"

Торжественное собрание, посвященное юбилею выдающегося философа Магомеда Абдуллаева, прошло в ДНЦ РАН

Фото:
3929
5 минут
Торжественное собрание, посвященное 85-летнему юбилею выдающегося философа Магомеда Абдуллаева, прошло сегодня, 13 ноября, в Дагестанском научном центре РАН. Участие в нем приняли председатель Общественной палаты республики Гамзат Гамзатов, первый заместитель министра по национального политике Дагестана Зикрула Ильясов, сотрудники научного центра, друзья, коллеги, родственники юбиляра и многие другие.

Открывая мероприятие, председатель ДНЦ РАН Хизри Амирханов отметил, что юбилей такого человека – это не факт частной биографии. Это факт общественной жизни республики, событие, которое способствует тому, чтобы дела и достижения доходили бы до общества, ради которого мы все и трудимся.

«Магомед Абдуллаев – это человек науки, в отношении которого много раз можно говорить первый, впервые, раньше других, дальше других и так далее. Вряд ли в республике есть человек, которому незнакомо имя Магомеда Абдуллаева. Он известен не только в республике, имя этого ученого известно в нашей стране и за ее пределами. В частности, там, где выходили его труды, – во Франции, Болгарии и Турции», - отметил он.

Амирханов подчеркнул, что Магомед Абдуллаев – выдающийся исследователь с широкими познаниями и научными интересами, с высоким интеллектом, ярким философским мышлением, популярный педагог и публицист, видный общественный деятель.

Магомед Абдуллаев родился в селе Губден Карабудахкентского района в семье колхозника – чабана. В семье не было человека, обладающего грамотой, но, тем не менее, у маленького Магомеда рано появилась тяга к знаниям. Он пошел в школу, когда ему не было еще 6 лет, знаниями овладевал быстро: за три года окончил начальную школу, за два года – педучилище, досрочно выполнил учебную программу исторического факультета Дагестанского государственного педагогического института и в 1951 году окончил его.

Было отмечено, что Магомед Абдуллаев – зачинатель ряда новых направлений философской науки в Дагестане. Его публикации посвящены истории, исламу и его разновидностям, общей и конкретной (прикладной) социологии, социальной философии, национальным отношениям, истории философии Дагестана и мусульманского Востока, духовно-нравственным процессам современности, философским проблемам медицины и информациологии. И во всех этих областях он внес определенный вклад, что дает полное основание назвать его энциклопедистом. Результатом необычайной трудоспособности, упорства, усердия и таланта юбиляра стали 30 монографий, 8 учебных пособий, 9 сборников авторских статей, 260 статей в сборниках, журналах, более тысячи статей в центральных и местных газетах. Он признан одним из лучших публицистов и не раз премировался центральными и республиканскими печатными органами.

В многогранной деятельности ученого особое место занимает изучение философской и общественно-политической мысли Дагестана, являющейся частью отечественной философии. Магомед Абдуллаев проделал поистине огромную поисковую и аналитическую работу, в результате которой была аргументированно опровергнута утвердившаяся в науке нигилистическая концепция и доказано существование в досоветском Дагестане солидной письменной литературы, научной и философской мысли. Трудности состояли в том, что источники в своем абсолютном большинстве не были выявлены, собраны и переведены на русский язык, они были написаны на шести иностранных и семи языках народов СССР.

Однако положения и выводы его первой монографии по этой проблеме «Мыслители Дагестана XIX – начала XX века» (Махачкала, 1963) вызвали негативную реакцию в официальных кругах и среди большинства обществоведов. По представлению Института ИЯЛ Дагфилиала АН СССР книга была признана обкомом КПСС идейно вредной, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Автора обвинили в отступлении от классового подхода и идеализации патриархально-феодального прошлого, мусульманской культуры и духовенства.

По этому поводу ныне покойный академик Гамзат Гамзатов писал: «... Еще в начале 60-х годов труды М.А. Абдуллаева будоражили научную общественность. В них затрагивались новые, во многом неизвестные пласты культурно-философского наследия народов Дагестана, оспаривались вульгаризаторские и нигилистические подходы к его восприятию, и сама новизна такой постановки проблемы не оставила равнодушных. Всем еще памятны тяжкие упреки и обидные ярлыки, которых “удостаивался” М. Абдуллаев. Теперь все это позади, и мы не можем не осознавать, что дело, за которое так смело взялся М. Абдуллаев, было в сущности началом нового направления в научном осмыслении и интерпретации духовного прошлого народов Дагестана».

Абдуллаев выдвинул и обосновал также вывод об исторически прогрессивном значении арабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе и в Дагестане, который оказался важным в методологическом и весьма продуктивным в социально-познавательном отношениях. Позднее в ряде статей он обосновал, что арабо-мусульманская культура была вершиной средневековой мировой культуры и всюду, где она утвердилась, играла цивилизаторскую роль. Серьезным вкладом в изучение философской и общественно-политической мысли досоветского Дагестана является монография «Казем-Бек – ученый и мыслитель».

«По сути, Магомед Абдуллаев открыл для нас выдающегося ученого и мыслителя, оставившего более 160 работ, посвященных самым различным проблемам мусульманского Востока: мифологии, истории, языкам, литературе, философии, этике, праву, исламу и его течениям и сектам, антифеодальным и национально-освободительным движением. Он по праву считается одним из создателей отечественного востоковедения и вырастил плеяду талантливых востоковедов, прославивших русскую ориенталистику, и приобщил многих дагестанцев к светской науке. Он дорог нам и потому, что впервые в мировой истории показал, что борьба горцев Дагестана и Чечни в ХIХ веке носила национально-освободительный характер, а Имам Шамиль был вождем этого движения», – отмечали выступающие на конференции.

Высокую оценку научной общественности получила монография «Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана» (Махачкала, 1987). В ней, опираясь на подлинные источники, выявленные им и другими учеными, юбиляр опровергает представление об отсутствии в досоветском Дагестане естественно-научной и педагогической мысли, которое считалось неоспоримым, и впервые показывает, что местные ученые популяризовали и во многом развивали арабо-мусульманские и европейско-русские традиции в естественных и педагогических науках. Тем самым было окончательно развеяно бытовавшее долгое время представление об отсталости народов Дагестана, неспособности их к самостоятельному мышлению, к культурной деятельности и научному творчеству.

Другие выступающие на конференции также рассказали присутствующим о жизни и трудах юбиляра.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела