"

Вахмурад Курчаев: «Ветслужба республики является серьезным сектором общественной жизни»

Фото:
4854
13 минут

Ветеринарная служба республики в последнее время серьезно перестроилась, и в этих позитивных изменениях в животноводстве есть немалая заслуга Комитета по ветеринарии во главе с ее руководителем, который сумел выстроить эффективную систему организации работы по выполнению поставленных задач. Сегодня в ветеринарной службе республики работают более трех тысяч человек, из которых более 1300 – ветеринарные врачи, 684 – ветеринарные фельдшеры. О том, с какими итогами завершило свою работу ведомство и какие планы намечены на текущий год, РИА «Дагестан» рассказал главный ветеринарный врач республики Вахмурад Курчаев.

- Вахмурад Висирхаджиевич, с какими результатами завершился прошедший год?

- Ветеринарной службой республики была проведена значительная работа по профилактике и лечению особо опасных и других инфекционных заболеваний. На бруцеллез исследовано 719,7 тысяч голов крупного рогатого скота, при плане 612 тысяч, 321,6 тысяч голов овец и коз при плане 200 тысяч, лошадей – 2,5 тысяч, собак – 400, на лейкоз – 12 тысяч. Выявлено положительно реагирующих на бруцеллез 2400 голов крупного рогатого скота и 700 голов овец и коз.

Вакцинировано против сибирской язвы 1,32 млн голов крупного рогатого скота и 4,6 млн голов овец и коз, против ящура КРС – 1,86 млн голов, 8,3 млн голов овец и коз, против бешенства сельскохозяйственных животных 182,2 тыс. голов, обработано против гельминтозов КРС – более 600 тысяч голов, 4200 тысяч голов овец и коз. Проведено 3,8 млн противоклещевых головообработок КРС и более 5 млн овец и коз.

Мы не ограничиваемся исследованиями у себя. Хотя уверены в квалификации специалистов диагностической службы, стараемся направлять материалы и в центральные лаборатории. Согласно договору, заключенному между Комитетом по ветеринарии РД, Управлением Россельхознадзора по РД, ФГБУ «ВНИИЗЖ», ФГБУ «ВГНКИ» и ФГБУ «Ставропольская МВЛ», в рамках выполнения государственного задания по проведению эпизоотического мониторинга Комитетом в эти диагностические учреждения направлено более 26 тыс. проб биоматериала для исследования на бруцеллез, лептоспироз, хламидиоз, листериоз, блютанг и лейкоз. На все запросы получены отрицательные результаты.

Кроме того, в ФГБУ «ВНИИЗЖ» исследовано 800 проб на напряженность иммунитета против ящура, результат исследований удовлетворительный. Все перегоняемое поголовье весной и осенью было подвергнуто необходимым ветеринарно-профилактическим мероприятиям. По трассе перегона была проведена купка против чесотки более 5 млн голов МРС.

Пользуясь случаем, хочу обратить внимание на то, что с каждым годом перегон затрудняется из-за несанкционированных отчуждений земель трасс госскотопрогона на территориях Левашинского, Каякентского, Тарумовского, Кизилюртовского, Бабаюртовского, Кумторкалинского, Хасавюртовского и ряда других районов.

В течение прошедшего года специалистами Комитета проведено 1658 плановых проверок, в том числе 1337 – в отношении животноводческих предприятий и объектов, занятых хранением, реализацией и переработкой продукции и сырья животного происхождения, 248 – в отношении глав сельских администраций по контролю соблюдения требований ветеринарного законодательства в части сбора и утилизации биологических отходов. Из проведенных 154 внеплановых проверок – 33 с правоохранительными органами республики.

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий выявлено 3687 нарушений требований законодательных актов Российской Федерации и Республики Дагестан в области ветеринарии. По ним выдано 3095 предписаний, также составлено 1239 административных материалов. Из них 521 – на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе 245 – на глав сельских администраций, 718 – на физических лиц.

В результате проведенных контрольно-надзорных мероприятий в населенных пунктах и на животноводческих объектах в 2014 году введено в эксплуатацию 56 мест по утилизации биологических отходов, в том числе 20 скотомогильников, 36 биотермических ям и 129 мест для проведения массовых обработок сельхоз животных (расколы, базы), в том числе купочных ванн – 8, убойных площадок – 19, убойных цехов – 2, убойных пунктов – 11.

Также, при проведении надзорных мероприятий выявлено 88 животноводческих объектов, которые хотя и зарегистрированы в органах налоговой службы как животноводческие объекты, но не получили ветеринарное регистрационное удостоверение.

В 2014 году нами представлены в Правительство Республики Дагестан разработанные и утвержденные главами муниципальных образований типовые правила содержания сельскохозяйственных животных и правила содержания собак и кошек. Совместно с органами местного самоуправления проведена инвентаризация ветеринарно-санитарных объектов на предмет их соответствия ветеринарным правилам и нормам. Разработан проект госпрограммы по организации мероприятий по утилизации и уничтожению биологических отходов на территории РД.

Разработан проект закона Республики Дагестан «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Дагестан по организации регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований», концепция государственной программы «Организация мероприятий по утилизации биологических отходов на территории Республики Дагестан» на 2014-2016 годы. Кроме того, представлены предложения по внесению дополнений в закон РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан». Составлены и разосланы методические рекомендации руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и руководителям животноводческих хозяйств всех форм собственности Республики Дагестан по выполнению мероприятий по сбору, утилизации, уничтожению биологических отходов и обеспечению местами для проведения массовых обработок животных.

Комитет по ветеринарии неоднократно ходатайствовал перед Министерством сельского хозяйства РФ о включении в ближайшие программы финансирования из федерального бюджета строительства утилизационного завода биологических и пищевых отходов. Для контроля за несанкционированным перемещением и ввозом скота в республику, с декабря месяца на 333 километре федеральной трассы Астрахань-Махачкала функционирует ветеринарно-полицейский пост.

- Тем не менее, наиболее актуальной проблемой в республике на сегодняшний день остается борьба с бруцеллезом. Какая работа проводится вашим ведомством в целях стабилизации эпизоотического благополучия?

- Для стабилизации эпизоотического благополучия, снижения уровня заболеваемости бруцеллезом людей и животных Постановлением Правительства РД от 13.12.13 г. № 653 принята государственная программа «Борьба с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных в РД на 2014-2016 годах». На осуществление мероприятий по борьбе с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных предусмотрено 11 млн 067 тыс. рублей.

По состоянию на конец декабря прошлого года в республике имеется 16 неблагополучных пунктов по бруцеллезу крупного и 14 пунктов по мелкому рогатому скоту. За прошлый год оздоровлено 33 неблагополучных пункта по бруцеллезу КРС и 13 – по бруцеллезу МРС. Наиболее неблагополучная обстановка за прошедший год сложилась в Гунибском, Дахадаевском, Шамильском, Бабаюртовском, Кизлярском, Буйнакском, Унцукульском, Карабудахкентском, Ботлихском районах, Махачкале, а также в ранее благополучных Кайтагском, Хивском и Дербентском районах.

Ситуация с бруцел­лезом в республике с давних пор не благополучная. Это связано с изменением форм хозяйствования, ликвидацией колхозно-совхозного сектора ведения животноводства, когда поголовье находилось под постоянным ветеринарным контролем. В последние годы, с разрушением этой формы хозяйствования, на индивидуальный сектор в республике приходится до 90% выявленного больного скота. При этом многие владельцы скрывают реагирующее положительно поголовье и передерживают его. А это, как мы понимаем, – источник бруцеллезной инфекции как для скота, так и для людей.

Так, в прошлом году выявлено 20 неблагополучных пунктов по бруцеллезу круп­ного ро­гатого скота и 14 пунктов овец и коз. За это время за­болело 111 человек. Этот факт не может нас не беспокоить. К сожалению, в республике нет чет­кого учета поголовья, потому проводить вакцинацию и иные профилактические мероприятия предупредительного характера очень сложно. Что­бы полностью охватить вак­цинацией скот, ветеринарной службе необходимы соответствующие условия.

К примеру, в Дагеста­не свыше 1700 населен­ных пунктов. На терри­ториях муниципальных поселений нет места, где можно было бы собрать весь скот и вакцинировать его. Нашим специалистам при­ходится проводить мероприятия подвор­но. При этом многие жи­тели не представляют скот, говоря, что им не нужна вакцинация. А когда у них выявляет­ся бруцеллез, то не хотят за­бивать животное. Надеемся, что в новом законе о ветеринарии будет более четко прописана необходимость учета животного поголовья.

- А какова ситуация по другому, не менее опасному заболеванию – бешенству?

- Бе­шенство, как бруцеллез и ту­беркулез, относится к соци­альным болезням. Поэтому пока мы не добьемся регулирования популяций диких и безнадзорных животных, это заболевание будет встречаться. В Дагестане зарегистрирова­но свыше 40 тысяч собак и кошек, которые вакцинированы. При этом точное число безнадзорных животных не определено, и нет правовых рычагов для этого.

Так что, только силами ветеринарных и ме­дицинских работников про­блему распространения это­го заболевания не решить. Ведь, посмотрите, в каждом городе, по­селке, вокруг больниц, дет­ских садов и других социаль­ных объектов мы можем на­блюдать скопление безнад­зорных собак и кошек, которые собираются вокруг по­моек, переполненных урн, свалок и т.д. А это уже город­ской очаг распространения бешенства, с которым мы лишь своими силами не мо­жем бороться. Для этого нужна целенаправленная работа многих служб, местного самоуправления, управляющих компаний и др.

- А каков диапазон исследований? С каким количеством заболеваний ветеринарной службе приходится иметь дело в течение года?

- Ветеринарная диагностическая служба состоит из 9 лабораторий и 23 их филиалов. За 2014 год ветеринарными лабораториями проведено 3 млн 300 тыс. исследований на инфекционные и неинфекционные заболевания животных, птиц, пчел, кормов, продукции животного происхождения и др. Диапазон исследований на инфекционные заболевания (бактериальные, вирусные, паразитарные) включает в себя 76 нозологических единиц.

- Одной из важных функций Комитета по ветеринарии республики является осуществление полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений ветеринарного законодательства по содержанию животных, производству, переработке, хранению и реализации продукции животного происхождения. Каковы результаты осуществления ветнадзора в прошлом году?

- В республике зарегистрировано 92 546 единиц объектов ветеринарного надзора, из них субъектов малого предпринимательства – 48786, микропредприятий – 43670. Нагрузка на одного ветеринарного инспектора составляет более 5 тысяч объектов. Согласно утвержденным нормативным документам для качественного проведения надзорных мероприятий необходимо 372 государственных ветинспектора, а в настоящий момент их всего 12.

Говоря о цифрах, следует отметить, что за 11 месяцев 2014 года в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проведено 1517 проверок, из них 1402 плановых и 115 внеплановых. Выписано предписаний – 782, передано материалов в правоохранительные органы – 30.

- Какова ситуация в местах реализации мясомолочной продукции?

- Особое внимание нами уделяется организации ветеринарно-санитарной экспертизы. Из 107 рынков и ярмарок, функционирующих в республике, на 32 рынках, торгующих поднадзорной продукцией, созданы лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы. За последние два года удалось наладить четкую работу на двух особо крупных рынках республики – в Хасавюрте и Махачкале. На Махачкалинском универсальном рынке заново построено здание лаборатории. Она оснащена необходимой мебелью, оборудованием, проводится ежедневная работа с продавцами, управляющими компаниями. Заметно улучшилась работа по ветеринарно-санитарной экспертизе на рынках городов Каспийска, Избербаша, Кизилюрта, Буйнакска.

Размещение лабораторий, их состояние на остальных рынках не соответствуют требованиям из-за их ветхости, отсутствия коммуникаций, отдаленности от мест реализации, то есть условий, представляемых управляющими компаниями согласно ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».

Тем не менее, практически в каждом населенном пункте, где раз в неделю собираются мини-рынки для реализации сельхозпродукции, скота, в каждом райветуправлении созданы лаборатории или отделы ветсанэкспертизы. На рынках, ярмарках республики за 2014 год не допущено к реализации мяса – 20622 кг, мясопродуктов – 35826 кг, рыбы – 975 кг, молока и молочных продуктов – 2351 кг, яиц – 6052 тыс. шт., продуктов растительного происхождения – 38771 кг.

В лабораториях работают опытные специалисты, прошедшие неоднократно курсы повышения квалификации. Необходимо отметить, что уже в течение нескольких лет в республике не зарегистрировано ни одного случая заболевания людей от реализуемой на рынках сельхозпродукции.

- Имеются ли проблемы по утилизации биологических отходов?

- С этой проблемой мы сталкиваемся постоянно. За последние 2-3 года нам удалось уговорить глав муниципальных образований их обустраивать. В республике имеется 946 скотомогильников (биотермические ямы), из них отвечающих ветеринарно-санитарным правилам – 96 и 850 – примитивных трупных ям.

Отсутствуют скотомогильники (биотермические ямы) в населенных пунктах Ахтынского, Гунибского, Гергебильского, Унцукульского, Кумторкалинского, Докузпаринского районов, Бежтинского участка и в городах Кизляр, Дербент, Хасавюрт. По расчетным данным в республике необходимо всего 4655 единиц скотомогильников.

В населенных пунктах, на животноводческих объектах, расположенных в границах водоохранных зон, и в районах, где уровень состояния грунтовых вод менее 2-х метров от поверхности земли, и на всех продовольственных рынках (ярмарках), где в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами запрещено строительство скотомогильников (биотермических ям), необходимо иметь утилизационные печи. Сегодняшняя в них потребность составляет более 240 единиц.

Для коренного перелома ситуации по переработке и утилизации биологических отходов, ветеринарных конфискатов и недоброкачественной животноводческой продукции в промышленно развитых и густонаселенных районах республики необходимо также построить ветеринарно-санитарные утильзаводы.

- Ветеринария – это такая сфера, которая не имеет прямого отношения к политическим и экономическим взаимоотношениям. И все же, каким образом Комитет по ветеринарии РД, как орган исполнительной власти, представлен в общественно-политической жизни республики?

- Хотя, как вы сказали, Комитет напрямую не задействован во многих политических и экономических процессах, происходящих в республике, мы считаем, что ветслужба республики является серьезным сектором общественной жизни, который опосредованно задействован во многих приоритетных проектах развития Главы республики Рамазана Абдулатипова.

Возьмем, к примеру, самый главный из них – «Обеление экономики». Многие государственные услуги в сфере ветеринарии оказываются платно. На мой взгляд, в этом направлении до сих пор проводилась недостаточная работа. За прошедший год на внебюджетные счета подведомственных государственных учреждений поступило более 8 млн рублей. Этого мало. Да и поступающие финансы, как мне видится, расходуются неэффективно. В данном направлении уже есть некоторые продвижения. Если удастся активизировать работу по регулированию этих расходов, я имею в виду расходование на первоочередные нужды государственных учреждений и стимулирование работников, то можно будет говорить о том, что Комитет по ветеринарии республики активно участвует в этом приоритетном проекте.

Возьмем, к примеру, другой проект – «Создание точек роста». Если нужны точки роста в агропромышленном комплексе, то как можно этого добиться без ветеринарии? Если будет больное поголовье, то какая может быть «точка» роста? Или «Человеческий капитал»? В ветеринарной службе республики работает несколько тысяч человек, вместе с семьями – это около 15-20 тысяч человек. Разве это не человеческий капитал? В решении их социальных проблем мы всегда будем принимать активное участие.

- Какие первоочередные задачи Комитет по ветеринарии республики ставит перед собой в 2015 году?

- В 2015 году перед нами стоят масштабные задачи. Во-первых, это доведение проектов нормативных актов до логического конца как на республиканском, так и на федеральном уровне, а также изменения в организации противоэпизоотической работы против антропозоонозов. Невооруженным глазом видны погрешности в организации профилактики против того же бруцеллеза животных. Согласно утвержденным правилам каждая корова должна быть исследована два раза в год. Это уже более 1 млн исследований, их у нас за этот год было всего 720 тыс. Хотя на совещаниях и при проверках контролирующих органов об этом говорится, но изменений пока не происходит. В этом году намечено проведение очередной аттестации практически всех ветеринарных специалистов и руководителей ветеринарных управлений.

Назрела также необходимость в корне изменить ситуацию в организации ветнадзора. Для начала нам нужно закрепить хотя бы по 1 специалисту в каждом районе. Кроме того предстоят структурные изменения ветуправлений и ветлабораторий. На сегодняшний день разница в обслуживаемых территориях колеблется от 350 условных голов до 1200. Считаю это недопустимым. При том, что в штатах подведомственных учреждений свыше 70 человек старше 70 лет, в то же время молодые специалисты остаются без работы.

В наступившем году предполагаем также реорганизовать работу диагностических учреждений, привести многие из них в соответствие с современными требованиями. И, самое важное при этом, чтобы решать все эти задачи, нужно на соответствующий уровень поднять социальный статус ветеринарного специалиста. Думаю, что в свете Послания Президента Российской Федерации В. В. Путина, эти проблемы найдут соответствующие решения.

Новости раздела