"

Уммупазиль Омарова: «В своей работе омбудсмен руководствуется не только Конституцией и законами государства, но также справедливостью и голосом совести»

Фото:
3418
16 минут

- В чем заключается особенность должности Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан? Каковы возможности омбудсмена?

- В Республике Дагестан институт Уполномоченного по правам человека региона был предусмотрен еще в Конституции Республики Дагестан 1994 года. Затем был принят Закон Республики Дагестан от 17 марта 2006 г. №11 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан».

Омбудсмен представляет собой должностное лицо, к которому можно обратиться в случае несогласия  с решением того или иного органа власти. При этом необходимо понимать, что уполномоченный не может принимать или отклонять действующие нормы права, административные решения. К его мнению прислушиваются, с его рекомендациями, как правило, соглашаются. Даже в развитых государствах этот институт востребован. Ведь как бы общество не стремилось к идеалу, всегда присутствует проблема нарушения прав и интересов его членов.

В тексте присяги омбудсмена записано, что он в своей работе руководствуется не только Конституцией и законами государства, но также справедливостью и голосом совести. Безусловно, для осуществления этой деятельности имеют значение личностные качества уполномоченного. Этот институт уникален тем, что он четко персонифицирован. Ведь главным механизмом решения проблем является авторитет уполномоченного.

Основная задача уполномоченного – защита нарушенных прав граждан. По сути, уполномоченный является своеобразным связующим звеном, «обратной связью» между властью и обществом, обнаруживая факт нарушения прав и предлагая рекомендации по его устранению. Думаю, что как один из механизмов восстановления нарушенных прав граждан такой институт подчеркивает приверженность государства демократическим принципам. Его основная задача заключается в оказании человеку содействия в защите его прав. Ну и учитывая недоступность квалифицированной юридической помощи для некоторых категорий граждан, а также низкий уровень правовой культуры населения в целом, трудно переоценить еще и просветительскую функцию Уполномоченного.

- У многих граждан ошибочно складывается мнение, что институт уполномоченного – это панацея от всех нарушений прав человека. На самом деле, с какими жалобами можно к Вам обращаться?

- Защита прав граждан является сложной проблемой. Ее решение зависит от слаженной работы всей системы государственных органов, обеспечивающих их защиту и восстановление. Например, надзор за соблюдением прав и свобод человека является одной из главных функций органов прокуратуры. Различные органы исполнительной власти (здравоохранения, образования, транспорта и др.) призваны, в том числе разрешать многочисленные вопросы по заявлениям, жалобам, претензиям граждан, которые так или иначе связаны с соблюдением и реализацией их прав.

Уполномоченный по правам человека – это орган дополнительной защиты прав граждан. В соответствии с Законом Республики Дагестан от 17.03.2006  №11 «Об уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан» он рассматривает жалобы граждан на решения или действия (бездействие) органов и должностных лиц, если ранее заявитель их обжаловал, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

В год мы получаем более 1 тысячи 200 обращений, из которых 25% удается решить в пользу граждан. Среди поступающих обращений не все относятся к нашей компетенции, по ряду жалоб гражданами уже пропущены все возможные сроки для защиты их прав. 

Встречаются ситуации, когда с точки зрения действующего законодательства нарушения отсутствуют, а человеку требуется помощь. Мы изыскиваем иные способы поддержки, в том числе обращаясь к благотворительным организациям.

Все поступающие жалобы мы анализируем, выявляем структуру обращений, причины тех или иных нарушений прав граждан. Мы сталкиваемся с проблемами разного уровня, от задолженностей по заработной плате работникам бюджетных сфер, устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение, улучшения жилищных условий до нарушений прав граждан сотрудниками правоохранительных органов, несогласия с решением либо приговором суда и т.д. В целом структура поступающих ко мне обращений на протяжении ряда лет не меняется, речь идет о жалобах на нарушения в социальной сфере. За первое полугодие 2015 года такие жалобы составили 64% от общего числа обращений (из  575 заявлений 369). Это жалобы по вопросам выплаты пособий, установления инвалидности, бесплатного предоставления лекарственных препаратов, технических средств реабилитации, установления опеки и попечительства, постановки на жилищный учет детей-сирот, предоставления социальных мер льготной категории граждан, качества жилищно-коммунальных услуг и т.д.

И таких примеров множество. Для каждого заявителя его проблема является жизненно важной. И мы в своей работе исходим из этого принципа. При этом я хочу подчеркнуть, что каждое обращение, которое удалось разрешить в пользу гражданина – это не только наша заслуга. Ведь не секрет, что эффективность деятельности уполномоченного в значительной степени зависит именно от уровня его взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Да, мы даем рекомендации, свое видение той или иной спорной ситуации, но окончательное решение – за властными структурами. Поэтому положительный результат по жалобе гражданина – это итог эффективного взаимодействия.

Например, ко мне недавно обратилась гражданка с жалобой на отказ в допуске ее дочери к сдаче ЕГЭ в резервный день. Дело в том, что в единый день сдачи экзамена состояние здоровья дочери заявительницы резко ухудшилось и была вызвана бригада скорой медицинской помощи. При этом из-за отсутствия в медицинской справке, выданной врачом скорой медицинской помощи, гербовой печати лечебного учреждения в допуске к сдаче экзамена в резервный день было отказано. После моего обращения  в Министерство здравоохранения Республики Дагестан и в Министерство образования и науки Республики Дагестан дочь заявительницы была допущена к сдаче ЕГЭ в резервный день.

В другом случае  ко мне обратилась гражданка с просьбой оказать содействие в защите ее жилищных прав. Она сообщила, что сотрудниками МФЦ отказано в регистрации по месту жительства заявительницы ее двоих несовершеннолетних детей в связи с малой жилой площадью квартиры. В результате нашего вмешательства вопрос решен положительно, дети зарегистрированы по месту жительства матери.

Буквально на днях поступило обращение гражданки, в котором она сообщала, что в ее отсутствие сотрудник одной из ресурсоснабжающих организаций преднамеренно привел в неисправность и демонтировал счетчик с целью получения денежных средств на его замену. По результатам рассмотрения моего обращения виновный сотрудник был уволен за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, заявительнице заменен прибор учета на новый.

- Вы сказали, что основная часть жалоб на нарушение социальных прав. На Ваш взгляд, какие вопросы в этой сфере требуют неотложных решений?

- Безусловно, наиболее уязвимыми являются социально незащищенные категории населения – инвалиды, пенсионеры, дети, многодетные семьи и т.д. К сожалению, на сегодняшний день усилия государства в указанной сфере не всегда достаточны, что в итоге также способствует нарушениям прав данных лиц.

Бесспорно, сегодня одной из основных проблем наших граждан является жилищная проблема. Но есть категории граждан, в отношении которых государство несет обязательства по предоставлению жилых помещений, в частности дети-сироты. С 1 января 2013 года жилые помещения таким гражданам предоставляются в специализированном жилищном фонде по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия однократно по договору найма специализированного жилого помещения сроком до пяти лет.

Сложности заключаются в следующем. Во-первых, бюджетные средства на указанные цели в муниципалитеты поступают в сентябре-октябре и местные органы власти до конца календарного года не успевают приобрести жилье для детей-сирот и лиц из их числа. В итоге данные средства подлежат возврату в бюджет. Во-вторых, Правительством Республики Дагестан на основании сведений, предоставленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, ежеквартально утверждается средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения. Эта величина подлежит применению органами местного самоуправления в муниципальных районах и городских округах Республики Дагестан при расчете стоимости жилья, выделяемого для детей-сирот и лиц из их числа. Данное значение ниже рыночной стоимости одного квадратного метра, соответственно, выделяемых средств изначально недостаточно для приобретения жилья согласно предъявляемым к нему требованиям (благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта).

В силу этого и отсутствия специализированного жилищного фонда ряд муниципальных образований аккумулируют эти средства в целях строительства многоквартирного дома на территории районного центра для размещения в нем указанных категорий граждан. При этом возникнет необходимость переезда лиц, проживающих на территории сел соответствующего муниципального образования, в районный центр, с чем они не всегда согласны.

Кроме того, данные граждане испытывают сложности с реализацией жилищных прав при отсутствии у них в паспорте отметки о регистрации по месту жительства, в частности, ко мне поступают жалобы на отказы в постановке их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. При том, что наличие или отсутствие регистрации не может являться основанием для отказа или условием ограничения прав и свобод граждан. Соответственно, отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания не должно являться основанием для отказа рассматриваемой категории лиц в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Для решения этого вопроса необходимо внести изменения в федеральное законодательство, в частности, указать в Федеральном законе от 21.12.2012  №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что местом жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, признается место их постоянного или преимущественного проживания в соответствии с последней избранной формой устройства. 

Такие предложения по совершенствованию федерального законодательства мною были направлены Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

По-прежнему сохраняют актуальность проблемы переселения граждан из аварийного ветхого жилья (реализация мероприятий, предусмотренных национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Республике Дагестан», утвержденным постановлением Правительства РД от 3 августа 2006 г. № 155). О важности решения данного вопроса говорит тот факт, что это единственная программа, которая не была подвергнута секвестру. По словам председателя Наблюдательного совета государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства С. Степашина сохранить бюджет фонда, несмотря на сложный в финансовом плане 2014 год, удалось благодаря Президенту России В. Путину, который дал указание реализовать мероприятия в данной сфере в полном объеме.

В настоящее время ситуация в этой сфере взята под личный контроль Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, который отметил, что «республика должна в срок до 1 сентября 2017 года расселить весь аварийный жилищный фонд».

Многочисленные нарушения допускаются и в сфере исполнения земельного законодательства. Так, граждане жалуются на отказы муниципалитетов в выделении земельных участков, оформлении на них правоустанавливающих документов, проведении инженерных коммуникаций и т.д. Не менее острой проблемой для муниципалитетов являются самозахваты и практика «узаконивания» постфактум захваченных участков. Ситуация ухудшается тем, что не завершена работа по разграничению земель между поселениями внутри муниципальных образований. Этот процесс затягивается в большей части из-за бездействия руководителей муниципалитетов по проведению работы по регистрации права собственности муниципальных образований, своевременному рассмотрению представленных материалов и т.д.

Отдельного внимания требует вопрос обеспечения граждан лекарственными средствами. В ряде случаев отсутствие необходимых лекарственных препаратов в аптечных организациях связано с недостаточным финансированием, в других – формированием заявок на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан без реальной потребности в лекарственных средствах, отсутствием необходимого запаса лекарственных препаратов, позволяющего обеспечить лечение в соответствии с установленным стандартом медицинской помощи и т.д. И перечень таких проблем можно продолжить.

- Обсуждая с Вами те или иные обращения граждан, не могу не затронуть их жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов. Какая ситуация в этой сфере? При взаимодействии с правоохранительным блоком всегда ли есть понимание?

- Структура поступающих ко мне жалоб граждан на действия сотрудников правоохранительных органов остается неизменной на протяжении ряда лет: это необоснованность их привлечения к уголовной ответственности, применение незаконных методов ведения следствия, необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел, непринятие мер к раскрытию преступлений. Около четверти поступивших в мой адрес обращений граждан подтверждаются.

Наше взаимодействие с правоохранительными органами (прокуратурой Республики Дагестан, СУ СК при прокуратуре РФ по РД и МВД по Республике Дагестан) осуществляется в рамках действующих двусторонних соглашений. В целом хочу отметить конструктивную позицию руководителей правоохранительных органов, их оперативное реагирование на мои рекомендации. Наличие определенных недостатков в деятельности отдельных сотрудников правоохранительных органов послужило причиной проведения в текущем году встреч с личным составом УФССП РФ по РД, УФСКН РФ по РД и МВД по РД, главной целью которых стало повышение уровня защиты прав граждан указанными силовыми ведомствами.

Например, на совместном совещании МВД по Республике Дагестан и уполномоченного, состоявшемся в июне этого года, обсуждался вопрос «О мерах по недопущению нарушений и восстановлению прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел, изложенных в докладе о деятельности уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в 2014 году». Мероприятие подобного формата состоялось впервые, в нем также приняли участие представители Общественной палаты Республики Дагестан и некоммерческих организаций, Общественного совета при МВД по республике, заместители министра внутренних дел по Дагестану и руководители подразделений аппарата МВД. По итогам мероприятия министр внутренних дел по республике Абдурашид Магомедов дал поручения руководителям структурных подразделений ведомства учесть наши предложения и замечания, а также активнее использовать ресурс общественников для повышения эффективности деятельности органов внутренних дел.

Достаточно конструктивное сотрудничество у нас сложилось с прокуратурой республики по выявлению фактов нарушения прав граждан. Например, ко мне поступило обращение родственников погибшего депутата районного Собрания с заявлением о незаконных действиях сотрудников правоохранительных органов при проведении КТО. При этом по официальной версии, сотрудниками правоохранительных органов был блокирован дом, где, по имеющимся данным, скрывался участник незаконного вооруженного формирования. В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий депутат районного Собрания, являвшийся родственником последнего, нанес удар ножом одному из сотрудников, после чего был ранен в результате ответного огня и скончался на месте. Однако со слов родственников, факт нападения не подтверждается характером пулевых ранений и траекторией выстрелов. Тем не менее, следователем данные обстоятельства не были тщательно проверены. В связи с наличием указанных противоречий данная информация мною была доведена до сведения федерального уполномоченного, после чего Элла Памфилова обратилась в прокуратуру Республики Дагестан. В итоге доводы о нападении на сотрудника правоохранительных органов не нашли своего подтверждения, а уголовное дело прекращено в связи с отсутствием состава преступления.

Конечно, подобные нарушения недопустимы. Прежде всего, служебные проверки должны проводиться более тщательно и объективно, не ограничиваясь опросом заявителя и тех, на кого он жалуется. Тем самым сама правоохранительная система должна вести работу по выявлению допускаемых нарушений своими сотрудниками и обеспечению неотвратимости их наказания.

Отдельно хочу отметить взаимодействие с Верховным судом Республики Дагестан. Безусловно, судебные органы независимы в своей деятельности и какое бы то ни было вмешательство в их деятельность не допускается. Вместе с тем, в случаях грубого нарушения норм материального или процессуального права по отдельным жалобам граждан мною направляются обращения председателю Верховного суда Республики Дагестан с просьбой обратить внимания на данные факты. И в большинстве случаев мы находим поддержку своей позиции.

Так, по результатам рассмотрения моего обращения о тревожной ситуации, сложившейся с освобождением тяжелобольных осужденных от наказания, в апреле текущего года было проведено заседание Президиума Верховного суда Республики Дагестан, на котором состоялось обсуждение данной проблемы и по его итогам принято постановление «О результатах обобщения практики рассмотрения судами Республики Дагестан материалов об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного в соответствии со статьей 81 Уголовного кодекса Российской Федерации в 2014 году». Председателем Верховного суда Республики Дагестан Русланом Мирзаевым присутствующим судьям районных (городских) судов Республики Дагестан было указано на имеющиеся недостатки в их деятельности при рассмотрении материалов об освобождении от наказания осужденных в связи с болезнью. В этой связи он подчеркнул, что рассмотрение каждого такого дела будет браться им на личный контроль.

- Мы часто говорим о необходимости формирования правовой культуры граждан, что, безусловно, связано с работой по их правовому просвещению. Задействован ли потенциал Уполномоченного в этой сфере? 

- Содействие правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты является одним из приоритетных направлений моей деятельности. В своей каждодневной работе с обращениями граждан, а также во время проведения выездных приемов я сталкиваюсь с незнанием значительной части населения о правовых способах решения возникающих у них проблем.

Уверена, что закладывать основы правовой грамотности граждан необходимо в школе. И нами проводится такая работа. Так, было организовано проведение открытых уроков права более чем в 30 школах республики; во время летних школьных каникул проводятся уроки правовых знаний в детских оздоровительных лагерях.

Ежегодно на протяжении 8 лет мы проводим республиканский конкурс «Права человека глазами ребенка». В этом году в нем приняло участие более 300 учащихся. Такой интерес со стороны детей к правам человека только радует.

Для того чтобы помочь учителям активизировать познавательную деятельность учащихся, придать новый импульс преподаванию права, мы совместно с Дагестанским институтом повышения квалификации педагогических кадров провели обучающий семинар по методикам преподавания права. Для участия в нем были приглашено более 60 учителей общественно-правовых дисциплин. Подобные семинары мы уже проводили в 2009, 2012 годах, то есть можно говорить уже о системной работе в этом направлении.

Безусловно, для распространения правовых знаний необходимо работать со всеми слоями населения. Зачастую у граждан нет доступа к правовой информации, особенно у жителей отдаленных труднодоступных территорий. В этой связи мы совместно с министерством культуры Республики Дагестан провели республиканский конкурс среди муниципальных общедоступных библиотек на лучшую организацию работы по правовому просвещению граждан. Это было сделано для того, чтобы активизировать деятельность муниципальных библиотек в этой сфере, повысить их престиж как центров доступа к информации нормативно-правового характера.

Для правового просвещения населения функционирует официальный веб-сайт уполномоченного – www.dagombu.ru, на котором размещаются нормативные правовые акты в сфере защиты прав человека, информация о порядке подачи жалоб, в том числе в электронном виде, и ряд других материалов.

Ежегодно мы проводим работу по мониторингу законодательства в сфере прав и свобод человека и гражданина. Например, по результатам такой работы и в рамках сложившегося взаимодействия в этом году нами направлены Уполномоченному по правам человека в РФ Э. Памфиловой соответствующие предложения по совершенствованию федерального законодательства.

На региональном уровне в результате конструктивного взаимодействия с Народным Собранием Республики Дагестан проекты законов, затрагивающие права и свободы граждан, направляются мне до их рассмотрения на заседаниях соответствующих комитетов.

Однако мы все должны понимать, что никакими законами не изменить ситуацию в лучшую сторону, пока сами граждане не начнут уважать права окружающих людей.

- Мы общаемся с Вами накануне Дня Конституции Республики Дагестан. Проводятся ли Вами какие-либо мероприятия по этому поводу?

- Конституция Республики Дагестан провозгласила приоритет прав и свобод человека, единство нашего многонационального народа, благополучное и безопасное будущее новых поколений. Она является основой региональной правовой системы, определяет смысл и содержание республиканских законов, служит прочным фундаментом развития нашего региона.

Бесспорно, невозможно полностью реализовать потенциал Конституции республики без уяснения сущности и содержания ее положений. На днях мы провели встречу с участниками-победителями конкурса «Права человека глазами ребенка», чтобы еще раз  поговорить о тех правовых идеях, принципах, которые заложены в Конституции Республики Дагестан. Очевидно, что творческая энергия, прежде всего, молодого поколения, его умение видеть и предлагать свои решения тех или иных общественно-правовых проблем – это главное богатство, самый ценный капитал нашей республики. Я полагаю, что мероприятия, приуроченные ко Дню Конституции Дагестана, должны на системной основе проводиться в городах и районах нашей республики.

Пользуясь случаем, поздравляю всех дагестанцев с этим праздником!  

Новости раздела