"

Большой спорт и сословный характер современного общества в Дагестане

Фото:
2948
5 минут

Шок от Олимпиады и трансформация прежней спортивной политики в России

Фактическое отстранение России от зимней Олимпиады и возможное отстранение от олимпиады летней поставило вопрос о трансформации всей спортивной политики. В эти дни по всей России чемпионы мира и олимпиад проводят лыжные старты, мастер-классы и различные кубки. Спортивная политика постепенно начинает разворачиваться от спорта «высоких достижений» к массовому народному спорту, который, кстати, во многом гораздо лучше: он сплачивает общество, делает общество в целом и конкретных людей здоровее. Не существует пока никаких признаков, что в дальнейшем давление на Россию через спорт может ослабеть: ведь спорт – это продолжение большой политики «невоенными средствами». Пока Россия не сломается, не откажется от амбиций и не согласится на подчинённое положение, российский спорт будут бить всеми правдами и неправдами. А значит, трансформация «спорта высоких достижений» в массовый спорт продолжится.

Дагестан – надежда России во всех летних олимпиадах. Дагестанские борцы и боксеры традиционно  приносят в копилку сборной много медалей. Однако у этого есть своя цена. В республике на массовый спорт практически не остается общественного запроса и государственной поддержки, а физкультура существует практически только в отчетах. Можно даже сказать, что массового спорта в Дагестане не существует, а существует масштабная система отбора талантов для «спорта высоких достижений». На местах, в городах и селениях, есть небогатый выбор из спортивных секций, единоборств, доступный почти исключительно школьникам. Чем старше дети, тем большее их число отсеивается из секций, пока, наконец, из спорта не уходят почти все, за исключением самых упорных и талантливых, в основном – борцов. К 20 годам практически каждый дагестанец окончательно прощается со спортом, чтобы уже никогда к нему не возвращаться.

Большой спорт увяз в болоте сословного общества

В 1990-е годы спорт высоких достижений был своеобразной «кузницей кадров», предоставляя молодежи самые лучшие на тот  момент социальные лифты. Молодые люди, получая медали разных первенств, могли здесь обзавестись связями, стать популярными в определенных кругах, занять серьезное положение в легальных и теневых бизнес-структурах, получать деньги и машины от спонсоров… Со временем, когда подходило время уходить из большого спорта  благодаря связям и популярности они получали «в кормление» хорошую должность, например, главы администрации района. Они входили в сословие начальников и чаще всего оставались в нем уже навсегда.

Но время шло. Многое изменилось в нашем обществе. Старые социальные лифты теряли актуальность. Любые спортивные достижения в прошлом теперь уже не могут гарантировать, например, ту же должность главы администрации района. Личные качества и спортивные достижения не могут тягаться с главным ресурсом сословного общества: преимуществом рождения в богатой и влиятельной семье.

В этом смысле спорт утрачивает прежние социальные функции. Зато приобретает новые. Единоборства становятся чистым шоу, чем-то вроде знаменитых в прошлом гладиаторских боев. Они еще приносят деньги и славу, но гладиатор уже не может стать главой района или министром. Оставаясь занятием для сильных духом и мужественных, трудолюбивых и амбициозных, спорт теперь не дает никакой отдачи кроме конкретного гонорара за конкретный кровавый бой.

Для «большого» спорта в Дагестане золотым стал короткий исторический период 1990-х годов, когда сословия еще не утвердились и не затвердели, когда шла трансформация прежде бесклассового советского общества в новые сословия. Под впечатлением от социального взлета спортивных кумиров десятки тысяч мальчишек в эти годы увлеклись в эти годы вольной борьбой и другими видами «медального» спорта. Они создали мощную конкуренцию и лучшие смогли пробиться, принеся стране медали олимпиад и чемпионатов.

По стечению обстоятельств именно в эти годы шло формирование нового российского государства и формирование новой государственной политики в области спорта. Государственная политика сформировалась в реалиях именно того общества  и законсервировала то состояние спорта, которое было на тот момент.

Сегодня спорт высоких достижений трансформировался. Он не несет прежних дивидендов, не открывает прежних социальных лифтов. Хотя секций вольной борьбы в Дагестане еще много (это такой привет из 90-х, зафиксировавший прежнее состояние спорта), но массовой популярностью пользуются «бои без правил», которые хоть и не смогут поднять в более высокое сословие, но зато могут дать за победы довольно большой гонорар.

Спорт будет становиться все более народным. Или не будет 

Интересно, каким путем пойдет неизбежная трансформация спортивной политики в Дагестане? То, что она будет происходить, – это неизбежно. Эта трансформация все равно идет, по мере того как изолируется российский «спорт высоких достижений». Но пока эта трансформация идет стихийно и не в очень полезном для общества направлении. Та же наиболее спортивная категория – мальчики школьного возраста, уходят в единоборства, имея в качестве жизненного плана участие в «боях без правил».

Чисто теоретически было бы лучше, если бы государство само провело структурную реформу государственной политики в области спорта. На первое место должна выйти поддержка физкультуры, массового спорта, увеличение разнообразия поддерживаемых видов спорта, организация спортивно-массовых праздников, способных объединять общество. Впрочем, сословное общество всегда очень консервативно и потому сильно ограничено в сознательной проектной смене любой политики.

Но теории и планы вообще плохо работают в сословном обществе. Самосознание и гражданская позиция людей в таком обществе обычно находятся на низком уровне. Например, в Махачкале немногие энтузиасты уже несколько лет не могут добиться, чтобы для пробежек открыли единственный народный стадион – бывший «Труд». Бегать на этом стадионе теперь можно только после 20:00, что, конечно, делает бег в городе почти недоступным.  В почти миллионном городе негде пробежаться – без смертельного риска на проезжей части дорог. Но общество не особенно этим напрягается и государство, соответственно, тоже.  Стадион «Труд» стал последним крупным объектом, который забрали у общества под спорт высоких достижений, последним потому, что больше забрать нечего. Формально он теперь легкоатлетический центр имени Елены  Исинбаевой. Но если отстранение России  от крупных соревнований продолжится, не уверен, что у нас еще будут великие легкоатлеты. Теперь спорт у нас в стране может быть только массовым и народным или не быть вообще.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела