"

Ризван Газимагомедов: «На развитие возобновляемых источников энергии будет выделено около 6 млрд рублей»

Фото:
4489
8 минут

Кто и как будет привлекать инвестиции в энергетику? Этот вопрос беспокоит все регионы России, но больше всего те из них, которые в силу разных причин рискуют. Среди них – Республика Дагестан, сполна испытавшая на себе влияние политических, экономических и технологических кризисов. По словам министра промышленности и энергетики Дагестана Ризвана Газимагомедова, республика открыта для инвесторов, и отрадно, что в последнее время экономическая заинтересованность зарубежных партнеров в этом богатом ресурсами крае превалирует над нотками недоверия. О том, как министерство возродит энергетическую отрасль республики, РИА «Дагестан» рассказал министр промышленности и энергетики РД Ризван Газимагомедов.

 

 - Вы руководите стратегической отраслью. При этом в Дагестане в настоящее время непростая политическая обстановка, что, наверное, сказывается на управлении энергетикой.

 

- Конечно, общественно-политическая ситуация налагает серьезный отпечаток на развитие всей экономики, включая энергетику. Нет смысла много рассуждать, но политические риски всегда превалируют над экономическими, поэтому, какие бы комфортные условия мы ни создавали для инвесторов в области энергетики и энергосбережения, развития ВИЭ, малой энергетики, инвесторы могут прийти, но при условии стопроцентных гарантий, и мы не можем обвинять их в этом. Мы понимаем, что надо развивать экономику, энергетику и бизнес в республике, а финансы придут туда, где есть отдача – у нас есть конкурентные преимущества в энергетике, в частности, почему бы их не развивать? У нас очень активно развивается гидроэнергетика. «РусГидро» – наш основной партнер и заказчик, компании принадлежит 90 % всех ГЭС республики. И для нас это очень значимо. В следующем году мы запускаем Гоцатлинскую ГЭС и настаиваем, чтобы «РусГидро» начало строительство нового каскада ГЭС на реке Андийское Койсу  – это пять станций общей мощностью почти 900 МВт. И если до 2025 года этот проект воплотится, то это станет большим заделом для республики.

 

Безусловно, мы хотели бы сотрудничать с европейскими странами, поскольку они располагают самыми передовыми технологиями, которые можно применить у нас. Например, большие перспективы намечаются по возобновляемым источникам энергии, в частности по развитию геотермальной энергетики: в России есть две перспективные зоны для развития геотермии – Камчатка и Дагестан. Дагестан владеет потенциалом «кипящей воды», и мы обязаны его использовать: кстати, в настоящее время часть Махачкалы и город Кизляр отапливаются геотермальными источниками. Мы намерены осуществлять проекты когенерации, используя наши источники, а также опыт и технологии наших немецких коллег. В соответствии с этими договоренностями мы определили три города в Республике Дагестан, которые станут пилотными потребителями энергии, произведенной тремя когенерационными установками по 10 МВт каждая  –это Южно-Сухокумск, Кизляр и Махачкала.

 

-  Речь идет о новом строительстве или о модернизации существующих станций?

 

- Это будут новые станции на основе скважин, оставшихся после нефтедобычи. Иными словами, если добыча нефти закончилась, то воду из скважин мы можем использовать, и это будет определенным плюсом в КПД будущих станций. Кроме того, с принятием нормативного акта о государственном субсидировании ВИЭ мы надеемся, что вложенные инвестиции окупятся в ближайшие десять лет. Весь мир идет по этому пути – энергия возобновляемых источников сама по себе очень затратная, и без поддержки государства отрасль практически не развивается, это испытали на себе многие страны.

 

-  Когда начнется реализация этих проектов?

 

- В следующем году закон вступит в силу, а пока идет подготовка, у нас разработана концепция программы развития ВИЭ до 2025 года. Мы планируем распределить на три года строительство 100 МВт дополнительной мощности за счет ВИЭ, а это три станции по 10 МВт геотермальных плюс еще как минимум пять малых ГЭС. Самое главное, что все эти источники будут близки потребителю, особенно к жителям горных районов. Помимо этого, мы будем развивать в горах и солнечную энергетику, такие источники могут стать как основной, так и дополнительной генерацией для потребителей. Кроме того, перспективна и ветровая энергетика – в Дагестане среднегодовой напор ветра составляет 6-7 метров в секунду, а считается, что уже при скорости 2 м/с ветер является перспективным. И сейчас мы с немецкими коллегами обсуждаем в том числе и эту тему – наши зарубежные партнеры заинтересовались и планируют поставить первый ветровой парк на равнинной территории. Отмечу, что в ближайшие пять-шесть лет дефицит электроэнергии может достичь 500 МВт. Поэтому конечно, одними ВИЭ мы не закроем эти потребности. В связи с этим мы задумались над тем, чтобы освоить добычу собственного газа, потенциал которого у нас на суше порядка 400-500 млрд кубометров и на шельфе – 400 млрд кубометров. Но это пока в перспективных планах.

 

-  Какие источники финансирования вы планируете привлечь к реализации проектов?

 

-  В основном частные инвестиции, плюс субсидирование федерального и республиканского бюджетов в рамках соответствующих целевых программ, потому что помимо генерации мы обеспечим регион инженерной и коммунальной инфраструктурой. По предварительной оценке, на три следующих года предполагается выделение порядка 6 млрд рублей из всех источников совокупно.

 

- Вы упомянули целые программы. Правда ли, что одним из наиболее важных пунктов одной из программ является газификация горных районов Дагестана?

 

- Да. Если помните, газификация высокогорных районов республики началась с того, что по поручению Владимира Путина впервые в истории России в высокогорных условиях был построен газопровод высокого давления (на высоте более 2 тыс. 500 метров над уровнем моря). В 2005 году было подписано соглашение между Республикой Дагестан и ОАО «Газпром» о перспективном развитии газификации РД. Сейчас на основе этого соглашения газифицируются пять горных районов, и еще три региона Дагестана «Газпром» газифицирует по своей программе. Итого 125 объектов, из них к концу 2012 года сдан 71 объект  – это подводящие газопроводы к крупным населенным пунктам и районным центрам. За шесть лет освоено около 6 млрд рублей и выполнена большая работа, но нам предстоит еще решить многие, в том числе и спорные вопросы. В частности, обсудить создание единой газораспределительной организации на базе структуры «Газпрома», решить проблемы с неплатежами за газ. Мы, в свою очередь, готовы в ближайшие несколько лет навести порядок в республике в той части, что зависит от нас.

 

Ведь в электроэнергетике у нас тоже была непростая ситуация с потреблением и расчетами за ресурсы, но постепенно мы исправляем ее: в республике активно внедряется система автоматического контроля и учета электроэнергии, мы планируем до конца этого года оснастить такими системами каждого узлового потребителя, будь то город или крупный микрорайон. Помимо этого, мы совместно с ООО «Энергострой М.Н.» внедряем экспериментальный проект «умных сетей». В Каспийске одна из подстанций оснащена современными системами контроля, учета и перераспределения мощностей, чтобы автоматически регулировать периоды избытка и нехватки электроэнергии. Иными словами, мы стараемся применять все известные сейчас инновации.

 

- Республика Дагестан, как, впрочем, и другие регионы РФ, давно борется с неплатежами за энергоресурсы. Как вы решаете эти вопросы?

 

- Если мы говорим о газе, то у нас очень большие долги по этому ресурсу – около 19 млрд, из них 16,5 млрд рублей  – за населением. И в связи с этим речь идет не просто о том, что жители не платят за газ, приходится заявлять о коммерческих потерях. Как возможно, что жители одного населенного пункта полностью оплачивают потребление электричества, а за газ платят только 30 %?

 

Вторая группа должников – предприятия, не крупные, там как раз все под контролем, речь идет о малом бизнесе, долг которого совокупно составляет 1 млрд рублей. Если бы у нас повсеместно работала система мониторинга, то мы могли бы контролировать все потребление, а также то, какой потребитель и сколько должен и не заплатил. Такой учет будет возможен, когда установят узлы учета как на электричество, так и на газ. Электричество я затрагиваю в меньшей степени, поскольку здесь меньше долгов и в основном это старые долги «Махачкалинских электрических сетей», хотя и уменьшенные в последнее время: если раньше сборы средств за потребление электроэнергии составляли 55 %, то сейчас – 85-90 %.

 

Хотя пока нет перспектив для полного избавления от неплатежей. В республике есть два-три города, где серьезный износ сетей, например, в Кизляре он составляет75 %, а это создает технические потери энергоресурсов. Необходимо проводить модернизацию сетей. Вторая проблема – оптимизация потоков и соответствие реально потребляемой мощности выставляемым счетам, ведь сейчас оплачивается лишь 10-15 % потребленной абонентом мощности. Думаю, в ближайшие год-два мы сможем навести порядок, чтобы Дагестан перестал быть на слуху как непростой регион.

 

- Какие надежды вы возлагаете на ближайшие годы?

 

- Наш регион потенциально самодостаточен. Конечно, донором для других регионов мы пока не можем быть, но лет через двадцать этот вопрос можно будет решить. Задача ближайших лет – оставить на дотации 30 % территории республики. При этом мы хотим сохранить горные регионы, обеспечить в них технологический и инфраструктурный комфорт, дать возможность жителям не покидать свои районы. Касательно энергетики мы планируем к 2020 году построить новые объекты генерации для того, чтобы самим обеспечивать свои потребности и в этом отношении стать самодостаточным регионом. Почти везде на наших предприятиях необходима техническая модернизация. С этой целью мы провели несколько встреч с представителями иностранных компаний и уже выбираем ряд схем по сотрудничеству в области станкостроения (для модернизации существующих производств).

 

Конечно же, пока общественно-политическая ситуация в нашей республике недостаточно стабильна, что сказывается на экономике. И в связи с этим предпринимаются самые решительные действия по стабилизации ситуации; несмотря на действия бандподполья, мы сохраняем работоспособность и повышаем надежность технического потенциала Республики Дагестан, а также стремимся обеспечить безопасность нашему населению.

Новости раздела