"

Зарипат Ахмедова: «Творчество Лакова является богатым культурным наследием и важным материалом для исследователей Дагестана»

Фото:
3532
4 минуты
В 2014 году исполняется 120 лет со дня рождения известного русского художника Николая Лакова. Родился Николай Лаков в семье живописца-монументалиста в 1894 году.
Его интерес к искусству проявился в раннем возрасте. Еще учась в школе, Н. Лаков работал помощником первого художника МХАТа В.А. Симонова. Образование Н. Лаков получил в Строгановском художественно-промышленном училище (1908-1918 гг.).

На формирование творческой манеры художника оказали влияние преподаватели Д. Щербиновский (ученик Чистякова), П. Пашков, художник-декоратор В. Егоров, в более поздний период Д. Кардовский, в студии которого в 1926-1928 годах Лаков занимался. В 1918 году Лаков добровольно вступил в Красную Армию (1918-1923). Находясь при политотделе Третьей армии Восточного фронта, он организует художественно-декоративную мастерскую. Под его руководством создавались агитплакаты, декорации для труппы театра политотдела Екатеринбурга, оформлялись агитпункты. Он активно сотрудничал с рабочими клубами, оформлял спектакли.

В 1928 году Лаков впервые посетил Дагестан. О работе Николая Лакова в Дагестане корреспонденту РИА «Дагестан» рассказала младший научный сотрудник отдела истории искусств Дагестанского научного центра Российской академии наук Зарипат Ахмедова.

Она отметила, что в этот период художник увлекся морскими видами края и под впечатлением создал ряд небольших графических произведений. Среди них «Ловцы на море» (1929 г.), «Лодки на берегу» (1927 г.), «Лагань-пристань» (1928 г.), «Рыбницы перед путиной» (1928 г., кар. уголь), («Прибой»1930 г., б. акв.). Чуть позже он работает над темой труда и отражает в своих произведениях большие стройки в Дагестане: «Гергебильстрой» (1930 г.), «Тачечники» (1931 г.), «В тоннеле Гергебильстроя». Также в его творчестве, посвященном Дагестану, множество горных пейзажей: «Кубачи» (1931 г.), «Халим-бек аул» (1931 г.), «Верхний Гуниб» (1932 г.), «Летние пастбища Кулинского района» (1934 г.).

В Дагестане он принял участие в первой выставке дагестанского изобразительного искусства, приуроченной к работе Вседагестанского юбилейного съезда Советов, организовал свою первую персональную выставку (1935 г.).

В 1933 году Н. Лаков принимает участие в литературно-художественной экспедиции, в состав которой входили Н. Тихонов, П. Павленко, В. Луговской, Р. Фатуев, и другие. Они посетили Гамзата Цадасу в Хунзахе, Сулеймана Стальского в Ашаг-Стале. После этой поездки он пишет ряд портретов, посвященных поэтам и писателям: «Советские писатели у Сулеймана Стальского», «М. Горький и С. Стальский на 1-ом Всесоюзном съезде писателей», портреты Э. Капиева, Н. Тихонова, В. Луговского, народных поэтов Дагестана Гамзата Цадасы, Сулеймана Стальского, А. Магомедова.

Отметила З. Ахмедова и вклад Н. Лакова в театрально-декорационное искусство Дагестана, и в частности национального костюма. «Первая работа по дагестанскому костюму была выполнена к пьесе Р. Фатуева «Горцы» в 1939 году, поставленной на сцене Московского драматического театра. После войны художник продолжал изучать народные танцы и костюмы. Увлеченный работой, он посещал репетиции Государственного ансамбля народного танца СССР, выполнил множество рисунков с движениями танца в самобытных национальных костюмах.

Заинтересовавшись работой художника, руководитель ансамбля Игорь Моисеев предложил ему выполнить эскизы костюмов. С 1948 по 1955 год Лаков работает главным художником Государственного ансамбля народного танца СССР. В 1952 году за успехи, в период работы в ансамбле Н.А. Лакову присудили звание лауреата Государственной премии первой степени. Опыт прошлых лет, поездки в экспедициях, множество выполненных набросков, а также изучение материалов по историческому народному костюму в различных музеях Москвы, Ленинграда, Махачкалы помогли художнику исполнить эскизы костюмов для декады в Москве», – рассказала она.

В 1958 году Н. Лакова приглашают в качестве главного художника в ансамбль «Лезгинка». За период работы художник выполнил множество эскизов, показав самобытность и красоту национального костюма. Каждый костюм был выполнен с удивительной характерной пластикой движений.

Многообразие дагестанской национальной культуры художник воплотил в дагестанских традиционных костюмах. Окончательные замыслы этой серии художник воплощает в технике литографии и шелкографии («Дагестанская лезгинка», автолитография, «Китайский танец с лентами», автолитография).

Лаков активно учувствовал в подготовке и проведении большого праздника декады дагестанского искусства, проходившей в Москве в 1960 году.

Большой раздел в творчестве художника составляют графические работы, выполненные разными техническими средствами (пастель, сангина, акварель, гуашь, уголь, темпера, автолитография).

Художник создал несколько циклов в графике: «Поездки по колхозам Дагестана» (68 рис.), «На рыбных промыслах Дагестана» (18 рис.), «Гергебильстрой» (14 рис.), «Деятели литературы и искусства» (21 рис.), «Сулакстрой и ущелье Черкей» (6 рис.), «Великая Отечественная война» (29 рис.). «Подмосковье» (14 рис.), «Танцы народов СССР» (12 рис.), «Танцы народов Дагестана» (14 рис.) и др. Среди графических работ есть несколько живописных полотен: «Ленин с подарками дагестанских кустарей» (1961 г.), «Старый быт», «Первый съезд горянок в городе Пятигорске» (1935 г.). Своеобразным увлечением художника была декоративная скульптура малых форм, которую он выполнял в технике папье-маше. Фоторепродукции некоторых из них экспонировались во всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.).

«Николай Лаков запечатлел в своем творчестве важные события, сегодня являющиеся документами исторического и культурного прошлого нашего народа. Оценивая наследие художника, хочется отметить многогранность таланта художника, глубокое понимание жизненных принципов, идейное богатство и разнообразие решенных форм. Творчество художника является богатым культурным наследием и важным материалом для исследователей Дагестана», – заключила З. Ахмедова.

Новости раздела