"

Камиль Ханмурзаев: «Анвар Аджиев из тех поэтов, которые видят природу повсюду»

Фото:
3868
3 минуты
Сто лет исполняется в 2014 году со дня рождения народного поэта Дагестана Анвара Аджиева. Ученые-литературоведы отмечают огромное литературное и духовное наследие, оставленное поэтом потомкам. Заведующий кафедрой зарубежной литературы Даггосуниверситета Камиль Ханмурзаев, говоря о некоторых особенностях природоописания в поэзии Анвара Аджиева, отмечает, что Аджиев из тех поэтов, которые видят природу повсюду.

«Любой, кто начнет листать томик стихов Анвара Аджиева, сразу обратит внимание на то, как много у него описаний природы, она у него всегда где-то рядом, она постоянно сопровождает поэта в его наблюдениях и раздумьях и служит своеобразной точкой отсчета во всем. Читая его стихи, вспоминаешь слова, сказанные о природе Гете: «Все люди в ней, и она во всех... Кто не видит ее повсюду, тот не видит ее нигде». Анвар Аджиев как раз из тех поэтов, которые видят природу повсюду. В поэзии можно отметить, по меньшей мере, несколько подходов к описанию природы, и они, конечно, связаны с авторским мировосприятием. Это, во-первых, пейзаж как таковой, словесная зарисовка с натуры, объективная, холодная. Она характерна для классицизма, для эпохи Просвещения, когда рационализм царил во всем, в том числе и в природоописании», – говорит Ханмурзаев.

Природа в его стихах всегда живая, у него нет неживой природы. «Когда им плохо, плачут и былинки / И плачет зверь, чтоб боль свою унять». Он постоянно подчеркивает своеобразную одухотворенность природы. Природоописание у Анвара Аджиева неизменно сопровождается авторской рефлексией, тематический диапазон которой чрезвычайно широк, она касается если не всех, то многих сторон человеческой жизни. Пейзаж становится средством выражения субъективного настроения. Принцип природоописания в стихотворениях поэта можно обозначить как лирический пейзаж с глубоким эмоциональным подтекстом.

Характерно при этом, что природа у Анвара Аджиева не растворяется в переживаниях и размышлениях поэта, она сохраняет свою предметность, она очень конкретна и пластична. При этом она у него теснейшим образом связана с человеком, поскольку большая часть его деятельности протекает в системе природы, человек трудится на лоне природы, «бессонная мелодия труда», как выразился поэт, разлита повсюду. В его поэзии можно наблюдать поэтизацию крестьянского труда, воспевание его высоких смыслов.

Сама природа для Анвара Аджиева – высокий образец труда и творчества. Он сравнивает солнце с кузнецом, который ежедневно трудится, «вновь и вновь раздувает свой горн, / Чтоб, как ржавый металл, / Все пороки земные расплавить». А потом и себя, как поэта, уподобляет им обоим – «неустанно, как ты, / Раздуваю я пламя стиха, / Чтобы ярче улыбка / На лицах людских засверкала».

О чем бы он ни писал, Анвар Аджиев неизменно возвращается к природе, он постоянно соотносит с ней свое творческое поведение. Об этом свидетельствует вся его поэтическая система, все его художественные средства. При этом пейзажи поэта как-то национально окрашены, природа увидена в его стихах глазами человека, который с детства знаком со спецификой жизни своего народа, с характерными предметами обыденной жизни. Природа для него неисчерпаемый источник всего поэтического. Поэзия в ней повсюду. Анвар Аджиев считает, что поэзия разлита в природе, везде, надо только ее почувствовать, пережить и воссоздать.

В Дагестане обычно одни  поэты воспевают горы, другие – равнину. Но и те и другие односторонни и, как правило, далеки в итоге от гор и от равнины. Для Анвара Аджиева горы и равнина не существуют отдельно, сами по себе, они восприняты им в их естественном единстве. Образ природы в поэзии Анвара Аджиева сливается с образом родины», – говорит Ханмурзаев.

Новости раздела