны провести экспертизу на наличие и размещения объектов ветеринарной инфраструктуры на соответствие их требованиям РД-АПК 1.10.07.01-12 «Методические рекомендации по технологическому проектированию ветеринарных объектов для животноводческих, звероводческих, птицеводческих предприятий и крестьянских фермерских хозяйств».

Вследствие чего, эти объекты вводятся в эксплуатацию без объектов ветеринарной инфраструктуры.

Силами одной ветеринарной службы проблемы обеспечения благополучия животных и продукции животноводства решать невозможно. Ветеринарная служба с каждым годом теряет надзорные полномочия. Создалось парадоксальная ситуация, с одной стороны критикуют ветеринарную службу якобы на недостаточное выполнение своих обязательств, с другой стороны лишают возможности осуществлять плановую проверку запланированных поднадзорных объектов. Как может Комитет по ветеринарии республики выполнять свои обязанности, если она в течение 2-3 лет не может провести плановую проверку поднадзорного объекта.

При таком недоверии и подозрении, ожидать что ветеринарная ситуация в республике улучшиться не стоит, наоборот ухудшится.

А в соответствии с последними указаниями президента России В.В.Путина, объявлено трехлетний мораторий на проведении плановых проверок подконтрольных не допустивших грубые нарушения, также не ясно, кто будет определять эти грубые нарушения к примеру ветеринарного законодательства, Комитет по ветеринарии республики или Прокуратура республики?

Надеяться на то, что сельхозтоваропроизводители будут добросовестно выполнять свои обязательства по выполнению ветеринарных и санитарных требования, не приходится. Вместо этого они констатируют только свои права.

Приложением № 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 396) установлено, что «Субсидии предоставляются в поддержку собственного производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями, путем возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока, отвечающего требованиям по безопасности к сырому молоку, предусмотренным техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. № 67, и техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденным решением Комиссии Таможенного 385 союза от 9 декабря 2011 г. № 880.

По имеющейся информации, Минсельхозпрод республики, в 2018 году из реестра документов, необходимых представить для сельхозтоваропроизводителей, претендующих для получения государственной поддержки, подтверждающих факт производства, отгрузки для собственной переработки молока сырого, исключил ветеринарное удостоверение, сертификат соответствия, протоколы испытаний, подтверждаюшей сотответствие требованиям ГОСТ Р 52054-2003. Молоко коровье сырое. Технические условия по сортности, качества и безопасности; а на продукцию собственной переработки (сыры, сливки, творог, сметану и т.п.) – соответственно декларации о соответствии, что является нарушением требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 396.           

Минсельхозпрод республики фактически легализует и стимулирует производство потенциально опасной для здоровья граждан молочной продукции.

На мой взгляд, государственную поддержку должны получать добросовестные сельхозтоваропроизводители, изготовляющие качественную и безопасную продукцию, а также зарегистрированные во ФГИС «Меркурий» с 01.07.2018года и подтверждающие факт производства, реализации и (или) отгрузки хозяйствующим субъектом на собственную переработку коровьего сырого молока оформленными ветеринарными сопроводительными документами в электронном виде.

Переход на оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде станет серьезной помехой для недобросовестных сельхозтоваропроизводителей. Благодаря этой системе в случае обнаружения фальсифицированной продукции появится возможность отследить ее происхождение и изъять в полном объеме.

Предлагались ли со стороны госветслужбы республики предложения по внесению дополнений в республиканскую целевую программу по развитию АПК?

Приоритетные проекты «Эффективный АПК» необходимо ориентировать на уменьшение себестоимости животноводческой продукции   за счет модернизации производственной базы в соответствии с современными требованиями с выпуском готовой продукции с соответствующей маркировкой, упаковкой, субсидирования части затрат на мероприятия по предотвращению ветеринарных рисков.

Поэтому, ветеринарной службой было предложено Минсельхозпроду республики дополнить республиканские и ведомственные целевые программы АПК в отрасли животноводства разделами:

-проектом «Дагестанское яйцо», в рамках которого предусмотреть финансирования создания хотя бы 10 птицецехов по производству яиц пищевых, а также по возрождению работы птицефабрик «Махачкалинская», «Карантайская», «Буйнакская».

-проектом «Убойные цеха», в рамках которого предусмотреть финансировать строительство убойных цехов с холодильниками «шоковой заморозкой» в птицефабриках и крупных птицеводческих хозяйствах («Тотурбийкалинская» (ИП Мустафаев С.О.), «Вымпел-2002», «Хасавюртовская» (АО «Фермер»). «Акташ», «Эльдама», «КФХ «Аламат» и др.), что позволит взять процессы убоя по ветеринарный контроль, легализовать процессы убоя и ликвидировать примитивные убойные цеха внутри населенных пунктов.

-Проведение государственной ветеринарной экспертизы проектов по строительству животноводческих объектов на соответствие их требованиям документов ветеринарного законодательства, в части объектов ветеринарной инфраструктуры.

-Субсидирования затрат на: строительство объектов ветеринарной инфраструктуры (ветсанпропускник, убойно-санитарный пункт, вскрывочная и приобретение утилизационных печей); строительство убойных пунктов; приобретения дезинфекционных средств, ветеринарных препаратов, лабораторных исследований продукции птицеводства.

Учтены ли ветеринарные риски при производстве кормовой базой?

Эффективность реализации приоритетных программ «АПК» в отрасли животноводства зависить от наличия коровой базы, достаточной и полноценной по питательным свойствам, качественной и безопасной по ветеринарным показателям.

В настоящее время в республике функционируют ООО «Агрохолдинг Какашуринский, ООО «Ахдар» и ООО НПО «Аскор», которые изготовляют полноценные комбикорма концентраты для сельскохозяйственных животных, птицы, продукция которых сертифицирована на соответствие требованиям Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)», утв. Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317 с изменениями,

Однако, не все благополучно с производством кормов. Так, селении Дургели функционирует стихийная биржа, где функционирует более 12 зернодробильных цехов, с ежедневным оборотом до 400 тонн фуражного зерна и кормов, а также в селах Какашура (3 цеха), Нижнее Казанище, Ботаюрт (по 1), владельцы которых не зарегистрированы налоговой службой в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, ветеринарной службой хозяйствующие субъекты во ФГИС «Меркурий», производимые и реализуемые ими корма не сертифицированы, что является грубым нарушением требований статьи 13 закона РФ «О ветеринарии» 14 мая 1993 года N 4979-1 (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ), согласно с которым «Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, допускаются к производству и применению только при наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании».

Кроме того, птицефабрики «Вымпел-2002», «Акташ», «Эльдама»; «Хасавюртовская» (АО «Фермер»). «Тотурбийкалинская» (ИП Мустафев С.О.), «Эльдама», занимаются изготовлением комбикормов для вскармливания сельскохозяйственной птицы, хотя в сведениях о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) отсутствует указанная деятельность, производство которого также не сертифицирована.

Каким документами регулируются деятельность личных подсобных хозяйств?

Деятельность личных подсобных хозяйств регулируются Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ (с изменениями на 1 мая 2016 года), согласно со статьей Статья 2.

Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

В соответствии со статьей 3. технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) - действие этого технического регламента не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися, животноводством и процессы производства, хранения, транспортирования и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Владельцы ЛПХ фактически выращивают от 3 тысячи до 10 тысяч голом птицы, ежедневно подвергают убою и реализуют на рынке более 400 голов птицы (это явно не излишки продукции) и фактически нарушают требования этого технического регламента. Видимо такая ситуация не только в нашей республике, поэтому председатель Правительства России Медведев Д.А. дал поручение Минсельхозу России подготовить предложения по исправлению этой ситуации. На мой взгляд, это не ограничить их деятельность, наоборот позволить легализовать их деятельность, даст им возможность участвовать в реализации приоритетных проектов АПК и получить господдержку их деятельности, которого они в настоящее время лишены.

На Ваш взгляд какой выход из создавшейся ситуации?

За обеспечение ветеринарного благополучия территорий, организацию работы ветеринарной службы в конкретном муниципалитете, в том числе по организацию убойных площадок; ликвидации неблагополучных пунктов; утилизации биологических отходов - ответственны также руководители муниципалитетов поселений и районов, городов.

Граждане, осушествляющие деятельность в отрасли птицеводства, в том числе, владельцы инкубаторов, птицецехов, 25 убойных пунктов (в Дургели -12, Какашуре -10, Карабудахкаенте -4), 17 зернодробильных цехов, числятся как ЛПХ и не зарегистрированы в налоговой службе, хотя ведут предпринимательскую деятельность..

В каждом из 25 убойных пунктов ежедневно забивают в среднем 400 голов птицы, всего по району более 10 000 голов птицы, то есть более 15 тонн мяса птицы (это минимальные цифры). Только с селения Какашура ежедневно поставляется для реализации в Махачкале и других местах более 25 автомашин с мясом птицы. Можете представить, теневым бизнесом в Карабудахкентском районе производится более 50% мяса птицы, производимой в республике, сколько потенциальных налогоплательщиков и сколько налогов недосчитался район.

Однако, убойные пункты в селах Доргели, Какашура, Карабудахкент, Нижнее Казанище, Ботаюрт и в других селах, из за того, что они не соответствуют ветеринарным требованиям по санитарно-защитной зоне и по другим требованиям технических регламентов, не могут зарегистрироваться как хозяйствующие субъекты во ФГИС «Меркурий».

В Кадарской зоне Буйнакского района более 50 животноводов, занимаются откормом крупного рогатого скота, забой которых осушествляется в незарегистрированных убойных площадках, которые впоследствии поставляется в торговые сети г. Махачкалы и т.п..

С 1 июля 2018 года в соответствии с Приказом Минсельхопрода Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 589, внедрено обязательное оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме на подконтрольные ветеринарной службе грузы, для чего все хозяйствующие субъекты должны быть зарегистрированы во Федеральной государственной информационной системе (ФГИС) «Меркурий», которая позволить не только обнаруживать некачественную и фальсифицированную продукцию и отследить ее происхождение и изъять в полном объеме, но и позволить вести статистические функции отслеживать количество произведенной, отгруженной, переработанной и реализованной продукции хозяйствующими субъектами.

Я, ни в коем случае не хочу обвинять этих граждан, наоборот благодаря тяжелому труду их дагестанский рынок насыщен собственным мясом, они работают без никакой поддержки со стороны государства.

В реализации приоритетных проектов «Эффективный АПК» и «Обеление экономики» почему то не участвуют Муниципальное образование Карабудахкентского, Буйнакского, Хасавюртовского районов и главы поселений. Спрашивается, почему они не создают инвестиционные площадки поблизости этих сел по строительству современных и отвечающих ветеринарным требованиям птицецехов, убойных пунктов, кормоцехов? Сколько вокруг этих сел неиспользуемых по целевому назначению земель? Или они ждут инициативу с Махачкалы. Думаю, если создадут соответствующие условия, все владельцы инкубаторов, птицецехов и убойных пунктов в селениях Доргели, Какашура, Карабудахкент, Ботаюрт, Нижнее Казанище и других селах сами пожелают строится, а муниципальным образованиям всего лишь нужно выделить землю и создать инфраструктуру (дороги, вода, электричество, газ, утилизация биоотходов), а Минсельхозпроду республики в рамках приоритетных проектов - также построить объекты ветеринарной инфраструктуры.

Приоритетные проекты «Эффективный АПК» необходимо ориентировать на уменьшение себестоимости продукции за счет модернизации производственной базы в соответствии с современными требованиями с выпуском качественой и безопасной готовой продукции с соответствующей маркировкой, упаковкой, субсидирования части затрат на мероприятия по предотвращению ветеринарных рисков.

1 Приоритетные программы «Эффективный АПК» по развитию продукции птицеводства дополнить разделами:

-проект «Дагестанское яйцо», в рамках которого предусмотреть финансирования создания 10 птицеводческих хозяйств по производству яиц пищевых, а также по возрождению работы птицефабрик «Махачкалинская», «Карантайская», Буйнакская».

-проект «Убойные цеха», в рамках которого предусмотреть финансировать строительство убойных цехов с холодильниками «шоковой заморозкой» в птицефабриках и крупных птицеводческих хозяйствах («Тотурбийкалинская» (ИП Мустафаев С.О.), «Вымпел-2002», «Хасавюртовская» (АО «Фермер»). «Акташ», «Эльдама», «КФХ «Аламат» и др.:

-проект «Убойные цеха», в рамках которого предусмотреть финансировать строительство убойных цехов с холодильниками «шоковой заморозкой» в Карабудахкентском районе (в Дургели -12 цехов, Какашуре -10 цехов, Карабудахкаенте -4 цеха), Хасавюртовский район (село ботаюрт – 5 цехов), Буйнакский район (село Нижнее Казанище – 4 цеха), для чего выделить землю отвечающей по санитарно-защитной зоне требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (с изменениями на 25 апреля 2014 года) и создать инфраструктуру (дороги, вода, электричество, газ, утилизация биоотходов), а Минсельхозпроду республики в рамках приоритетного проекта развития птицеводства – предусмотреть строительство объекты ветеринарной инфраструктуры, что позволит взять процессы убоя под ветеринарный контроль, легализовать процессы убоя и зарегистрировать их как хозяйствующие субъекты во ФГИС «Меркурий» для оформления ветеринарных сопроводительных документов.

2. Приоритетные проекты «Эффективный АПК» дополнить разделами:

-Проведение государственной ветеринарной экспертизы проектов по строительству и реконструкции животноводческих объектов на соответствие их требованиям: РД-АПК 1.10.07.01-12. Методические рекомендации по технологическому проектированию ветеринарных объектов для животноводческих, звероводческих, птицеводческих предприятий и крестьянских фермерских хозяйств и РД-АПК 1.10.05.04-13. Методические рекомендации по технологическому проектированию птицеводческих предприятий;

-Субсидирования затрат на строительство в животноводческих, птицеводческих предприятий и крестьянских фермерских хозяйств объектов ветеринарной инфраструктуры (ветсанпропускник, убойно-санитарный пункт, вскрывочная и приобретение утилизационных печей); строительство убойных пунктов; приобретения дезинфекционных средств, ветеринарных препаратов, лабораторных исследований продукции в рамках программы производственного контроля.

3.В рамках приоритетного проекта «Эффективный агропромышленный комплекс» на базе ДагГАУ имени Джамбулатова М.М. предусмотреть для сельхозтоваропроизводителей, претендующих на получение государственной поддержки, стажировки их по изучению предъявляемых ветеринарных, санитарных и технологических требований по программе дополнительного профессионального образования по специальностям по переработке молока, мяса, рыбы, сыроваров и т.п.

4.В рамках приоритетного проекта «Эффективный агропромышленный комплекс» предусмотреть проведения модернизации молочно-товарных ферм, оснащению их доильными аппаратами для ликвидации ручной дойки; охладителями молока; оборудованием для молочной лаборатории.

5.В рамках проекта «Дагестанский сыр» провести анализ фактической эффективности реализации приоритетных проектов АПК в области животноводства в 2015-2017 годы, функционирующих цехов по освоению производства импортозамещающей продукции сыра «Брынза», полутвердых, твердых сыров и других молочных продуктов и соответствия их требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013).

6.Минсельзозпроду республики в соответствии с Приложением № 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 396) включить в реестр документов, необходимых представить для сельхозтоваропроизводителеми, претендующих для получения государственной поддержки, подтверждающих факт производства, отгрузки для собственной переработки молока сырого:

-ветеринарное свидетельство (справка), оформленное в электронном виде посредством Федеральной государственной информационный системы (ФГИС) «Меркурий», подтверждающее факт производства, отгрузки для собственной переработки молока сырого с указанием количества в тоннах, литрах, как хозяйствующий субъект;

-сертификат соответствия, протокол испытания, подтверждающее соответствия требованиям ГОСТ Р 52054-2003. Молоко коровье сырое. Технические условия по сортности, качества и безопасности молока сырого;

-на продукцию собственной переработки (сыры, сливки, творог, сметану и т.п.) – соответственно декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" и постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 396.       

7. Для обеспечения соблюдения ветеринарных требований и требований технических регламентов желательно было бы включить в состав комиссии по предоставлению субсидий специалиста-эксперта Комитета по ветеринарии республики.

Особое мнение по вышеуказанным проблемам сформированы как результат работы начиная с 1998 года в качестве эксперта по подтверждению соответствия продукции а, анализа ветеринарно-санитарного состояния сельхозтоваропроизводителей в отрасли животноводства.

 

Абакаров Абдурахман Магомедович, зав. отделом-руководитель органа по сертификации пищевой и сельскохозяйственной продукции Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Республиканская ветлаборатория», эксперт по подтверждению соответствия мяса, мясной продукции, мяса птицы, яиц и продуктов их переработки.

Сертификат компетентности эксперта №РОСС RU.0001.3103411.

Телефон мобильный 8(928)552-34-11




Больше важных и актуальных новостей в Telegram-канале РИА «ДАГЕСТАН». Подписывайся!
Всего просмотров: 1

Другие новости:

06.Dec.2018 15:16:21 Под руководством Абдулмуслима Абдулмуслимова обсуждены вопросы посевной кампании озимых зерновых в Дагестане
06.Dec.2018 15:10:43 В Махачкале прошел рейд по выявлению санкционной сельхозпродукции
05.Dec.2018 16:49:20 Вице-премьер Абдулмуслим Абдулмуслимов открыл ФАП в селе Хулисма Лакского района
05.Dec.2018 12:19:54 Россельхознадзор Дагестана обнаружил на границе крупную партию зараженного хлопка
04.Dec.2018 11:57:47 Дагестан увеличит протяженность современных дорог Махачкалинской агломерации в рамках федерального проекта
02.Dec.2018 16:55:17 В Минсельхозе России обсудили вопросы развития животноводства в Дагестане
01.Dec.2018 10:58:35 Вопросы развития сельскохозяйственной кооперации в Дагестане обсудили участники круглого стола в Махачкале
01.Dec.2018 10:01:00 Аграрии Дагестана намерены в 2019 году заложить порядка тысячи га новых виноградников
30.Nov.2018 11:25:00 Форум молодых аграриев стартует в начале декабря в Махачкале
29.Nov.2018 18:32:43 Россельхознадзор Дагестана возбудил дело в отношении главы поселка Дубки за несанкционированную свалку
29.Nov.2018 14:22:06 Руководитель дагестанского филиала Магомед Гаджимагомедов принял участие во всероссийском совещании Россельхозцентра
29.Nov.2018 10:19:20 Глава Минсельхозпрода Дагестана принял участие в международном агропромышленном молочном форуме в Подмосковье
28.Nov.2018 18:12:20 Президент агрохолдинга Подмосковья намерен построить в Дагестане комплекс переработки сельхозпродукции
27.Nov.2018 16:26:17 Россельхознадзор Дагестана задержал на азербайджанской границе более 83 тонн зараженной сельхозпродукции
27.Nov.2018 12:34:35 Россельхозцентр Дагестана назвал примерную площадь обработки против саранчи в 2019 году
25.Nov.2018 17:42:40 Дагестанские предприятия завоевали Гран-при Международного конкурса вин и спиртных напитков
22.Nov.2018 18:04:44 Глава Минсельхозпрода Дагестана принял участие в обсуждении вопросов реализации алкогольной продукции в СКФО
22.Nov.2018 15:20:52 Минсельхоз Дагестана намерен усилить контроль за данными муниципалитетов о посевных площадях
21.Nov.2018 16:03:47 Абдулмуслим Абдулмуслимов: «В Дагестане не хватает профессионалов в сфере АПК»
20.Nov.2018 16:23:00 В Дагестане на развитие мелиорации в 2018 году выделено 221 млн рублей
19.Nov.2018 15:35:56 Дагестан в 2019 году заложит в бюджете средства для развития лизинга сельхозтехники
17.Nov.2018 18:14:09 Первый замглавы Минсельхозпрода Дагестана принял участие в обсуждении вопросов сортоиспытательной деятельности в России
17.Nov.2018 17:27:38 Дагестанская делегация приняла участие во Всероссийском съезде сельхозкооперативов
17.Nov.2018 10:31:42 Свыше 98% проанализированных в Дагестане семян признаны качественными
16.Nov.2018 18:00:08 В Махачкале прошел сельскохозяйственный форум «Золотая осень Дагестана»
14.Nov.2018 17:25:42 С начала года в Дагестане проведены мелиоративные работы на площади около 5 тысяч гектаров
14.Nov.2018 14:31:28 Дагестан представил баранину на Китайской международной выставке
14.Nov.2018 11:25:00 ЗКТУ Росрыболовства: «В России до 20 раз увеличены таксы для исчисления ущерба, нанесенного водным биоресурсам»
13.Nov.2018 12:50:00 В Дагестане фермеры собрали свыше 1,7 млн тонн овощей
10.Nov.2018 17:53:00 Магомед Гаджимагомедов: «Строительство в Дагестане собственного питомниководческого комплекса – стратегическая задача»

РИА видео

Экологический вестник 30

Фоторепортаж

Дагестан отметил 73-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне

Дагестан отметил 73-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне