"

Мирзабек Мирзабеков провел исследование роли руководства Дагестана в решении сложных социально-культурных проблем в 90-е годы

Фото:
4243
9 минут
Исследование социально-культурного развития Дагестана в 90-е годы прошлого века провел сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Мирзабек Мирзабеков. В беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» он затронул некоторые важные аспекты данной научно-исследовательской темы, в числе которых и роль тогдашнего руководства республики в решении сложных социально-культурных проблем Дагестана.

Он отметил, что либеральные рыночные реформы, осуществляемые с начала 90-х годов, и затяжной кризис в экономике крайне негативно сказались на материально-технической базе и функционировании социально-культурной сферы страны и республики.

«В новых условиях объемы строительства социально-культурных учреждений резко сократились. Так, в 1988 году в Дагестане было введено школ на 16 тыс. ученических мест, дошкольных учреждений на 2,8 тыс. мест, а в 1996 году – школ на 1,5 тыс. ученических мест и не введено ни одного дошкольного учреждения. В 1997 году имелось 127 замороженных строительных объектов образования, из которых 40 школ с готовностью более 80%. По данным на начало 1995/96 учебного года, в капитальном ремонте нуждались 55,3% школ республики, в том числе 55,5% сельских школ.

Как и на предшествовавших этапах развития, в 90-е годы нехватка классных помещений вынуждала значительную часть общеобразовательных школ республики вести занятия в 2-3 смены. В 1999/2000 учебном году 59% школ Дагестана работали в 2-3 смены. Ухудшение материально-технического состояния, недофинансирование социально-культурной сферы крайне негативно сказывались на деятельности общеобразовательной школы и качестве учебно-воспитательного процесса в них.

Несмотря на эти трудности и нерешенные проблемы, усилиями республиканского руководства в лице Магомедали Магомедова, Абдуразака Мирзабекова, Хизри Шихсаидова, Муху Алиева, органов народного образования удалось не только сохранить, но и расширить сеть общеобразовательных школ в республике, увеличить контингент учащихся в них. В начале 1999/2000 учебного года в Республике Дагестан насчитывалось 1 тыс. 705 дневных общеобразовательных школ с 475,5 тыс. учащихся, что на 165 школ и 61,8 тыс. учащихся больше по сравнению с 1990/1991 учебным годом», – отметил Мирзабеков.

Он напомнил, что в 90-е годы в Республике Дагестан, как и целом в Российской Федерации, стали открываться новые инновационные общеобразовательные учебные заведения – лицеи и гимназии. Ряд средних общеобразовательных школ, в основном городских, был преобразован и получил новый статус, появились также экспериментальные школы с углубленным изучением отдельных учебных дисциплин и негосударственные (альтернативные) общеобразовательные учебные заведения.

По словам ученого, процесс демократизации и преодоления идеологического диктата в стране на рубеже 80-90-х годов знаменовал без всякого преувеличения ренессанс мусульманского конфессионального образования в Дагестане. В республике открывались исламские вузы, медресе, примечетские школы. В городах и сельских населенных пунктах были восстановлены и все активнее строились новые мечети. Ежегодно тысячи дагестанцев совершали хадж.

«Эти процессы находили понимание и активную поддержку председателя Госсовета Республики Дагестан Магомедали Магомедова. По свидетельству многочисленных документов, отзывам сотрудников аппарата тогдашнего Госсовета и Правительства Дагестана, он лично контролировал ход ежегодной подготовки и проведения хаджа соответствующими республиканскими структурами.

По данным Комитета Правительства республики по делам религии, в 2001 году в республике насчитывалось 1 тыс. 594 мусульманские мечети, имелось 909 Джума-мечетей. В этом же году в Дагестане функционировали 17 исламских вузов, 44 филиала этих вузов, 132 средних медресе и 245 начальных примечетских школ по чтению Корана. В них обучалось около 14 тыс. человек, в том числе в вузах – около 3 тыс., в филиалах – более 2 тыс., в средних медресе – более 5,3 тыс. человек, в начальных школах – более 3,3 тыс. человек. По степени распространения примечетских школ выделялись Хунзахский, Ботлихский, Карабудахкентский, Шамильский и Кизилюртовский районы», – сообщил сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН.

Было отмечено, что, несмотря на внешне благополучные показатели уровня духовной подготовки преподавателей исламских вузов Дагестана, качество учебного процесса и уровень подготовки их выпускников оставляли желать лучшего, что сказывалось на результативности работы мусульманских религиозных учреждений по морально-нравственному оздоровлению общества.

«Важнейшей составной частью системы образования Дагестана в 90-е годы, как и на предшествующих этапах общественного развития, оставалась высшая и средняя специальная школа. В указанное десятилетие, несмотря на существенное сокращение бюджетного финансирования и отказ от централизованного государственного распределения выпускников высших и средних специальных учебных заведений, система специального образования в многонациональном регионе продолжала неуклонно развиваться.

В республике продолжали функционировать и успешно развиваться государственный университет, педагогический, сельскохозяйственный, медицинский, политехнический институты. Статус последних четырех был поднят – педагогический, технический университеты, сельскохозяйственная и медицинская академии.

В 1990 году в 5 вузах республики обучалось 28 тыс. студентов, что на 3,2 тыс. человек больше по сравнению с 1985 годом. В начале 90-х годов при деятельном участии М. Магомедова в Дагестане было открыто шестое высшее учебное заведение – Институт народного хозяйства. Указывалось, что новый институт призван решить такие задачи, как подготовка специалистов в области управления, планирования предпринимательской деятельности, маркетинга, менеджмента, информационного, организационно-методического и научного обеспечения министерств, ведомств, объединений, предприятий, организаций республики, независимо от их ведомственной подчиненности; переподготовка руководящих работников и специалистов аппарата управления отраслей народного хозяйства; проведение научных исследований в области рыночных отношений и современных форм и методов управления и другие», – рассказал Мирзабеков.

Собеседник сообщил, что новым в развитии высшего образования в республике в 90-е годы, как и в других регионах страны, явилось зарождение и широкое распространение негосударственных учебных заведений, которые наряду с Махачкалой функционировали в Дербенте, Хасавюрте, Буйнакске и других городах, даже отдельных крупных сельских населенных пунктах республики.

«К началу 1999/2000 учебного года в Дагестане всего имелось 26 государственных и столько же негосударственных вузов, филиалов, представительств и учебно-консультационных центров. Такое увеличение сети вузов не было оправдано ни возросшими требованиями к уровню подготовки специалистов, ни запросами и потребностями отраслей народного хозяйства и социально-культурной сферы республики в кадрах высшей квалификации. Многие негосударственные вузы, их филиалы и представительства не имели необходимых лицензий, соответствующей учебно-материальной базы, профессорско-преподавательских кадров и нередко дублировали государственные вузы, действовавшие в республике.

Думается, что недостатки в деятельности негосударственных вузов, филиалов, представительств, функционировавших в регионе, было известно республиканскому руководству, в том числе и М.Магомедову. При всем этом, они не препятствовали их деятельности, понимая, что они способствуют снижению социальной напряженности в дагестанском обществе и отвлечению подрастающего поколения республики от антиобщественных поступков и действий», – считает ученый.

Он отметил, что в 90-е годы контингент обучающихся в негосударственных вузах Дагестана продолжал увеличиваться. В 1999/2000 учебном году в них обучалось 8 тыс. 388 человек. «Однако основным каналом подготовки специалистов с высшим образованием в республике оставались государственные вузы. Этому способствовали, несмотря на возросшие трудности в новых условиях, целевое государственное финансирование этих вузов, относительно благополучное материально-техническое обеспечение учебного процесса и квалифицированный профессорско-преподавательский состав.

В анализируемое десятилетие в вузах Дагестана уделялось значительное внимание дальнейшему укреплению материально-технической базы, открытию новых факультетов и специальностей, повышению профессионального уровня преподавательского состава.

В 1995 году индустриально-педагогический факультет Дагестанского педагогического университета был реорганизован в технолого-экономический факультет с целевой направленностью подготовки учителей по специальности «Технология и предпринимательство». Факультет физической культуры преобразован в Институт физкультурного образования ДГПУ приданием статуса Учебно-методического центра министерства образования республики по непрерывному педагогическому образованию в сфере физкультуры и спорта. При педагогическом университете был открыт также Институт искусств», – рассказал Мирзабеков.

Было отмечено, что в целом в государственных вузах Дагестана к началу 1999/2000 учебного года обучалось 54,6 тыс. человек. Иными словами, основной кузницей подготовки кадров высшей квалификации в республике в анализируемый период оставались государственные вузы.

Исследователь также отметил, что в рассматриваемое десятилетие прослеживалась иная тенденция в развитии среднего специального образования в многонациональном регионе. «В начале 1999/2000 учебного года в средних специальных учебных заведениях Дагестана обучалось 19,1 тыс. человек, что на 2 тыс. меньше по сравнению с началом 1990/91 учебного года. Это в значительной степени являлось следствием падения престижа среднего специального образования и низкой оплаты труда специалистов во многих отраслях материального производства и социально-культурной сферы.

Сокращение объемов государственного финансирования социально-культурной сферы, изменение приоритетов и духовных ориентиров государственной культурной политики в 90-е годы негативно сказались на состоянии художественной культуры и культурно-просветительной работе в республике. Так, только за один 1993 год из сферы культуры Дагестана ушло около 350 специалистов. В 1993 году в муниципальные библиотеки республики поступило более 113 тыс. экземпляров книг, в 1996 году эти поступления уменьшились почти вдвое. Заметно сократилось издание художественной и иной литературы в регионе. Однако, несмотря на сокращение финансирования и ухудшение материальной базы, в клубных учреждениях, библиотеках Дагестана велась значительная культурно-массовая работа», – отметил собеседник.

Было также отмечено, что в 90-е годы министерством культуры республики ежегодно стали проводиться неделя «Театр и дети», «Неделя детской музыки», «Неделя детской книги», Республиканский конкурс юных музыкантов им. Г. Гасанова, праздники хоровой музыки, конкурсы учащихся музыкальных и художественных школ на стипендии России и Дагестана и другие.

«В республике продолжали функционировать 7 профессиональных театров. В 1998 году в Дагестане был открыт новый театр – театр оперы и балета. В последующие годы были созданы Азербайджанский, Ногайский, Табасаранский государственные театры. Они вносили весомый вклад в удовлетворение художественно-эстетических запросов населения. Были созданы камерный оркестр при Государственной филармонии, Ногайский оркестр народных инструментов, реорганизован государственный ансамбль песни и танца «Дагестан», присвоен статус государственного ансамблю «Молодость Дагестана», звание академического получил государственный ансамбль «Лезгинка». Впервые была осуществлена постановка балета «Парту Патима».

Дагестанская профессиональная музыка была представлена всеми жанрами и направлениями – опера, симфония, балет, камерная инструментальная и вокальная музыка, музыка к театральным спектаклям и кинофильмам, эстрадная. Новые веяния и демократизация общества позволили дагестанцам узнать о судьбе и творчестве выдающегося художника Халилбега Мусаева (Мусаясул). В 1991 году на родину из США было привезено 100 полотен художника. Этот бесценный дар Дагестану преподнесла вдова художника – баронесса Мелани Нагель, которая проживала в Нью-Йорке», – рассказал М. Мирзабеков.

По его словам, в новых условиях продолжали создавать высокохудожественные произведения такие известные мастера художественного слога дагестанских народов, как Ф. Алиева, М. Атабаев, Ю. Хаппалаев, Р. Рашидов, М. Митаров, М.-Р. Расулов, К. Абуков и другие. В созвездии художественного слога Дагестана все ярче сверкал талант народного поэта Дагестана, Героя Социалистического Труда Р. Гамзатова, который продолжал возглавлять писательскую организацию республики.

Отдавая должное таланту выдающемуся поэту современности, М. Магомедов, выступая на Десятом Съезде писателей Дагестана в июле 2001 года, отметил: «Во многом высокий авторитет и значительный общественный статус дагестанской литературы связан с именем, безоговорочным творческим авторитетом и личным обаянием председателя правления Союза писателей республики, лауреата Ленинской и Государственных премий, Героя Социалистического Труда, народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. Достойно представляя миру Дагестан, как выдающийся поэт современности, как известный государственный и общественно-политический деятель, Расул Гамзатов полвека успешно возглавляет республиканскую писательскую организацию, внося неоценимый вклад в развитие всесторонних контактов Дагестана со многими известными политиками, деятелями литературы, искусства и культуры в стране и за рубежом».

Новости раздела