"

В Буйнакске прошло заседание Совета глав муниципальных районов и городских округов республики при Президенте РД

Фото:
2967
15 минут
В среду, 5 июня, врио Президента Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов, с рабочей поездкой побывавший в Буйнакском районе, провел в администрации Буйнакска заседание Совета глав муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан при Президенте РД.

Как сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе Президента и правительства РД, в обсуждении значимого для республики вопроса, касающегося повышения уровня собираемости налогов и собственных доходов муниципальных образований, приняли участие председатель Народного Собрания РД Хизри Шихсаидов, председатель правительства РД Мухтар Меджидов, начальник Управления Президента РД по внутренней политике Артур Исрапилов, зам.председателя правительства РД Магомедгусен Насрутдинов, зам.председателя правительства РД Абусупьян Хархаров, зам.руководителя администрации Президента и правительства РД Исмаил Эфендиев, главы муниципалитетов, руководители ряда министерств и ведомств республики.

По словам врио Главы Дагестана, открывшего работу Совета, тема настоящего заседания назревала давно. Как было отмечено, от уровня эффективности решения этого вопроса будет зависеть оценка уровня эффективности работы не только глав муниципалитетов, но и депутатов Народного Собрания. Рамазан Абдулатипов в очередной раз обратил внимание представителей всех уровней власти республики на тот факт, что доля налогов в валовом региональном продукте Республики Дагестан на сегодня является самой низкой среди субъектов РФ и составляет всего лишь 5,4%, тогда как в среднем по субъектам РФ – более 23%, а по СКФО – 10%:

«Это «достижение», прежде всего, тех людей, которые долгие годы работают главами, порою превращаясь в князьков на местах, которые руководят всем, но при этом не обращают внимание на свои непосредственные обязанности. Мы хуже всех планируем и собираем налоги. Я подчеркиваю, это фундаментальный вопрос, который мы должны решить. Хочу сразу сказать: у кого показатели будут менее 10% к концу следующего года, тот руководитель работать на своем месте больше не будет. Сегодня главы должны написать мне заявления, в которых они возьмут на себя обязательства по увеличению данных показателей. Недопустимо, чтобы из 52 муниципальных образований – 48 являлись бы высокодотационными, из них у 37 дотационность составляет 90 и более процентов. Если сказать по-другому, большинство из нас – нахлебники».

Глава Дагестана акцентировал внимание на удручающую ситуацию с планированием и поступлениями налогов в муниципальные бюджеты. Растущие ежегодно расходы местных бюджетов на исполнение полномочий органов местного самоуправления не обеспечиваются собственными доходами.

При общем объеме доходов на 2013 год на исполнение полномочий органов местного самоуправления – 15,7 млрд рублей, налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов составляют 6,2 млрд рублей. Фактически за счет собственных налоговых и неналоговых доходов обеспечивается треть расходов местных бюджетов. 70% по финансовому обеспечению приходится на республиканский бюджет РД.

Как свидетельствует динамика, ежегодный рост налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов не превышает 10 процентов. Так, по налоговым и неналоговым доходам рост за 2012 год, к 2011 году, составил 8,6 процента при запланированных 16,7 процента.

Из 52 муниципальных образований за 2012 год поступление налоговых и неналоговых доходов обеспечено в 27 муниципальных образованиях. В этой связи врио Президента РД дал одно из первых поручений: «По городу Дербенту недопоступило налогов на сумму 30,9 млнрублей. При этом глава города И. Яралиев жалуется, что у него нет денег. Проверьте, какое поступление идет от предприятий, принадлежащих мэру Дербента, таких, как «Рычал-су», и сравните с поступлениями в бюджет города. Это официальное поручение. Думаю, глава Дербента свое хозяйство ведет прекрасно, теперь надо заняться и городским хозяйством. В г. Хасавюрте такие же проблемы – недопоступило 24 млн рублей, в г. Кизляре – 14 млн рублей, по Сулейман-Стальскому району – 4,6 млн рублей, по Бежтинскому участку – 1,5 млн рублей».

Главой Дагестана были озвучены и другие цифры. В 2012 году плановые назначения по налоговым доходам исполнены на 101,3 процента. При этом плановые задания по всем видам налогов (налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход на отдельные виды деятельности, единый сельскохозяйственный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог) перевыполнены только в Ахвахском и Гумбетовском районах, а в 3 муниципальных образованиях – Хивский, Чародинский районы и город Ю.-Сухокумск – выполнение по этим налогам составило 100 процентов. В 23 муниципальных образованиях плановые показатели налоговых поступлений не выполнены. Самый низкий уровень выполнения плана – по Бежтинскому участку, Карабудахкентскому району, г. Хасавюрту. При общем выполнении плана по налогу на доходы физических лиц на 107,7 процента в 7 муниципальных образованиях не выполнены (Ботлихский, Лакский, Карабудахкентский, Кизилюртовский, Хасавюртовский, Цунтинский районы и Бежтинский участок). В 29 муниципальных образованиях план по налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности не выполнен.

«Еще хуже ситуация с поступлением налогов в 2013 году. План по единому налогу на вмененный доход на отдельные виды деятельности выполнен на 66 процентов. А я все время, находясь в Москве, прошу помощи, выделить нам средства, думая, что у меня здесь, в тылу, все нормально работают. Недавно выбил 5 млрд рублей для одного предприятия, 1 млрд – для другого. А на самом деле люди занимаются саботажем моей деятельности в республике. Когда встречаюсь с ними один на один, они красиво говорят о том, что готовы отдать за меня жизнь. Жизнь не нужно – налоги отдайте!» – обратился к главам муниципалитетов Рамазан Абдулатипов.

Отдельные указания врио Главы Дагестана были даны министерству финансов РД – не просто заключать формальные соглашения с муниципальными образованиями, но и реально регулировать бюджетный процесс: «Вы подписали соглашение о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, но какова эффективность этих соглашений? Зачем их подписывать, если вы не прослеживаете их выполнение, если нет наказанных? Если район не выполняет плановые показатели по налогам, тогда почему мы должны строить там школы, детские сады, больницы? Почему таким муниципалитетам, которые не хотят работать, мы должны помогать? Я предупреждаю всех ответственных лиц: если я увижу подобное и в следующем году – будут плохие последствия.

Мы должны финансировать решение социальных вопросов только там, где эффективно работает сам район. К примеру, в Дербентском районе тысячи гектаров заброшенных земель. В советский период мы собирали 380 тыс. тонн винограда, сейчас – 115 тыс. тонн, а финансирование в несколько раз больше. Мы должны менять отношение к работе. Если вдруг случится кризис в федеральном бюджете, мы можем остаться без средств, потому что разучились работать».

Приводя данные по налоговым поступлениям, врио Президента республики подчеркнул, что все они свидетельствуют лишь об одном – об отсутствии единых обоснованных подходов при планировании и формировании бюджетов муниципальных районов и городских округов, а также отсутствии должного контроля. В связи с чем Рамазан Абдулатипов еще раз указал на необходимость формирования абсолютно новой, самостоятельной структуры КРУ: «Этот орган должен быть неподкупным и его состав полностью обновлен».

Среди районов, запланировавших на текущий год наибольшее увеличение дотационности, – Дахадаевский район – на 5%, Буйнакский – 2,5% Хасавюртовский район и г. Хасавюрт – по 2,1%, Хунзахский район – 2%, Карабудахкентский район – 1,9%.

Анализ показателей бюджета свидетельствует о том, что те районы и города, которые запланировали низкий уровень налоговых и неналоговых доходов на душу населения, имеют самый высокий уровень среднедушевых бюджетных доходов с учетом финансовой помощи республиканского бюджета. «Главы муниципальных образований не принимают достаточных мер по наращиванию налогового потенциала. И основным направлением своей деятельности определили максимальное выбивание финансовой помощи из республиканского бюджета. Специалисты, приглашенные из Москвы, подсчитали: между районом, налоговой службой и службой по экономической безопасности МВД по РД пропадает 45 млрд рублей Республики Дагестан.

Это чистые деньги, которые кладутся в карманы на разных уровнях. А мы все жалуемся, что денег не хватает. Главный вывод – так работать нельзя. Это никого устраивать не может, если люди действительно интересуются делами республики, а не просто занимают должности. Время разговоров ушло, начинается время конкретных дел и ответов перед населением за свою работу. Речь не идет о том, что кто-то хочет кого-то наказать, преследовать или снять. Я заинтересован сохранить максимальное количество глав администраций при качественной их работе», – заявил врио Главы Дагестана.

Своим видением мер по совершенствованию бюджетного процесса и межбюджетных отношений в целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в укреплении доходной части и развития налогооблагаемой базы местных бюджетов поделились председатель Народного Собрания РД Хизри Шихсаидов, министр финансов РД Абдусамад Гамидов, министр экономики РД Раюдин Юсуфов, и.о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы РФ по РД Нурулла Хизриев, председатель Счетной палаты РД Малик Баглиев, глава МО «Гунибский район» Пахрудин Магомедов, глава МО «Город Буйнакск» Гусейн Гамзатов и другие участники совещания.

Так, например, министр финансов республики в своем выступлении отметил, что в рамках проводимого мониторинга по соблюдению требований, заключаемых минфином Соглашений, осуществляется контроль за формированием расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и выявляются отдельные нарушения со стороны муниципалитетов. Одним из распространенных нарушений условий Соглашений является допущение увеличения численности работников органов местного самоуправления, а также расходов на их содержание.

В этой связи, говоря о мерах стимулирования и поощрения муниципальных образований за достижение результатов по наращиванию налогового потенциала и увеличения налогооблагаемой базы, Абдусамад Гамидов констатировал, что средства, которые могут высвобождаться за счет мер по оптимизации бюджетных расходов, включая сокращение штатных единиц и реорганизацию неэффективных учреждений и структур, ежегодно составляют свыше 350 млн рублей и могут быть направлены на решение проблем неотложного характера.

В ходе обсуждения мэр г. Хасавюрта Сагидпаша Умаханов поднял вопрос, касающийся уплаты транспортного налога и налога на имущество. По словам главы Хасавюрта, город выполняет и даже перевыполняет план по данным видам налога. Однако все эти деньги полностью уходят в республиканский бюджет. Врио Президента РД поручил минфину республики разобраться в проблеме: «У муниципалитетов всего два-три налога, которые могут приносить доход в местный бюджет. Если мы их забираем, что же остается им? Мы должны снять противоречие».

Ряд замечаний и предложений прозвучал в докладе министра экономики РД. Как отметил Раюдин Юсуфов, в республике существуют значительные резервы в сфере налоговых сборов. Они скрыты в таких отраслях, как торговля, строительство, оказание платных услуг населению, в целом в сфере малого и среднего бизнеса, а также в производстве и обороте алкогольной продукции и горюче¬-смазочных материалов.

Сегодня же анализ поступления налогов в разрезе отраслей экономики показывает низкую налоговую нагрузку. Особенно это отмечается по отрасли «строительство». В 2012 году по республике объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», составил более 75 млрд рублей, а налогов от этой отрасли поступило чуть более 1 млрд рублей, или 1,3% от объема выполненных работ. В среднем по РФ данный показатель составил 10,6%, по СКФО 3,5%.

«В структуре строительно-монтажных работ не менее 30% затрат приходится на фонд оплаты труда. Элементарный расчет показывает, что по данной отрасли только налога на доходы физических лиц должно было поступить, с учетом всевозможных вычетов, более 2 млрд рублей. В целом отрасль в год может дать около 8 млрд рублей налогов. В части республиканской инвестиционной программы это около 15 млрд рублей с учетом дорожного фонда.

Мы с начала года изменили формат взаимоотношений заказчиков-застройщиков с налоговыми органами. Передали полную информацию по объемам финансирования в разрезе подрядных организаций в налоговую службу. Разработаны формы отчетности заказчиков, предусматривающие, в том числе, информацию об уплаченных подрядными организациями налогах, средней заработной плате. В случае непредставления заказчиками этих сведений, уважаемый Рамазан Гаджимурадович, финансирование по данным объектам будет приостановлено», – сообщил Р. Юсуфов.

Аналогичная ситуация, по словам министра экономики, складывается и по отраслям экономики с традиционно высокой долей субъектов малого предпринимательства. Имеются резервы и по транспортному налогу. В целом, потребительские расходы в республике в расчете на душу населения (15,1 тыс. рублей) превышают среднемесячную начисленную заработную плату. Такого нет ни в одном субъекте СКФО.

Подобные сведения вызвали возмущение врио Главы Дагестана: «Интересно происходит, по денежным показателям на душу населения мы приближаемся к среднероссийскому показателю, а по сбору налогов – на последнем месте. Такого просто не бывает в экономике, а у нас есть. В республике утвердилась система, где годами все друг друга обманывают. Наша задача – выстроить нормальную, цивилизованную налоговую систему. В целом налоговая служба республики работает хорошо. Но только по федеральным и, в лучшем случае, республиканским налогам. Надо срочно навести порядок в работе налоговиков по муниципальным налогам.

Не должно быть так, что из зарегистрированных 500 тысяч единиц автотранспорта только 50% оплачивали налоги. Кроме того, ни налоговая служба, ни администрация города не проверяют, какое количество реально работающих граждан на том или ином предприятии. Числится 10, работает – 90. И все эти люди и само предприятие таким образом уходят от налогов. И никому нет дела, что разрушается бюджетная система государства. Почему мы единственный субъект федерации, в котором в результате конкурсов, проводимых учреждениями и организациями, не сэкономлено ни одного рубля? И все потому, что бандит на бандите сидит. Будьте людьми, побойтесь Бога и государства! Нельзя так работать!».

Далее Раюдин Юсуфов предложил ряд необходимых и очень срочных действий: разработать и принять эффективные меры по полному охвату налогообложением отраслей, в которых высока доля теневой составляющей;
активизировать работу по выявлению незарегистрированных предпринимателей и постановке их на учет, а также по упорядочению деятельности розничных рынков на территории Республики Дагестан;
проанализировать ситуацию с уплатой налогов в сфере общественного питания (ресторанный бизнес, услуги банкетных залов), и по итогам принять соответствующие меры.

Значительные резервы имеются и по местным налогам (земельному налогу и налогу на имущество физических лиц), большая часть из которых не учтена. Органами местного самоуправления не на должном уровне проводится работа по постановке земельных участков на кадастровый учет, уточнению землепользователей, взаимодействию с налоговыми органами по сбору налога на землю. В связи с чем главам муниципальных образований было указано на необходимость обеспечить актуализацию налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц; провести анализ земельного фонда территорий в целях выявления неиспользуемых земель; провести работу по охвату налогообложением земель, закрепленных за сельскими поселениями и используемых для выпаса общественного скота, путем создания ассоциаций, сельскохозяйственных кооперативов.

Комментируя информацию, связанную с нарушениями в отрасли строительства, врио Главы республики отметил: «Все дома, которые строятся незаконно, в руках мэров городов. Следовательно, все берут откаты, а до местного бюджета ничего не доходит. Контрольным органам необходимо заниматься именно решением вопроса: почему деньги уходят мимо кассы? Почему за короткий период работы самыми богатыми людьми в Дагестане становятся мэры городов и некоторые главы районных администраций? За счет чего в Дагестане квадратный метр жилья стоит 35-40 тысяч рублей? Хватит грабить друг друга!».

В ходе общения с главами муниципалитетов Рамазан Абдулатипов отметил, что по эффективности государственного управления республика находится где-то на 70-ом месте среди регионов России. В связи с чем в Дагестан приглашена одна из известнейших экспертных групп России, разрабатывающая региональные программы, группа GVA.

Вот уже три месяца группа работает в республике. И на сегодняшний день ею разработано восемь приоритетных проектов Президента Дагестана, среди которых «Эффективное государственное управление», «Безопасный Дагестан», «Привлечение федеральных инвестиций», «Антикоррупция» и «Эффективное территориальное развитие». На заседании своим видением обсуждаемой проблемы поделился и руководитель группы Булат Столяров: «Я предлагаю рассматривать тему сегодняшнего совещания как единственную точку роста, которая может вытянуть всю республику из кризиса. Это совещание не про межбюджетные отношения, это совещание про «обеление» экономики Республики Дагестан. Если бы не было задачи собирать налоги, ее надо было бы придумать – как единственное решение проблем».

Выступивший также спикер дагестанского парламента обратился к министерству финансов и министерству экономики республики с рекомендацией продумать законодательную инициативу, в которой отобразились бы меры эффективного стимулирования муниципалитетов на повышение уровня собственных доходов.

В целом, основная мысль всех прозвучавших выступлений – сокращать расходы на содержание сверхштатной численности работников органов местного самоуправления, отработать систему налогообложения на уровне муниципалитетов, поставить на учет всех потенциальных налогоплательщиков и контролировать этот процесс, в том числе деятельность кадастровой и реестровой служб. Еще один вывод – руководителям районов научиться работать эффективно, то есть направлять свои усилия на развитие производственных предприятий с привлечением инвесторов.

Подводя итоги заседания, врио Главы Дагестана дал ряд поручений соответствующим структурам: «В рамках закона РФ надо урегулировать систему налогообложения в республике. Для этого необходимо создать прозрачную, честную базу данных. Кроме того, надо налаживать эффективную работу офисов Сбербанка. По транспортному, земельному и имущественному налогам завершить корректную опись земельных, имущественных и автотранспортных активов, повысить налогооблагаемость в два-три раза. По налогам на доходы физических лиц должна быть проведена работа с собственниками предприятий по стимулированию перевода фонда оплаты труда на «белые» зарплаты. В Дагестане есть около 35 крупных налогоплательщиков – с ними непосредственно должно работать руководство республики, а также максимально привлекать в республику предприятия наших земляков – крупных бизнесменов.

Поручаю правительству Республики Дагестан в течение месяца совместно с Управлением внутренней политики Президента РД, Контрольно-финансовым управлением Президента РД, с главами муниципальных образований подготовить и внести согласованные предложения по обеспечению ежегодного роста налоговых поступлений в местные бюджеты и в целом бюджет республики. Главам администраций – до 1 сентября привести в полное соответствие со всеми стандартами численность аппаратов муниципальных образований. Налоговой службе активнее взаимодействовать с органами власти республики, прежде всего, на уровне местного самоуправления. Только согласованная, заинтересованная, совместная работа федеральных структур, министерств республики и муниципалитетов может дать положительный результат. Надо обязать людей работать в рамках закона.

Что касается президентских проектов, разрабатываемых экспертной группой GVA, то в каждом муниципальном образовании должны быть заместители, которые будут контролировать реализацию этих проектов. В администрации Президента РД с этой целью будет создано специальное управление. Некоторые, кто не имеет никакого отношения ни к науке, ни к управлению, уже заскучали. Но вам придется адаптироваться к этой системе и учиться заново.

Следующее заседание Совета мы начнем с отчета о ходе выполнения принятых сегодня решений, чтобы наша с вами работа была продуктивной», – завершил Рамазан Абдулатипов.

Новости раздела