"

Шевкет Дабузов: «Верность выбора и завет предков - быть в составе великой России»

Фото:
2589
9 минут

Все дальше и дальше уходят в историю незабываемые события Великой Отечественной войны, войны, принесшей колоссальные потери и разрушения Советскому государству и другим странам Европы. Сколько убитых, раненых, исколоченных; сколько вдов, сирот, не дождавшихся с полей сражений своих близких людей; сколько разрушенных городов, сел, колхозов, сельхозпредприятий, фабрик, заводов и много, много другого.

С первых дней Великой Отечественной войны каждый сознательный житель Дагестана, как и всего Советского Союза, считал священным долгом и делом чести служить Родине.

Шевкет Джаббарович Дабузов, 1924 года рождения, жил в горном селении Микик Рутульского района, работал заведующим Микикской начальной школы. В суровые дни войны, когда гитлеровцы подошли вплотную к границам Дагестана в августе 1943 года, Шевкет Джаббарович добровольно со своими друзьями – односельчанами ушел на фронт. Мать, скрывая свое переживание, с улыбкой произнесла напутственные слова: «Сынок, счастливого пути! Пусть бог защищает тебя! Желаю, победив врага, вернуться, радовать меня. Покажи мужество горца».

До отправки на передовую Шевкета Джаббаровича направили в город Баку, в Грозненское военно-пехотное училище. Окончил училище с присвоением звания младшего лейтенанта и был отправлен на фронт в распоряжение первого украинского фронта. Служил в должности командира стрелкового взвода в составе 273-й Бежицко-Озерской дивизии первого Украинского фронта.

В разговоре Шевкет Джаббарович вспоминает, что во время освобождения Западной Украины пехотные подразделения 1-го Украинского фронта находились очень в тяжелых условиях: там совместно с немецкими фашистами против Советской армии действовали бендеровцы и власовцы. Были очень серьезные потери среди людей и техники, особенно не хватало грамотного командного состава.

«Нашей 6-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта было приказано освобождать Польшу, разгромить группировки фашистов на Сандамирском плацдарме между Вислой и Одером. Мы должны были форсировать Одер и выйти к Берлину. Такая задача была поставлена и перед другими войсковыми частями. Во время наступления я вспомнил отца: «Иди, сынок, дай за всех нас ответ врагу!». Артиллерия и авиация оказывали помощь нашей наступающей пехоте, фашисты несли большие потери и начали отступать. Мы освободили города Страховица, Сулеев, а также многие другие населенные пункты. Немного правее от нас другой дивизией были освобождены города Краков, Конск, кроме того, были освобождены узники концлагеря «Барыч» рядом с городом Конск. В это время, прямо на передовой, в минуты затишья между боями, меня приняли кандидатом в члены ВКП (б), это придало мне силы, я сделал в блокноте такую запись: «В сражении с оккупантами был членом комсомола. В тяжелых боях с фашистами теперь я стал коммунистом».

Двигаясь по направлению к Сандамирскому плацдарму, наши войска продолжали наступление. Поляки встречали нас радостно, среди них были и партизаны. Они помогали нам, сообщая о расположении фашистов, о местах, где они находятся и где хранятся их оружие, боеприпасы. Сандамирский плацдарм и Одер являлись последними стратегическими рубежами, прикрывающими Берлин от востока. На эти рубежи немцы возлагали большие надежды, они не прекращали налеты с воздуха и артиллерийские обстрелы. На правом берегу наши части вели подготовительные работы для переправы наших войск на левый берег реки. Мы знали, что будем плыть под пулями противника. Командир батальона Куперман дал команду: «На плоты!». Я повторил ее для своего взвода.

Первыми до берега доплыли мой взвод и взвод соседней роты, это было 6 февраля 1945 года, форсировали Одер и заняли огневые позиции на левом берегу реки. Я хочу отметить, что во время форсирования Одера были понесены большие человеческие потери: из 32 человек моего взвода осталось 18, оставшиеся 4 были убиты, а 10 ранены. Потом взвод пополнился 16 бойцами. Такое же положение было и в других подразделениях. Командиру нашего батальона, капитану Куперману было присвоено звание Героя Советского Союза за храбрость и мужество, проявленные при переправе через реку Одер солдат и офицеров. Остальные солдаты, сержанты и офицеры тоже были награждены по заслугам орденами и медалями. Я был награжден вторым орденом «Красной звезды». Нашей дивизии дали второе название, и она носила название «273-я Бежицко-Одерская дивизия».

Хочу еще рассказать об одном подвиге командира из отделения 971-го полка по фамилии Зайцев. Он увидел не прекращающийся огонь из пулемета, который мешал продвижению его части, часть несла большие потери. И тогда он, не задумываясь, закрыл амбразуру пулеметной ячейки противника своим телом, повторив тем самым подвиг Матросова, и дав возможность двигаться вперед своему полку. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Захват плацдарма на левом берегу реки Одера создал хорошие условия для дальнейшего продвижения в глубь Германии. Командирующий армией генерал Захаров приезжал, чтобы ознакомиться с обстановкой на местах, заходил он и в наш батальон. Он сказал: «Мы очень довольны вашими успехами и благодарим Вас за мужество, но впереди немецкие населенные пункты Олау, Грелау, Жарнау. Поручаю вашей дивизии взять их. Выполняйте приказ!». «Будем выполнять, товарищ генерал!», – хором ответили мы».

Особого сопротивления со стороны противника наши войска не испытывали – приказ генерала Захарова мы выполнили. Значительное количество немцев было взято в плен. На нашем пути к Берлину стоял город Бреслау, это был последний стратегический рубеж. 18 марта 1945 года моему взводу было поручено занять район церкви возле небольшого озера. Когда я с группой бойцов перебирался через улицу, то почувствовал удар в руку немного ниже плеча и в правую тазовую кость – я сразу и не сообразил, что это было. Рука падала, кровь шла струей, и на правом бедре я почувствовал влагу. Помню только свалившегося парторга и рядом с ним санитара, перевязывающегося ему раны. Так я попал в санчасть, а затем нас отправили в эвакогоспиталь в город Львов. Меня прооперировали. Когда я пришел в себя, слышу женский голос: «Земляк, как чувствуешь себя?». «Нормально чувствую. Вот видите, мне сделали белое крыло, - ответил я (наложили гипс). Простите, а вы кто?». «Я Мария Тарасовна, - осетинка. У тебя, младший лейтенант, тяжелое ранение, долго ты у нас пробудешь, но не переживай, все будет хорошо». Медсестры стали для нас как родные сестры, а врач – хирург Мария Тарасовна как мать. Они заботились о нас, стараясь вылечить.

Было уже 8 мая. Утром по радио выступил Левитан, сообщив, что война закончилась, Германия безоговорочно капитулировала, в Берлине над Рейхстагом наши войска водрузили Советское Красное знамя. 9 мая объявили Днем Победы. Раненые, находящиеся в палатах, и я вместе со всеми танцевал со своим «крылатым» гипсом, напевая на родном языке, со слезами на глазах. Мне в госпитале на раздробленную руку много раз налаживали гипс, и рука моя пошла на поправку, но пальцы остались согнутыми и я стал инвалидом. Меня выписали из госпиталя 20 ноября 1945 года. Через три дня я прибыл домой. С одной стороны я радовался тому, что снова дома, а с другой – меня одолевали грусть и скорбь по погибшим на фронте родным и друзьям. Родители в честь моего возвращения организовали пиршество, пригласили всех сельчан и кунаков из других сел. Мне часто вспоминается очень интересная беседа с одним кунаком из села Гельмец Гаджи-Халилом Мирзоевым, ему в то время было 80 лет. «Сынок, Шевкет, - обратился он ко мне, - эти раненые с фронта приезжают с ранениями в руку, в ногу или грудь, почему так получается?». «Дед Гаджи-Халил, разве приедут раненые в голову или сердце? Такое бывает очень редко». Послушав внимательно, дед Гаджи-Халил прослезился и сказал: «Я и так знал, ведь прожил уже 80 лет, участвовал в 1-й Мировой войне, всего насмотрелся, просто хотел уточнить. Ох, проклятая война!».

Шевкет Джаббарович Дабузов награжден двумя орденами «Красной звезды», орденами «Отечественной войны 1-й и 2-й степени», «Медалью Жукова», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», награжден всеми юбилейными медалями «Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также награжден медалью «Ветеран труда».

Шевкет Джаббарович после демобилизации сразу влился в рабочее русло, в 1946-1948 годах работал заведующим Согютской начальной школы. С сентября 1948 года по октябрь 1950 года работал учителем Микикской начальной школы. С октября 1950 года по октябрь 1954 года работал первым секретарем Рутульского РК ВЛКСМ и одновременно секретарем первичной партийной организации при РК КПСС. С 1955 года по 1960 годы по зову партии работал в числе тридцатитысячников – председателем колхозов им. Карла Маркса и Калинина в своем районе. С 1961 по 1964 год работал заведующим Микикской начальной школы. В 1965-1975 годы – директором Гельмецкой средней школы, в 1975-1980 годы - завучем Цахурской средней школы, с 1980 до 1987 года работал учителем средне школы в родном селе.

Говоря о своей семейной жизни, Шевкет Джаббарович отметил, что сложилась она очень хорошо: «Было очень много красивых и приятных девушек, но мне приглянулась молодая доярка колхоза Гульсеням Ахмедовна. Сыграли свадьбу летом 1947 года, мы одногодки, у нас с ней родилось 11 детей - 5 девочек и 6 мальчиков. Мы с моей подругой Гульсеням шагали в ногу: я - в школах, комсомольской и вновь школьной работе, она в колхозе - колхозницей. Вместе воспитывали, учили своих детей любить и уважать старшее поколение, много рассказывали о жизни, учили в средних и высших учебных заведениях. Мне очень жаль, обидно и больно, что моя супруга Гульсеням в 1987 году покинула меня, пусть земля ей будет пухом. Но, хочу отметить, что внуки и правнуки большие и маленькие, а их у меня 85, не дают мне скучать, кто лекарства подает, кто принесет водички, то есть я окружен вниманием и заботой.

После смерти супруги я в 1991 году переехал в Кизлярский район к старшему сыну Энверпаше, который жил в селе Юбилейное, а работал заведующим отделом в санэпидстанции города Кизляр. Своими сыновьями и дочерями я очень горжусь, они - достойное поколение, также с душой и большой мудростью воспитывают своих детей, а их дети - своих детей».

В заключение ветеран отметил, что Великую Победу приближали наши люди не только на фронте, ее ковали также и в тылу, превратив каждый клочок земли в боевую крепость и обеспечивая фронт всем необходимым – продовольствием, обмундированием, обувью, вооружением, боеприпасами, снаряжением.

«Помню, односельчане рассказывали, что когда освободили город русской Славы, город-герой Севастополь, и для его восстановления горцы Дагестана собрали около 5 млн рублей и отправили 12 вагонов продовольствия и стройматериалов. Хочу сказать, что народ Дагестана в суровые годы убедительно продемонстрировал верность историческому выбору своих предков - на веки веков быть в составе великой России. Хочу обратиться ко всем моим землякам - «Берегите Мир, потому что война – страшное дело».

Новости раздела