"

Вкладу Селима Хан-Магомедова в изучение народного зодчества дагестанские ученые посвятили научную сессию

Фото:
1469
6 минут
Институт языка, литературы и искусства имени Гамзата Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук провел научную сессию «Селим Хан-Магомедов и его вклад в изучение дагестанской народной архитектуры», посвященную 90-летию со дня рождения ученого.

В кратком вступительном слове врио директора ИЯЛИ Абусупьян Акамов охарактеризовал ученого как крупного искусствоведа, исследователя архитектуры русского авангарда и архитектуры народов Дагестана. «У нас добрая традиция проводить различного рода научные мероприятия, посвящённые юбилейным датам известных ученых в разных областях. Очередная научая сессия посвящена 90-летию со дня рождения известного архитектора, искусствоведа Селима Хан-Магомедова. Он сделал очень много для республики, создал, можно сказать, историю архитектуры Дагестана. Селим Омарович объездил около 130 горных сел, исследовал, обмерил и впервые ввел в научный обиход более тысячи памятников дагестанской архитектуры, о чем свидетельствуют его монографии», – отметил Акамов.

Главный научный сотрудник ИЯЛИ Амирбек Магомедов рассказал о жизненном и творческом пути Селима Хан-Магомедова. Он родился в Москве в 1928 году в семье военного инженера Омара Гаджикурбановича Хан-Магомедова, уроженца Дагестана, табасаранца, выпускника Тимирязевской академии. Мать Селима − Клавдия Васильевна Махова, уроженка села Вишенки Суздальского уезда Владимирской области, работала учительницей. В семье родились двое сыновей и три дочери.

Исследовать народную архитектуру Дагестана Селим Хан-Магомедова начал в известном Московском архитектурном институте (МАРХИ), где учился в 1945-1951 годах. Первые научные поиски молодого студента начались еще со второго курса. Но особенно знаковой в его судьбе оказались научные экспедиции в Дагестан. Все началось летом 1949 года, когда он, окончив 4-й курс МАРХИ, поехал в командировку от научного студенческого общества в Южный Дагестан. В этой экспедиции был детально обследован город Дербент и ряд лезгинских и табасаранских аулов в предгорьях. 31 марта 1950 года по материалам экспедиции он сделал доклад «Народная архитектура Южного Дагестана» на 5-й студенческой научной конференции в институте.

Встреча с архитектором, педагогом Геннадием Мовчаном стала важным везением в его судьбе. С третьего курса он учится у Мовчана, который вел на курсе в его группе архитектурное проектирование и в это же время писал диссертацию по архитектуре Дагестана. Ранее, в 1945 и 1946 годах, Мовчан обследовал горные районы Дагестана и на своих лекциях он ознакомил студентов со своими находками. Рассказы преподавателя о народной архитектуре Дагестана и знакомство с его обмерами увлекли студента Хан-Магомедова и на многие годы определили одно из основных направлений его научных поисков.

В 1955 году Хан-Магомедов защитил кандидатскую, а в 1968 году – докторскую диссертации по дагестанской архитектуре. Результаты работы исследователя по изучению дагестанской архитектуры были поистине огромными. Он выявил, исследовал, обмерил и впервые ввел в научный обиход более 1000 памятников дагестанской архитектуры, расположенных в 130 горных аулах. Из планировавшихся автором восьми книг уникальной издательской серии «Архитектура Дагестана» увидели свет шесть монографий.

Селим Хан-Магомедов являлся так же одним из крупнейших исследователей истории русского авангарда начала XX века. Им было изучено около 150 личных архивов архитекторов, художников, дизайнеров и скульпторов этой эпохи. За активную и плодотворную научную деятельность, отображенную в комплекте изданных трудов по истории российского художественного авангарда 1917-1933 годов, в 2005 году он был удостоен высшей награды Международного Союза архитекторов − премии имени Жана Чуми. Хан-Магомедовым написано более 450 научных трудов, среди которых монографии, брошюры, статьи, в том числе изданные за рубежом. Он лауреат двух Государственных премий, заслуженный архитектор Российской Федерации, заслуженный деятель науки Дагестана, доктор искусствоведения, почётный член Российской академии художеств, академик Российской академии архитектуры и строительных наук и Международной академии архитектуры в Москве. Награжден Орденом Дружбы (2003).

Руководитель проектной мастерской, кандидат архитектуры Курбанмагомед Керимов рассказал о проблемах развития современной архитектуры и градостроительства в Дагестане. Отмечено, что застроенные городские районы максимально уплотняются в результате «точечного» строительства, исчезают зоны зеленых насаждений, пешеходные пространства, зоны отдыха. Территории нового строительства застраиваются бессистемно, по проектам низкого, в том числе эстетического уровня. Отсутствует комплексность, ансамблевое и композиционное единство в застройке. Одним из объективных показателей этого является тот факт, что в Махачкале, к примеру, очень трудно найти достойное место для установки того или иного памятника. Ухудшается экология городов, страдает инженерная и транспортная инфраструктура.

«Сейчас трудно говорить о сложении какой-либо устойчивой дагестанской архитектурной школы. Исправление негативных процессов в сфере архитектуры и градостроительства в республике требуют пристального внимания со стороны общества и научной сферы. Для контрастного сравнения можно окинуть взглядом исторические поселения Дагестана, скрупулёзно изученные Селимом Хан-Магомедовым и другими исследователями. В горном поселении ограниченный набор архитектурных форм и пространств, материалов (камень, дерево), приемов и способов строительства. Но какая гармония каскадной архитектурной композиции на горном склоне, составляющая с природой единый ансамбль. Цельность, композиционное единство сомасштабность человеку – эти качества присущи и при взгляде со стороны, и в любой точке обзора внутри поселения. Может быть, в этом кроется один из уроков народной архитектуры.

В контексте рассматриваемых проблем возникают вопросы идентичности, соответствия тех или иных архитектурно-градостроительных решений, форм пространственной организации и стилевых особенностей, строительных материалов укладу, жизненным потребностям, ментальности и эстетическим представлениям дагестанцев. Их решение лежит, на наш взгляд, в том числе в обращении к истокам, к традиции, к их творческому осмыслению и внедрению в современную архитектурную практику. Однако применение в современной практике традиционных форм и решений весьма ограничено в силу изменившейся социальной структуры общества, экономических условий, технических достижений, художественных предпочтений. Хан-Магомедов справедливо отмечал, что национальные особенности архитектуры нельзя понимать как простое возрождение форм и приемов прошлого. Они должны быть прежде всего современны и гармонично сочетаться с удовлетворением материальных потребностей народа, правильным учетом природно-климатических и бытовых местных условий, достижениями строительной техники и современными эстетическими идеалами», – отметил докладчик.

По словам Керимова, современная интерпретация и использование элементов наследия народного зодчества может иметь различные подходы и решения. Сюда можно отнести сооружения музейного и мемориального характера, связанные с историческими событиями. Это могут быть объекты этнотуризма (гостиницы, турбазы), расположенные непосредственно вблизи исторических поселений. Докладчик представил несколько своих архитектурных объектов, в которых реализован подобный подход. В их числе мемориальный комплекс «Ватан», историко-культурный комплекс «Бурхай-кала» в селе Кумух, башня Гази-Магомеда близ села Гимры в
Унцукульском районе, музей – этнографический комплекс «Дагестанский аул» в местности Уйташ близ Махачкалы, тургостиница в селе Гергебиль, мемориальный комплекс «Белые журавли» на горе Тарки-Тау в Махачкале, культурный центр «Дагестан» и административное здание ПАО «РУСГИДРО» в Каспийске.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела