"

Руслан Ярахмедов: «Цифровизация республики – это сложная задача со многими неизвестными, но мы успешно справляемся»

Фото:
3811
11 минут

Руслан Ярахмедов в отрасли связи – более 20 лет. В марте 2018 года был назначен директором филиала ПАО «Ростелеком» в Дагестане. Ярахмедов депутат Народного Собрания РД. Руслан Идрисович любезно согласился ответить на вопросы, обсудить вопросы цифровизации региона и работы ведомства в беседе с руководителем РИА «Дагестан» Магомедом Магомедовым:

- Руслан Идрисович, в последнее время о телекоммуникациях принято говорить именно в связи с цифровизацией нашей жизни.

– Да, это так. 21 век – век стремительного развития цифровых технологий. Еще в начале 2000 годов мы только привыкали к доступности мобильной связи, к интернету. После 2011 года, когда в Дагестане появились проекты «Госуслуга» и «Цифровое Правительство», мы начали осваивать понятия «Цифровая экономика, «Цифровой регион» и «Цифровой город», подразумевая ИТ-системы, которые человек использует в своей деятельности. Сегодня мы на пороге «уберизации» — замены посредников (людей или организаций) цифровыми платформами. Термин «искусственный интеллект» уже не кажется из области фантастики. Идет активная разработка программ, алгоритмов такого интеллекта, применяемых в транспортной сфере, оборонной промышленности и в проектах, связанных с обеспечением безопасности.

Конечно, пока в Дагестане трансформация экономики, управления на основе технологий только набирает обороты. Но мы живем, трудимся, развиваемся в едином информационном поле и необходимо как можно быстрее нагонять этот процесс.

- Руслан Идрисович, как в Дагестане проходит интеграция телеком-сферы в эти глобальные процессы трансформации?

– Мы работаем в соответствии с нуждами и требованиями развития инфраструктуры и страны, и республики, как части Российской Федерации. Перед нашей отраслью стоит конкретная программа, которую обозначил в Послании Федеральному Собранию Президент страны Владимир Путин. Приоритетное направление – принцип высокой доступности интернета для каждого, независимо от того, живут они в городе или в отдаленном селе, должны быть равные права.

Работу по устранению цифрового неравенства между городом и селом, центром и периферией мы ведем на основе федерального проекта «Устранение цифрового неравенства» (УЦН), который реализуется также в Дагестане. В условиях горного пересеченного рельефа республики это достаточно сложная задача со многими неизвестными, но мы успешно справляемся.

– Если можно поподробнее о сути проекта и о каких результатах можно уже говорить?

– Программа УЦН предусматривает установку точек Wi-Fi и предоставление населению доступа к интернету на скорости не менее 10 Мбит/с в населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек. В общественном месте (школа, сельсовет, магазин) устанавливается оборудование, передающие сигнал по Wi-Fi в радиусе 100 метров от точки доступа. Сегодня эта услуга уже доступна жителям 46 населенных пунктов республики. А в ближайшие года такие локации будут действовать всего в 309 селах Дагестана. Благодаря построенной инфраструктуре интернетом охвачены сразу три проекта: села в рамках УЦН, объекты телерадиовещательной сети по программе «Цифровое телевидение» и лечебно-профилактические учреждения. Уже многие сельчане пользуются доступом в интернет там, где о нём даже не мечтали, смотрят телевидение в цифровом формате и записываются удаленно к врачу на прием. Работа по цифровизации продолжается.

– Вы упоминали о сложности выполнения этой задачи. С какими трудностями, проблемами сталкиваетесь в ходе работы?

- Во-первых, в горах не получается прокладывать коммуникации под землей: скальный грунт, реки, каньоны и другие естественные препятствия. В этой связи протягиваем линии на подвесах, то есть – по столбам. И тут получается, как в поговорке: «было гладко на бумаге, да забыли про овраги». И это в прямом смысле. Например, в родном Акушинском районе линии связи приходится тянуть почти вручную от столба к столбу по полям и наделам сельчан. Конечно, вначале это вызывало недовольство хозяев наделов. Но в ходе переговоров объяснили ситуацию, договорились, что ущерб, нанесенный урожаю, будет компенсирован. Люди отнеслись с пониманием, ведь эти работы проводятся в их интересах.

– А те села, которые не вошли в УЦН, как у них решается вопрос с доступностью в плане связи с внешним миром?

– Другой, не менее важный проект «Универсальная услуга» – телефонная связь с использованием таксофонов. Сегодня практически во всех населенных пунктах на территории республики установлены универсальные таксофоны. По условиям предоставления универсальных услуг связи любой гражданин России должен иметь пеший доступ к таксофону — не более одного часа в пути.

В настоящее время в Дагестане 1076 таксофонов, в том числе в тех сёлах, где нет даже сотовой связи. Причем, специфика и сложность республики в том, что географические условия диктуют, какие технологии применять. Не везде возможно проложить линии связи под землей, не везде их можно подвесить на столбах. Местами приходится применять спутниковые антенны. Конечно себестоимость работ возрастает, но другого выхода нет. Порой таксофоны – единственное средство общения. Они жизненно необходимыми, тем более, что установлены в точках общественного доступа. Поэтому мы делаем все возможное, чтобы обеспечить их работу.  

- Насколько это дорогая связь для жителей? Ведь наши сельчане имеют низкий доход на семью. Есть семьи, которые живут на пенсии и детские пособия.

- Опять возвращаясь к Посланию Президента, в той части, где говорится о необходимости подготовить и реализовать проект «Доступный интернет» — обеспечить бесплатный доступ к государственным сервисам. Людям не придется платить за интернет-трафик. «Ростелеком» уже осуществил ряд шагов в решении этой задачи: с 1 августа 2017 года отменена плата за интернет через Wi-Fi на точках доступа, построенных по государственной программе «Устранение цифрового неравенства». В 2018 году стали бесплатными местные звонки с таксофонов универсальной услуги. С июня 2019 года отменена плата за телефонные соединения, совершаемые с универсальных таксофонов на территории РФ.

– Вы много рассказали про интернет в селах, а как обстоят дела в городах республики?

– Конечно, в плане проникновения цифровых сервисов и услуг горожане обеспечены куда лучше, но это обусловлено исключительно географическим фактором и инфраструктурными возможностями, а не политикой нашей компании.

«Ростелеком» постоянно занимается строительство сетевой оптической инфраструктуры, именно поэтому нашим абонентам доступны практически все современные цифровые сервисы, от высокоскоростного интернета и «Видеонаблюдения» до «Цифрового дома» и Wink. Кстати, только за последний год мультимедийный сервис Wink скачали более 70 тыс. дагестанцев.

Наши сервисы и продукты востребованы и в бизнес-сообществе республики. Среди них очень популярны «Виртуальная АТС» и новая услуга «Wi-Fi – радар», которые помогают в организации ключевых бизнес-процессов коммерческим структурам, госучреждениям, органам власти, а это около тысячи абонентов республики.

Хорошо зарекомендовали себя наши сервисы и при проведении крупных республиканских, всероссийских и международных мероприятий, форумов, встреч, цифровым партнером которых «Ростелеком» выступает на регулярной основе.

– Все чаще в телеком-отрасли звучит термин «экосистема». Что входит в это понятие с точки зрения «Ростелекома»?

– Мы смотрим на экосистему, как на возможность, решающую типовые жизненные сценарии клиента с помощью телеком-сервисов. Экосистема «Ростелекома» – это комплекс цифровых решений для дома или квартиры: цифровой дом, цифровой домофон, видеонаблюдение, Wi-Fi во дворе, цифровые счетчики (телеметрия), цифровой шлагбаум и многое другое. Такой подход позволяет нашим клиентам решать широкий спектр жизненных задач с помощью одного приложения на телефоне или компьютере. К тому же, наши сервисы работают на единой интеллектуальной платформе собственной разработки, которая надежно защищена от несанкционированного проникновения мошенников.

Этот подход уже оценили жители республики. Особенно востребованы «Интерактивное телевидение» и Wink, которые стали популярны среди дагестанцев после того, как «Ростелеком» запустил эксклюзивный канал с трансляцией боёв UFC. Но это не единственное преимущество наших мультимедийных сервисов. Например, Wink позволяет смотреть контент на пяти устройствах под одной учетной записью. Это очень удобно, особенно когда нужно переключиться с компьютера на телефон и продолжить просмотр фильма именно с того места, где возникла пауза. В «Интерактивном телевидении» есть сервис караоке с большой коллекцией песен. В системе в режиме реального времени обновляются важные новости и транслируется информация о погоде и курсах валют. Предусмотрена интеграция в социальные сети: одним нажатием кнопки пользователь может посмотреть понравившийся фильм или телепрограмму и поделиться с друзьями впечатлениями о просмотре. Кроме того, сервис содержит множество удобных настроек управления: запись, пауза и перемотка телеэфира, видео по запросу, а также родительский контроль для ограничения доступа детей к взрослому контенту.

Сервис «Цифровой дом» – еще один яркий пример экосистемного подхода, который позволяет в режиме реального времени контролировать происходящее в квартире, доме, на даче или в офисе. Система включает в себя контролер, датчики и устройства, дистанционно управляющие всеми бытовыми приборами и коммуникациями. При срабатывании датчиков система моментально отправляет уведомление пользователю на смартфон или по e-mail, может, к примеру, включать или выключать освещение, утюг, кофеварку, телевизор.

– Вы упомянули в начале разговора об «облачных» сервисах. Можно узнать подробнее?

- Облачное хранение данных подразумевает доступность файлов в любой точке, где есть интернет. Такие услуги, как «Виртуальная АТС», «Интерактивное телевидение», «Видеонаблюдение» и другие используют удаленный доступ к данным, которые хранятся на защищенных серверах «Ростелекома» и таким образом экономят ресурсы абонента, которые в ином случае были бы потрачены на содержание собственных цифровых хранилищ и их защиту. Например, услуга «Цифровая телефония», предназначенная для организации корпоративной телефонной сети в бизнесе, в Дагестане успешно зарекомендовала себя в отдаленных горных населенных пунктах. Услуга предоставляется на основе SIP-телефонов с единым многоканальным номером. Преимущество такой АТС в быстром и простом подключении виртуального номера городского формата, организации внутренней и внешней многоканальной телефонии, закрытой сети передачи информации, видеоконференцсвязи, переадресации звонков, аналитики. Нет необходимости тянуть отдельную линию, пользователю достаточно иметь доступ к интернету.

– Многих пользователей беспокоит риск хранения данных на удаленных серверах. Насколько этот вопрос решен в «Ростелекоме»?

- Наша компания большое значение уделяет защите информации, в том числе облачных хранилищ и сервисов на их основе. «Ростелеком» успешно защищает данные своих клиентов, будь то частное лицо, коммерческая или государственная структура. В республике с нами сотрудничают силовые ведомства, спецслужбы, военные, госучреждения. Наши специалисты круглосуточно мониторят и отражают кибератаки по всей стране. При этом технологии, которые используются с этой целью, мы постоянно модернизируем.

Знаете, но больше, чем от кибератак, наша инфраструктура в Дагестане страдает от безответственности земляков, которые проводят работы в зоне пролегания линий связи. За последние пару месяцев такие строительные вандалы уже несколько раз повреждали кабели. В результате наши абоненты оставались без интернета. Конечно, мы стараемся максимально оперативно устранять повреждения, но каждый раз убеждаемся в необходимости применять жесткие меры воздействия на таких нарушителей, чтобы впредь соблюдали правила землепользования при строительных, ремонтных работах.

– Мы замечаем, что «Ростелеком» принимает участие в различных социальных проектах. Зачем это нужно компании?

– Мы не отделяем себя от общества того субъекта страны, где ведем бизнес, поэтому считаем, что должны способствовать его развитию всеми возможными для нашей компании способами. Сегодня «Ростелеком» в Дагестане выступает цифровым партнером для населения, бизнеса и государства. Мы стремимся обеспечить все потребности современного общества цифровыми технологиями, участвуем в социальном и технологическом развитии территорий, поддерживаем молодежь и людей старшего поколения.

Только за последний год мы установили систему видеонаблюдения вдоль строящейся в селе Кумух по федеральному проекту «Комфортная городская среда» пешеходной зоны, которая свяжет популярные для отдыха и массовых гуляний местных жителей культурные объекты «Молодежный парк» и «Ханское озеро». Наш филиал провел творческий мастер-класс для пациентов отделения гематологии и химиотерапии республиканской детской многопрофильной больницы им. Кураева в Махачкале. В числе наших активностей для школьников - образовательное мероприятие по подготовке будущих инженеров TEСHDAY в махачкалинской гимназии №1 и образовательный семинар для воспитанников детского технопарка «Кванториум». И это лишь малая часть нашей социальной ответственности.

В завершении хочу привести еще одну цитату из Послания Президента к Федеральному Собранию, определяющую цель внедрения цифровых технологий: «Высокая доступность интернета должна стать конкурентным преимуществом России и наших граждан, создавать широкое пространство для образования и творчества, для общения, для реализации социальных и культурных проектов. И конечно, это новые возможности для участия людей в жизни страны».

Сегодня, в эпоху цифровизации этот смысл лежит в основе миссии нашей компании. И мы направляем все силы и ресурсы на его воплощение.

- Руслан Идрисович! Большое спасибо Вам, за то, что в огромном объеме работы Вы нашли время побеседовать с нами и ответить на вопросы.

- Спасибо Вам за интересные вопросы, мы всегда стараемся быть открытыми, доводить больше информации до жителей региона, потребителей наших услуг и продуктов и благодарны РИА "Дагестан" за такую возможность.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела