"

Абдулатипов принял участие в научной конференции, посвященной Гюлистанскому договору

Фото:
5119
17 минут
24 сентября Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов принял участие  в Международной научной конференции «Гюлистанский мирный договор 1813 года: основные итоги и последствия для судеб народов Кавказа», состоявшейся в Дагестанском научном центре Российской академии наук.

В работе конференции также приняли участие заместитель Руководителя Администрации Президента и Правительства РД Исмаил Эфендиев, министр по национальной политике РД Алексей Гасанов и другие.

Как отметил председатель ДНЦ РАН Хизри Амирханов, проведение конференции было запланировано еще год назад. Подобные мероприятия проводились и ранее, однако им не придавалось такого широкого общественного звучания. Впервые эта дата рассматривается как значимая для республики.

Председатель также подчеркнул, что роль ученых в придании статуса этому событию невелика - эта идея принадлежит Рамазану Абдулатипову. Он также  заверил Президента республики в том, что ученые внесут посильный вклад в реализацию приоритетных проектов Главы Дагестана.

Исполняющий обязанности ректора Даггосуниверситета Магомед Магомедов в своем выступлении отметил, что национальная идея и историческая ценность Дагестана - единство нашей республики в составе России и поэтому основная задача – сохранить то общественно-политическое настроение быть в составе Российского государства, которое царит в Дагестане сегодня.

В своем выступлении Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов подчеркнул историческую значимость этого события для российской судьбы Дагестана: «Свой исторический выбор в пользу России народы и правители Дагестана сделали еще в конце XVIII - начале XIX веков. Предварительные переговоры начались летом 1813 в Тбилиси; в качестве посредника в них принял участие английский посланник в Иране. В сентябре 1813 открылись переговоры в Гюлистане (Нахичеван), 12 октября 1813 года  в местечке Полистан в Карабахе в результате русско-иранской войны был подписан мирный договор, по которому Иран признавал победу России и присоединение к ней Гянджинского, Карабахского, Шекинского, Ширванского, Кубинского, Бакинского и Талышского ханств, а также  Восточной  Грузии и Дагестана. Иран признавал за Россией исключительное право держать военные суда на Каспийском море.

Заключению Гюлистанского договора предшествовали исторические связи русского и дагестанских народов, которые своими корнями уходят вглубь веков. Этому во многом благоприятствовало выгодное географическое положение Дагестана. Разносторонним русско-дагестанским связям был нанесен удар татаро-монгольскими ордами.

В  конкретно-исторической обстановке конца XVIII - начала XIX века пророссийская ориентация большинства феодальных владетелей Дагестана соответствовала общенациональным интересам народов региона. Россия была наиболее реальной силой, способной оградить народы Дагестана от угрозы порабощения перманентно соперничавшими за сферы влияния восточными державами. В исторической перспективе владычество Ирана и Турции всегда было для Дагестана губительным, тормозящим общественно-экономическое и культурное развитие.

Гюлистанский мирный договор - не результат войны с дагестанцами. Это результат войны с Персией и поражение Персии в этой войне. Для нас сегодня очень важно, что этот процесс одновременно является процессом не только военно-политического включения, или государственно-управленческого включения, это процесс глубокой интеграции Дагестана с русским сообществом, социумом, культурой, языком, которая длится более 200 лет», - отметил Глава республики.

Как подчеркнул Рамазан Абдулатипов, важным этапом в развитии русско-дагестанских отношений был период, связанный с Восточным походом Петра I. Однако в Дагестанском научном центре очень мало внимания уделяется петровскому походу в Дагестан.

«Дело даже не в походе, а в том, что Петр I был в Дагестане – Дербенте, Тарках. Это историческое, очень важное событие. В каком еще субъекте современной Российской Федерации побывал Петр I? Таких - единицы. И почему мы эту петровскую историю не возрождаем, не используем для еще большей интеграции Дагестана в составе России?  

Присоединение Дагестана к России предопределило возникновение таких новых условий жизни, которые разрешили ряд проблем социального развития. Достаточно отметить, что сложились те необходимые мирные условия, которые способствовали развитию экономической жизни. Безусловно, эти «мирные условия» не следует представлять себе как некий идеальный мир. Дагестанским народам довелось принять активное участие в войнах России с иноземными захватчиками, в ходе которых они внесли достойный вклад в победу над врагами.

Прекращение нашествий иноземных захватчиков и грабителей, ликвидация политической и экономической раздробленности края и установление мира, стабильная хозяйственная жизнь - все это создало необходимые условия, послужившие толчком для возникновения и развития новых общественных отношений. Наглядным свидетельством этого явились быстрый рост численности населения, промышленности, сельского хозяйства, торговли, оживление городской жизни, культуры, которые мы наблюдаем в истории Дагестана со второй половины XIX и начала XX века. В этот период в Дагестане зародились и стали развиваться такие отрасли промышленности, как рыбная, винодельческая, консервная и другие.

Появились целые районы промышленного виноградарства и виноделия, садоводства, животноводства, продукция из которых вывозилась в Россию, в Закавказье. Дальнейшее развитие получили различные отрасли промыслов и ремесел, возникли промышленные предприятия. Вместе с тем экономическая политика царизма в Дагестане носила четко выраженный колониальный характер.

Рост дорожной сети способствовал созданию и расширению внутреннего рынка. Особую роль в этом отношении сыграло строительство железных дорог. В 1894 году была построена ветвь Владикавказской железной дороги до Петровска. А в 1899 году была построена дорога до Баку через Дербент. Движение по ней официально было открыто с 1 апреля 1900 года.

С развитием промышленности и транспорта формировался и рабочий класс, который складывался из отходников-дагестанцев, пришлых русских рабочих и отходников других национальностей.

Важными кузницами рабочих кадров для Дагестана были Баку, где в 1905 г. работало 3,5 тыс. дагестанцев, а также Тифлис, Грозный и другие города страны.

Одним из важнейших прогрессивных последствий присоединения Дагестана к России явилось открытие в крае светских школ. Как писал дагестанский мыслитель Гасан Алкадари, с присоединением Дагестана к России «для дагестанцев открылись двери к просвещению». В развитии культуры народов Дагестана огромную роль сыграли русский язык и русская интеллигенция».

Говоря о первых  ученых, серьезно и глубоко взявшихся за изучение истории и этнографии, географии и фольклора, филологии и медицины, природных богатств края, Рамазан Абдулатипов отметил таких видных представителей русской научной интеллигенции, как: А.Берже, В.Комаров, Ф.Леонтович, С.Броневский, П.Бутков, Г.Абих, Д.Анучин, В.Докучаев, Н.Пирогов и многие другие.

«С конца XIX -начала XX столетия при активном участии А.Дирра, П.К.Услара и др. русских ученых и учителей количество школ в Дагестане неуклонно увеличивалось.

В результате присоединения к России представители дагестанских народов впервые стали учиться в высших учебных заведениях России и Запада. В Дагестане, в частности в Порт-Петровске, Дербенте, Темир-Хан-Шуре, были открыты читальни, библиотеки.

Несмотря на влияние передовой русской культуры, дореволюционный Дагестан оставался отсталой, аграрной окраиной России. Основная часть трудового народа была неграмотна.

В то же время Гюлистанский мирный договор имел неоспоримо огромное историческое значение для России и особенно для народов Кавказа. Впервые международным договором было юридически оформлено вхождение Дагестана в состав России, что де-факто давно уже состоялось. Необходимо непредвзятое освещение судьбоносных событий истории Кавказского региона, событий огромного исторического значения и исторической ответственности, на показ этой истории в контексте политических процессов, происходивших на рубеже XVIII-XIX веках в России в целом и в сопредельных и дальних странах. Значимость данной проблемы обусловлена   также  негативным балансом, сложившимся в последние десятилетия, обусловленным в значительной степени кавказской геостратегической политикой США и западноевропейских держав, а также в связи с политическими реалиями на Ближнем Востоке».

«Всегда удивлялся тому, почему история русско-дагестанских отношений или отношений России и Дагестана сводится, как правило, к Кавказской войне, - продолжил Глава региона.-  Как будто до нее вообще ничего не было. Еще в 1612 году целая группа владетелей  именно в начале смутного времени активно начала вступать в  подданство России. Еще раз подчеркиваю – дело не в империях, происходит длительный процесс взаимодействия народов.

Когда писал об имаме Шамиле, долго думал, смотрел его документы, читал его письма. И пришёл к выводу, что Россия вообще не шла в Дагестан для того, чтобы бороться. За сферу влияния на Кавказе, в том числе Дагестана, боролись великие державы - Турция, Иран, Россия, Англия и Франция. Активная наступательная политика Российской империи увенчалась успехами.

Творцом истории был народ, а отнюдь не царизм. Вот почему главным во взаимоотношениях русского государства с дагестанскими феодальными владетелями является не союз династий, а то, что объективно сопровождало эту акцию - тенденция установления связей народов Дагестана со всеми народами Российского государства, что, в конечном счете, имело огромное историческое значение.

Безусловно, процесс вхождения Дагестана в состав Российского государства протекал не просто. Местным правителям и народам было нелегко отказаться от той степени «воли и суверенитета», к которой они привыкли за многие века. Но объективный «ход вещей» безусловно, подталкивал правителей и союзы джамаатов Дагестана к принятию подданства России. Это и закрепление России в Закавказье и на Каспии, а также в приморских районах Дагестана.

Отменяет ли юбилейная дата, связанная  с Гюлистанским договором, феномен имама Шамиля? Разумеется, нет. Вам как историкам, наверное, нет смысла напоминать содержание нескольких писем имама Шамиля в 30- е годы 19-го века (в период относительного затишья в крае). В этих письмах имам предлагал генералам заключить мирное соглашение, согласно которой Дагестан управлялся бы по своим законам (предполагалось, что по шариату, хотя в Дагестане было много противников этого), а России гарантировалось спокойствие в крае и недопущение грабежей и разбоев в «приграничных» областях. Собственно в этих письмах, еще задолго до завершения Кавказкой войны (с отчетливыми чертами гражданского конфликта) российское подданство не подвергалось сомнению, но, в неявной форме, звучала мысль о широкой автономии Дагестана.

Безусловно, не стоит забывать и о завещании Шамиля (для народов Северного Кавказа), покоренного благородством царя и русской элиты: не предавать Россию и никогда не ставить под сомнение российское подданство».

Рамазан Абдулатипов отметил, что сегодня Дагестан недостаточно интегрирован: «Даже сказал бы, что недостаточно эффективно интегрирован в составе Российской Федерации, в том числе в экономической сфере. Следовательно, процесс интеграции с русским социумом, сообществом, Россией является определяющим для нас. Я делаю для себя такой вывод – взаимосвязь и взаимозависимость с Россией для нас важнее, чем независимость, в сотни раз. Вообще в современном мире нормальный человек не занимается мелкими территориальными суверенитетами. Он максимально занят интеграцией в другие сообщества, которые есть вокруг. В том числе по целому ряду параметров нам надо интегрироваться с Азербайджаном. Мы фактически не используем потенциал Азербайджана для развития Дагестана. В Грузии немного другая ситуация. Она была одним из центров кавказской цивилизации, и недооценивать ее роль в развитии Дагестана невозможно. Тоже самое наше активное взаимодействие, интеграция с чеченцами, ингушами, осетинами, кабардинцами и т.д. Это надо осмысливать и сегодня надо говорить о том, как и в какой степени мы используем российский потенциал интеграции. В советское время это использовалось в десятки раз более эффективно, чем сейчас. Сейчас лозунгов много, а конкретных дел по интеграции недостаточно. Я вижу, что гуманитарные институты Дагестанского научного центра достаточно активно взаимодействуют и с московскими, и с петербургскими учеными и т.д., активно работают».

Глава Дагестана подчеркнул, что в республике всегда была хорошая историческая школа, наука, и республика отличается добротными исследованиями в целом по гуманитарным  наукам.    

«Система академии наук - это система, которая исторически утвердила себя в нашем государстве. Надо быть крайне осторожным в реформировании системы академической науки, чтобы не разрушить научные школы. Самое главное - это содержательная сторона жизнедеятельности академии наук. Мы заинтересованы в том, чтобы научное общество имело свое место, слово в современном российском обществе, потому как мы в этом нуждаемся. Независимо от того, как получится, дагестанский научный центр должен быть сохранен. Если кто-то будет выступать против его сохранения, мы образуем академию наук Республики Дагестан, и будем работать так, чтобы не потерять ни одного ученого, ни одну лабораторию. И конечно те подходы, которые высказывает и другая сторона, надо учитывать. Насколько эффективна научная деятельность, особенно тех ученых, которые занимаются прикладной наукой? Прикладная наука должна зарабатывать сама на себя. Фундаментальная наука должна поддерживаться государством, предпринимательскими структурами, разными фондами.

Историк - не просто человек, изучающий прошлое, это человек, который адаптирует прошлое к современности. И от уровня качества работы историка зависит, насколько эта история успешно работает на продвижение страны к прогрессу, на поиск истины, добра, красоты, любви и т.д. Еще раз подчеркиваю – мы очень нуждаемся сегодня в четких исторических оценках, при этом не должно быть так, чтобы одни точки зрения  считались правильными, другие неправильными. Это очень трудно определить. По-моему, историк в той или иной степени может приближаться к истине, а говорить, что он нашел единственную истину  - очень тяжело.

Большим достижением является то, что Хизри Амирханову удалось уйти вглубь веков. Чем больше мы углубляемся в историю, тем больше она становится историей. Это очень важно для Дагестана. Ученые других стран создают мифологию для своего народа, а мы начинаем уничтожать существующую, никому не мешающую мифологию. Кому мешало то, что Дербенту 5 тысяч лет? Придумали, что поселению 5 тысяч лет, а городу 2 тысячи. Как будто 2 тысячи лет назад было решение исполкома районного совета  о том, что они образовали город. Об образовании города у разных народов были разные критерии. Часто, выступая в Москве, я говорю – как раньше развивалась Россия? Развивалась гардарика – страна городов. Каждое село считалось градом. И почему-то дербентские поселения решили не считать таковыми.

Историк должен чувствовать время и соответственно подсказывать, в том числе и власти. Мы упустили дату празднования 200-летнего юбилея окончательного вхождения Дагестана в состав России. Вот уровень нашего исторического сознания, осмысления этого исторического пространства, в котором мы находимся. Теперь обратитесь к сознанию школьников, студентов: каково их понимание, в каком году они поймут, что мы отмечаем 200-летие вступления. Отсюда и многие процессы, потому что если мы равнодушны к состоянию сознания, в том числе исторического, культурного – это начинает против нас бороться.

Нами создан культурно-историческое сообщество, теперь раз в месяц собираемся выезжать в районы, города и проводить дни культурно-исторического просвещения. Это очень нужно для народа, потому что нельзя объединить только на обещаниях о повышении заработной платы. На этом невозможно объединить народ. Народ надо объединять какими-то идеями. Потому что человек - существо разумное, более того, это существо моральное, историческое, культурное. Возрождение человека и человеческого  общества определяется, прежде всего, тем, насколько он вмонтирован в эту культуру и культурные процессы. Поэтому, говоря о сегодняшнем юбилее – о 200-летии окончательного вступления Дагестана в состав Российского государства, мы должны сказать, что это событие, которое сегодня нам необходимо осмыслить. Потому что очень много стереотипов и предрассудков за все эти годы на эти процессы тоже нарастились.

Основной закон развития многонационального сообщества – закон интеграции. Один из моментов этой интеграции – культура. Культура как опыт социального бытия людей и общности, как уклад жизни. Даже сельская культура, которая была во многих аулах, исчезла, не доведена до наших молодых людей. Когда было такое, что мы бросали свои поля, свой промысел? Почему нельзя было все это сохранить? Наиболее благополучные страны – это страны, где есть ядро традиционной, исторической культуры. Потому что традиционная культура формирует только целостное сознание. Все остальные современные виды культур – массовая, информационная, голливудская – это отдельные элементы, элементы мозаичного сознания. Поэтому мы и встречаемся с молодыми людьми, у которых нет мировоззрения, четкого миропонимания. Нет никакой устойчивости. А как с ними работать?

Нам предстоит огромная работа по усилению интеграции с Российским государством. Главная задача СКФО – это интеграция, и интеграция не русского сообщества, а в русское сообщество. Это фундаментальная задача развития региона. Мы хотим взаимодействовать со всей Россией. Возможности для этого есть, основания созданы. Заниматься политической ревизией в нашей истории нет необходимости. История была, и она останется историей. Но самое главное, что в этой истории определилась наша историческая судьба -  это наша российская судьба.  У нас богатая история, счастливая историческая судьба. Прекрасное государство, внутри которого можем реализовать себя по всем параметрам. И дагестанцы - это не инвалиды, не рахитики, чтобы сидеть на последних местах в Российской Федерации по социально-экономическому развитию, и при этом еще и хорохориться, что у есть лезгинка и коньяк. Мы должны стать республикой, современной составной частью российского государства, и не идти позади, а  определять некоторые направления развития нашего общего российского государства.

Сознание единства с русским народом дагестанские народы наглядно продемонстрировали на всех этапах истории XX - начале XXI вв., особенно в годы Великой Отечественной войны, в период разгрома бандформирований в 1999 году.

200-летний юбилей - прекрасная возможность осмыслить не столько прошлое, а сколько будущее нашего Дагестана. А будущее республики должно быть благополучным для наших детей и внуков.  

Когда, после распада бывшего Союза, начался так называемый «парад суверенитетов», Дагестан остался в числе немногих национальных республик, не поддавшихся «модной» тенденции. Верховным советом республики в 1992 году было принято Постановление, которое не ставило под сомнение целостность и единство Российской Федерации. В тот сложный период в этом тоже проявилась мудрость народов Дагестана и республиканских властей.

Дагестан, так же, как и 200 с лишним лет назад, остается для крупных геополитических «игроков» весьма привлекательным регионом.

Усилиями имперской администрации изживались и междоусобицы, и набеги, из-за которых страдали массы людей и которые тормозили экономический и культурный прогресс. Возросли правопорядок и гарантии личной безопасности человека. Облегчились контакты с внешним миром и передвижения, расширился кругозор массы горцев. Присоединение Дагестана к России - стране, по уровню своего развития ушедшей значительно дальше, чем Турция и Иран, стране с развивающейся культурой, передовым общественно-политическим движением - было объективно исторически прогрессивным явлением.

У России были, есть и останутся свои интересы на Кавказе, в частности в Дагестане, ибо в решении дагестанских проблем заключаются российские государственные интересы, они совпадают с интересами каждого дагестанского жителя. И народы Дагестана четко определили свою судьбу, связав ее с Россией.

Победа советской власти дала мощный толчок в экономическом и культурном возрождении дагестанских народов, хотя в этом отношении были допущены и искривления в период культа личности, волюнтаризма и застоя.

Оглядываясь на путь, пройденный со времени присоединения Дагестана к России согласно Гюлистанскому договору, мы осознаем, какую важную роль сыграл он в жизни народов, тесно сплотившихся вокруг России, убеждаемся в том, что этот договор дал прекрасные плоды.

Связав свою судьбу с русским и другими народами России, дагестанские горцы добились значительных успехов в своем развитии.

Эти успехи достигнуты как в экономическом, так и в культурном развитии.

Фактом исключительной важности в духовном и культурном развитии народов нашей страны, в их сближении стал русский язык. Для жителей Дагестана русский язык не только средство общения с другими народами России, но он является и незаменимым средством общения дагестанских народностей   между   собой.   Более   того,   овладев   русским   языком,   они получили в свое распоряжение могучий инструмент для передачи любой информации.

Важно, чтобы юбилей не закончился  этим годом. Эта тема для Дагестана является темой стратегической, историко-культурной темой. Она должна пронизывать образовательный процесс, культурно-исторические просвещения в Дагестане и максимально приближать к установке оценки ценностей ориентации молодых людей на интеграцию с Россией, с интеграцией русской культуры и т.д. Наши перспективы определены 200 лет назад. Мы - одно государство, один народ, и должны развиваться в общем культурном, экономическом пространстве. Думаю, что так и будет. Наша задача заключается в том, чтобы этот процесс продолжался благополучно и перспективно», - отметил в заключение Р.Абдулатипов.  

Далее пленарное заседание продолжилось научными докладами. В ходе заседания были обсуждены такие вопросы, как: историческое значение присоединения Дагестана к России, политика России в Дагестане: от военного похода 1806 года до Гюлистанского мира; дагестанский вектор кавказской политики Ирана в конце XVIII века и другие. В ходе конференции работали также три секции: «Расстановка политических сил на Кавказе до подписания Гюлистанского договора»; «Стратегические приоритеты, цели и задачи кавказского вектора восточной геополитики соперничавших держав в конце XVIII – начале XIX веков»; «Роль и значение Гюлистанского трактата для народов Кавказа».

Новости раздела