"

Мурад Далгатов: «Не все республиканские заказчики своевременно и надлежащим образом выполняют требования законодательства»

Фото:
3461
5 минут

Коррупция в системе государственных закупок – явление, к сожалению, не новое. Завышение цен на приобретаемые товары, работы, услуги – вид коррупции, который является одним из наиболее распространенных в сфере закупок. В современной системе закупок для нужд заказчиков существует огромное количество коррупционных схем. О мерах противодействия коррупции в сфере закупок, принимаемых профильным комитетом республики, корреспонденту РИА «Дагестан» рассказал глава ведомства Мурад Далгатов.

- Мурад Далгатович, какие меры комитет по государственным закупкам Республики Дагестан считает целесообразными в профилактике коррупции в сфере закупок?

- Во-первых, это планирование государственных закупок. Важное значение имеет обеспечение своевременного выполнения государственными заказчиками Дагестана требования законодательства о публикации плана-графика закупок на официальном сайте на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (http://zakupki.gov.ru/). Надлежащее выполнение данного требования закона способствует повышению прозрачности процедуры закупок, а также позволяет потенциальным поставщикам и производителям подготовиться к участию в госзаказе и предложить свой товар по оптимальной цене.

Не все республиканские заказчики своевременно и надлежащим образом выполняют требования законодательства о своевременной публикации плана-графика закупок. На сегодняшний день из 833 заказчиков Республики Дагестан планы-графики разместили только 796 заказчиков. Информация о нарушениях, связанных с размещением планов-графиков, комитетом по государственным закупкам Дагестана направлена в правительство республики и Службу государственного финансового контроля региона. Следует отметить, что большинством государственных заказчиков при формировании планов-графиков практически не запланированы закупки на II полугодие 2015 года.

- Какие существуют особенности ведения планов-графиков и типичные ошибки заказчиков?

- Основной ошибкой государственных заказчиков при заполнении планов-графиков остается некорректное заполнение столбца №6 плана-графика «Минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта». Заказчики указывают критерий «в соответствии с договором/техническим заданием», что является некорректным. Данные требования должны включать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики предмета закупки. Некорректная формулировка присутствует в 103 планах-графиках.

В соответствии с Положением, комитет по государственным закупкам Республики Дагестан формирует сводный план-график государственных закупок на основе сведений, представленных заказчиками. Публикация сводного плана-графика закупок информирует потенциальных поставщиков и производителей о потребностях в товарах, работах и услугах, что позволяет им заблаговременно подготовиться к участию в государственном заказе и предложить свой товар по оптимальной цене. Несвоевременная публикация планов-графиков закупок либо публикация с нарушениями требований закона может негативно сказываться на прогнозировании объемов производства дагестанскими поставщиками.

В комитет государственными заказчиками представлено 622 плана-графика, что составляет 75% от общего количества планов-графиков. Из 622 планов-графиков 306 (51%) не предусматривают проведение конкурентных процедур – объемы закупок не превышают 2 миллионов рублей, что позволяет заказчикам проводить все закупки у единственного поставщика по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ.

- Согласно закону о контрактной системе при наличии потребности в одних и тех же товарах у двух и более заказчиков, могут быть проведены совместные торги. Что делается в этом направлении в нашей республике? Проводились ли у нас совместные закупки?

- В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года, при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о контрактной системе, организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, учреждение, в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, либо один из заказчиков, если ему другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий.

Комитет, проанализировав основные товары, работы и услуги, закупаемые государственными заказчиками Дагестана, исходя из их нужд, в 2015 году разработал план проведения совместных закупок. 18 декабря 2014 года комитет направил проект разработанного плана всем государственным заказчикам республики с просьбой предоставить свои предложения по проведению совместных закупок. Также разработан и направлен на согласование во все министерства и ведомства республики проект постановления Правительства Дагестана о порядке проведения совместных закупок. Считаем целесообразным проведение закупок товаров, используемых практически всеми государственными заказчиками. Таких как, например, бумага, горюче-смазочные материалы, мебель, оргтехника.

На сегодняшний день государственные заказчики неохотно идут на участие в совместных торгах. В первом полугодии комитет провел семь совместных закупок продуктов питания среди лечебных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения республики. Мы сделаем все возможное, чтобы совместно с заказчиками продолжить практику проведения совместных закупок.

- На официальном сайте комитета по госзакупкам республики опубликованы типовые технические задания. Существуют ли требования к закупаемым товарам? Каковы правила описания объекта закупки?

- Комитетом разработаны и опубликованы на официальном сайте типовые формы описания предмета закупки (технического задания) для товаров, производимых в Дагестане (продукты питания). Внедрение типовых форм технических заданий направлено, кроме всего прочего, на установление таких требований к закупаемым товарам, соблюдение которых делает невыгодным предложение товаров (продуктов питания), ввозимых в республику из других регионов. Такие формы могут способствовать созданию благоприятных условий для участия в госзакупках производственных предприятий и сельскохозяйственных производителей республики. Кроме того, внедрение и широкое применение типовых форм препятствует установлению заказчиками излишних требований к закупаемым товарам, работам и услугам, что позволит исключить возможность закупок предметов роскоши.

Но, увы, государственные заказчики не используют в своих заявках типовые формы. Мы планируем выйти с предложением в правительство республики об утверждении типовых форм технических заданий.

- У заказчиков, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе, есть возможность заключить контракт с единственным поставщиком (на услуги естественных монополий, водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, энергоснабжению). В каких еще случаях возможно заключение контракта с единственным поставщиком? Что делается для уменьшения доли закупок у единственного поставщика?

- Закон о контрактной системе предусматривает механизм проведения закупки напрямую, без проведения торгов. Это так называемые закупки у единственного поставщика. Закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда заказчик может купить товар, работу или услуга напрямую. Данная норма является достаточно удобным инструментом для заказчиков с небольшим «бюджетом» закупок. Вместе с тем, во избежание ограничения конкуренции и минимизации коррупционных рисков, считаем недопустимым злоупотребление данной нормой. Проведение конкурентных процедур должно стать приоритетным для государственных заказчиков республики, поскольку позволяет значительно расширить круг участников закупок и снизить цену относительно начальной (максимальной) цены закупки. Мы рекомендуем использовать закупку у единственного поставщика только в случае необходимости, при этом отдавать предпочтение товарам дагестанского производства.

Новости раздела