"

Муртазали Гаджиев: «Надписи на выявленном памятнике археологии пополняют корпус арабской эпиграфики Дербента»

Фото:
5172
9 минут

Выявление и частичное повреждение памятника археологии и эпиграфики в древнем Дербенте получило довольно широкую огласку в СМИ – вопрос о нем был задан 25 апреля во время «прямой линии» с Президентом РФ В. Путиным, который затем дал соответствующие поручения правительству РФ, РАН и правительству РД. Так что же представляет собой новый памятник? Об этом корреспонденту РИА «Дагестан» рассказал доктор исторических наук, профессор, заведующий Отделом археологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Муртазали Гаджиев.

 Муртазали Серажутдинович, когда и при каких обстоятельствах был обнаружен памятник?

– 18 апреля в Дербенте при прокладке ливневой канализации подрядной организацией ООО «Газинжсети» по улице Мамедбекова, в 15 метрах от северной городской оборонительной стены VI века был выявлен и частично поврежден археологический объект, расположенный на глубине 1,8-4 метра. Через день, 20 апреля, мы вместе с директором Дербентского государственного музея-заповедника Куламом Исаковым, представителями заказчика, осуществляющего контроль за строительными работами, и подрядной организацией составили акт о выявлении объекта археологического наследия. В нем было указано о необходимости в соответствии с существующим законодательством приостановить работы на данном участке и проведении спасательных археологических работ. 23 апреля министр культуры РД Зумруд Сулейманова в соответствии с федеральным законодательством выдала подрядчику предписание о прекращении действий, влекущих повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, и обязала его приостановить работы, внести проектные изменения по обходу выявленного памятника и принять меры к проведению срочных охранно-спасательных археологических изысканий.

 Что представляет собой памятник?

– Предварительное визуальное обследование выявленного объекта показало наличие здесь монументальной стены, сложенной из крупных, хорошо обработанных каменных блоков (отдельные блоки длиной до2,5 м, толщиной до25 см), которые соединяются специальным замковым способом. Прослеженная длина стены – около20 м. Западная оконечность выявленной стены завершалась пятью каменными прямоугольными стелами (высотой 1,1-1,55 м), постановленными в ряд вплотную друг к другу. Две из них (одна – орнаментированная с врезным символическим изображением мечети и каллиграфической куфической надписью «Аллах», другая – без каких-либо текстов или орнамента), к сожалению, были вытащены при проведении земляных работ, как и ряд блоков строительной конструкции. Три других стелы находятся на месте и имеют врезные и рельефную арабские куфические надписи, выполненные профессиональным резчиком-каллиграфом. По палеографическим особенностям они датируются XI-XII вв. Надписи содержат религиозные, коранические (басмала, шахада) и благопожелательные тексты-формулы. Перевод их осуществлен известным востоковедом, доктором исторических наук, профессором Амри Шихсаидовым.

 Расскажите, пожалуйста, подробнее о надписях, обнаруженных на стелах.

– Одна из стел содержит короткую однострочную надпись – популярную религиозную формулу-восклицание «Царство принадлежит Аллаху». Текст написан красивым, геометрически выдержанным почерком с характерными треугольными угловатыми окончаниями букв, придающими надписи изящный вид.

Вторая стела, надпись на которой выполнена в низком рельефе со строго выдержанными пропорциями и параметрами букв, слов и строк, пока еще не прочитана полностью в силу плохой сохранности, стертости ее текста, но, возможно, она содержит эпитафию, то есть является надмогильной: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. [Владелец] этой могилы (?) … … … Мухаммад. Да благословит Его Аллах и приветствует!».

Наконец, текст третьей стелы гласит: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Нет Божества, кроме Аллаха. Мухаммад – Посланник Аллаха. Да благословит Его Аллах! Абу Бакр, ЛМ (или СМ), Умар, ЛМ (или СМ), Усман, ЛМ (или СМ), ЛМ (или СМ), Али – милость Аллаха над ними!». Эта надпись представляет особый интерес в связи с упоминанием в ней имен четырех праведных халифов. Поставленным между ними буквами «лям» и «мим» или «са’» и «мим» может быть придано различное толкование (вместо «лям» возможно чтение «са’» – эти буквы близки по написанию и различаются только наличием диакритических точек над буквой «са’», которые в ранних куфических тестах часто не употреблялись).

Как известно, символике букв, цифр и знаков в исламе и, особенно, в суфизме отводилось большое место. Наиболее наделенными мистическим, тайным содержанием считаются буквы «алиф», «лям» и «мим», с комбинации которых начинается восемь сур Корана, в том числе «аль-Бакара», «аль-Имран», «ас-Саджда» и др. Вместе с тем, это наиболее употребительные буквы арабского алфавита. Они входят в категорию букв арабского алфавита, именуемых «мукатта» («разрозненные буквы»), которые представляют уникальные сочетания букв – с них начинаются 29 сур Корана. Ровно половина из 28 букв арабского алфавита выступают в роли «мукатта» по одиночке или же в различных комбинациях из двух, трех или четырех, пяти букв.

По мнению большинства мусульманских алимов, «мукатта» является божественной тайной и любое толкование значения этих букв всего лишь предположение и не более того. Подтверждением этого являются слова праведного халифа Абу Бакра: «В каждом божественном Писании есть тайна, и тайна Корана – в начале некоторых из сур». По этому поводу известный исследователь Корана, профессор В.Д. Ушаков отмечает, что «существует суждение, что за этими буквами, а, возможно, и за их числовыми значениями, скрывается эзотерическая (тайная, недоступная для непосвященных) информация». Тем не менее, предпринимались немалочисленные попытки выявления тайны «мукатта».

Представители куфийской школы калама (в исламской теологии – способ рассуждения, основанный на разуме) считали, что некоторые из «мукатта» составляют отдельные аяты, а некоторые – нет. Представители басрийской школы, напротив, считали, что буквы «мукатта» вообще не могут являться отдельными аятами. Например, по их мнению, сочетание букв алиф-лям-мим указывает на божественные имена Аллах-Латиф-Маджид. Другие каламисты считали, что в этих буквах обобщенно выражено несколько «прекрасных имен» – эпитетов Аллаха. Например, в том же сочетании букв «алиф-лям-мим», буква «алиф» указывает на божественные имена ал-Ахад (Единственный), ал-Аввал (Первый), ал-Ахир (Последний) и ал-Азиз (Могучий) и т.д.; «лам» – на ал-Латиф (Добрый); а «мим» – на Малик (царь), Маджид (Славный), ал-Муксит (Справедливый) и т.д. А выдающийся немецкий ориенталист Т. Нельдеке, автор «Истории Корана», полагал, что за этими и другими таинственными буквосочетаниями скрываются имена сподвижников Мухаммада (с.а.с.), со слов или записей которых была зафиксирована та или иная сура.

Вместе с тем, распространенным мнением считается, что буква «алиф», первая в арабском алфавите, имевшая числовое значение 1, символизировала Всевышнего, единство и единственность Аллаха; буква «лам» – символ «святого духа», одного из четырех особо приближенных к Аллаху ангелов-мукаррабун Джабраила (Джибрил), а также Посланника (Расул); буква «мим», имевшая числовое значение 40, выступала в качестве символа человеческой природы (40 дней покаяния, траура, поста в исламе), олицетворяла 40 ступеней (аль-мааридж) – путь молитв и приближения к Аллаху, «Владыке ступеней», выступала символическим обозначением Пророка Мухаммада (с.а.с.).

Обращает внимание то, что в сумме фигурирующие в разбираемой надписи буквы «лям» и «мим» в цифровом обозначении дают сумму 70, а 70-ая сура как раз носит название «аль-Мааридж» – «Ступени». Не исключено и то, что в сочетании букв «лям» и «мим» скрыта формула единобожия «Ля иляха илля Ллах, Мухаммад расулю Ллах», две части которой начинаются соответственно с букв «лям» и «мим». Можно было бы полагать, что это сокращение подразумевает известную фразу «Аляйхи ас-салам» («Мир ему»), в которой первая и последняя согласные соответственно «лям» и «мим». Но следует иметь в виду, что эта устойчивая фраза применяется в исламе исключительно по отношению к пророкам. Здесь же мы видим имена праведных халифов – сподвижников-асхабов Посланника (с.а.с.).

Из двух возможных чтений представленных буквосочетаний – «лям» и «мим» или «са’» и «мим» – следует принять последнее, и в этом случае видеть здесь арабское слово «сумма» – «затем». В этом случае эта часть текста надписи будет гласить «Абу Бакр, затем, Умар, затем, Усман, затем, затем (автор текста ошибся, употребив дважды подряд слово «затем»), Али – милость Аллаха над ними!». И здесь следует заметить, что это устойчивая формула при перечислении имен праведных халифов. Ее использовали, например, в своих произведениях имамы Абу Ханифа (699-767), Абу Джафар ат-Тахави (843-933), Абу Бакр ал-Исмаили аш-Шафии (891-982). Например, Абу Ханифа писал в «Китаб ал-уасыййа»: «Мы утверждаем, что самыми лучшими людьми этой уммы после нашего Пророка Мухаммада, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, являются Абу Бакр ас-Сиддык, затем Умар, затем Усман, а затем Али, да будет доволен ими всеми Аллах!».

 Сколько лет насчитывает возраст памятника и какова его ценность с научной и исторической точек зрения?

– Выявленный памятник археологического наследия представляет собой, вероятно, специально огражденный погребально-мемориальный комплекс XI-XII вв., располагавшийся на обширном средневековом городском кладбище, находившемся за пределами города (за оборонительной стеной), и от которого в настоящее время сохранился только небольшой участок почитаемых могил XI-XII вв. «Кырхляр». Обнаруженный памятник, предварительно оцениваемая площадь которого составляет около400 кв. м(25-26 х 15-16 м), и входящие в его состав уникальные объекты эпиграфики, представляющие памятники письменной культуры XI-XII вв., имеют несомненную научную и историко-культурную ценность, вызывают особый общественный интерес в преддверии празднования 2000-летия Дербента и требуют археологического изучения. Ценность и значение памятника определяются не только наличием в его составе эпиграфических объектов, возраст которых насчитывает около 1000 лет, но и самой необычностью существования столь монументального огражденного сооружения, расположенного на территории средневекового кладбища Дербента. Пока можно осторожно предполагать, что выявленный комплекс связан с духовной или политической элитой средневекового города. Найденные надписи пополняют корпус арабской эпиграфики Дербента, который предстает не только музеем, но и библиотекой под открытым небом, насчитывающей многие сотни средневековых надписей, свидетельствующих о письменной культуре и образованности горожан средневекового города.

Конечно, до проведения тщательных археологических раскопок на данном объекте высказанные соображения об историко-культурной интерпретации памятника носят предварительный характер. В настоящее время Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН ведет подготовку к проведению исследований этого интересного объекта в рамках работы Дербентской археологической экспедиции.

Новости раздела