"

Микаил Гасанов: «Одно из достоинств новой системы оказания госуслуг – существенное сокращение коррупционной составляющей»

Фото:
5639
9 минут

Впервые многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в России появились в 2007 году как пилотные проекты. В начале 2010 года благодаря совместным усилиям республиканской и городской власти такой многофункциональный центр открылся и в Махачкале. Его создание позволило значительно повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, упростить горожанам процедуры их получения, сократить сроки сбора и оформления документов. О том, насколько упростилась процедура предоставления государственных и муниципальных услуг, какие услуги оказывает Центр махачкалинцам, рассказал в своем интервью директор столичного МФЦ Микаил Гасанов.

– Микаил Омаркадиевич, что изменилось в жизни махачкалинцев с открытием многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг?

– Изменилось многое: теперь у граждан появилась хорошая альтернатива взаимодействия с публичными органами власти. Это значит, что эпоха очередей и волокиты в госучреждениях уверенными шагами уходит в прошлое. Получение услуги перестает быть проблемой и бесконечной тратой времени. Оформление справок, разрешений, документов теперь стало занимать гораздо меньше времени, чем это было раньше. Электронная очередь, которая у нас установлена, для того и существует, чтобы человек не терял долгие часы в ожидании. Заявитель приходит в Центр, получает талон электронной очереди и ждет, когда освободится оператор. На это тратится не более 15-20 минут.

Продуманная, слаженная система МФЦ избавляет людей от нервотрепки, неоднократных хождений по инстанциям, очередей и т.д. Можно смело говорить, что теперь решать всякого рода «бумажные» вопросы людям стало намного легче и проще.

– В чем заключается особенность принципа «одного окна», по которому работает МФЦ?

– Вся суть в том, что в соответствии с данным принципом предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровней осуществляется на бесплатной основе в одном месте. Заявитель при этом освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам: получателю услуги достаточно прийти в МФЦ с минимальным набором документов, подать заявление и получить необходимый документ в установленный срок. Всю остальную работу за него проводят сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы.

– Какие услуги граждане могут получить на базе столичного МФЦ?

– В настоящий момент на базе МФЦ оказывается более чем 160 государственных и муниципальных услуг в таких сферах, как земельно-имущественные отношения, социальная сфера, предпринимательская деятельность, гражданско-правовой статус и т.д. Нужно отметить, что мы проводим системную работу по увеличению их количества. При этом опираемся на такой критерий, как востребованность той или иной услуги среди граждан и организаций.

– А какие услуги пользуются наибольшим спросом?

Это: услуги социальной направленности, услуги по земельно-имущественным отношениям, правовые консультации, связанные со сбором и выдачей различных справок, в том числе с архива, адресного бюро, паспортно-визовой службы и многие другие.

– Много ли людей к вам обращается? Что говорит статистика?

– В МФЦ довольно неплохая посещаемость, но это конечно, не то количество людей, которых мы хотели бы видеть. В наших интересах увеличение числа посетителей. Мы проводим активную работу по информированию населения, благодаря чему о нас узнают все больше людей. В день в среднем к нам обращается около от 130 до 200 человек, в месяц, в среднем, выходит от 3,5 до 4 тыс.

В уходящем году количество услуг оказанных в МФЦ «Махачкала» превысило 40 тысяч, что по сравнению с прошлым годом в 3,5 раза больше. При этом оказано услуг по таким категориям, как социальная поддержка населения, реализация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение гражданско-правового статуса, юридическая консультация и прочие виды услуг.

– Насколько известно, все услуги, которые оказываются в МФЦ, включая и консультации, являются бесплатными, а сами многофункциональные центры создавались с тем, чтобы не допускать коррупционную составляющую при оказании госуслуг. Как МФЦ удается играть столь важную и в то же время непростую роль некоего антикоррупционного барьера?

- Действительно, одно из достоинств новой системы оказания государственных и муниципальных услуг – существенное сокращение коррупционной составляющей. Обращение заявителя в МФЦ устраняет его прямой контакт с чиновником и, таким образом, исключает риск возникновения коррупции. Обратившись в МФЦ, заявитель общается не с сотрудником определенного отдела или управления местной администрации или же федерального органа, который оформляет данные документы, и может как-то воздействовать на сам процесс оформления. Он общается с сотрудником МФЦ, перепоручая ему все свои контакты с чиновниками. Тот четко, в соответствии с административным регламентом, принимает от него пакет документов, устанавливает по регламенту срок исполнения документа, выдает человеку на руки расписку, где указано, какие документы сданы, в какую службу направлены, дата сдачи и четкий срок получения документов на руки. Далее человек приходит в назначенный срок и получает окончательный результат той или иной услуги, за которой обратился. Здесь также важно отметить, что и сама процедура приема документов от заявителя прозрачна: все документы на столах, заявителя и оператора отделяет прозрачная перегородка, к последнему невозможно подойти, что исключает возможность им злоупотребления своим положением или давлением на обратившегося. Такие антикоррупционные фильтры и барьеры сами по себе хороши и в какой-то степени помогают. Уже сегодня мы, наверное, можем говорить о положительных сдвигах в борьбе с такой хронической социальной хворью, как коррупция. Однако говорить о ее полном исчезновении, думаю, пока рановато. Борьба с ней предстоит серьезная, и победить ее невозможно, пока люди не изменят свое сознание. Со своей же стороны мы ведем активную разъяснительную работу с населением.

– У МФЦ, как у любой другой молодой организации, наверняка есть свои «болевые» точки. Каковы они?

– Увы, должен это подтвердить. Наиболее острой проблемой для нас остается вопрос взаимодействия с рядом ведомств, через которые мы должны оформлять документы или получать какие-то сведения. В частности, не всегда соблюдаются сроки, рассмотрение документов порой затягивается на длительное время, чем это предусмотрено существующими соглашениями.

– Много ли поступает жалоб и по какому поводу чаще всего? Как Вы реагируете на них, как они решаются?

– К сожалению, без жалоб не обходится. В большинстве случаев они связаны с услугами в сфере земельно-имущественных отношений: задержкой документов или штрафами, которые на заявителей налагаются, скажем, Управлением архитектуры города. Поясню: это когда гражданин произвел самозахват участка, и произошла так называемая «накладка» на участок. Но чаще всего причиной недовольства и жалоб граждан служит длительное затягивание сроков оказания услуг. Хотя от необоснованной критики трудно защититься, все же мы пытаемся объяснить гражданам, убедить их в том, что нашей вины тут нет. Ни одну жалобу мы не оставляем без внимания, рассматриваем в отдельности каждую. График работы МФЦ предусматривает специальные дни приема граждан. Мы принимаем заявителей, выслушиваем их проблемы, разбираемся в ситуации и помогаем, если это в наших силах и компетенции. Если наш специалист каким-то образом виноват, мы с этим разбираемся и решаем все подобные вопросы на своем уровне.

– Способны ли специалисты МФЦ качественно и своевременно обслуживать всех заявителей? Насколько вам позволяют это делать имеющиеся возможности?

– Пропускная способность Центра составляет на сегодня не менее 4 человек в час работы одного окна, благодаря чему не возникает очереди в зале ожидания. Однако с каждым годом количество услуг, оказываемых на базе МФЦ, растет, соответственно, растет и количество граждан, пользующихся нашими услугами. Логично, что возрастает необходимость увеличить и саму пропускную способность. На сегодня для приема и выдачи документов у нас оборудовано всего 12 окон, тогда как по требованиям Постановления Правительства №1376 такое количество операторов должно обслуживать каждые 100 тысяч человек. Для Махачкалы с его населением необходимо не менее 150 окон.

– Считаете ли Вы уходящий год успешным для МФЦ «Махачкала»? Что удалось сделать из того, что было запланировано, а что нет?

– В целом, уходящий год можно считать успешным. МФЦ как молодая организация продолжила свой путь становления и развития. Задачи, которые мы перед собой ставили, выполнены на 80%. В этом году мы ввели новые услуги. В основном это услуги социального характера, которые пользуются наибольшим спросом среди населения.

В силу определенных причин не успели завершить проекты, направленные на совершенствование информационно-технической базы. Речь идет о программном комплексе приема и выдачи документов (ПКПВД) для взаимодействия с Росреестром. Программу планировали запустить еще до конца этого года. Это позволило бы нам получить доступ к его информационной системе, в будущем значительно сэкономить время при оказании целого ряда услуг.

Кроме того, не завершено внедрение и другой, не менее важной программы – системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Благодаря СМЭВ перечень документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, сократится значительно. Это за счет того, что МФЦ сможет самостоятельно запрашивать часть документов у самих организаций, в базе данных у которых сведения о заявителях уже имеются. Отмечу, что программа у нас уже прошла апробацию, и мы ждем, когда другие организации-партнеры МФЦ обеспечат нам доступ к своим информационным сервисам.

Работа в данном направлении предстоит еще большая. МФЦ – своего рода супермаркет услуг. Мы работаем над повышением качества обслуживания клиентов, не забывая при этом про, так сказать, ассортимент услуг. Таким образом, мы стремимся к тому, чтобы граждане, придя к нам в МФЦ, могли получить как можно больше необходимых государственных и муниципальных услуг.

– С чем связано дальнейшее развитие МФЦ? Каких новвоведений или изменений его клиентам следует ожидать в будущем?

– Связано оно будет с дальнейшим совершенствованием процесса оказания услуг за счет внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий. Во исполнение требований Постановления №1376 в работу нашего центра будет внедрен новый принцип – принцип экстерриториальности. Это значит, оформление государственных услуг будет проводиться независимо от района регистрации, что предполагает возможность получения заявителем услуг не по месту регистрации, а там, куда ему удобно обратиться в данный момент.

– Что бы Вы пожелали заявителям МФЦ в наступившем 2014 году?

– Несмотря на имеющиеся трудности, хочется верить, что многочисленные заявители к нам в МФЦ будут обращаться, как обращаются сегодня. Для нас очень важно ощущать свою пользу и значимость для огромного количества людей, которые приходят к нам за поддержкой и советом. Очень хотелось бы, чтобы все структуры, с кем мы взаимодействуем, кто координирует нашу деятельность, не чинили препятствия, а, наоборот, создавали возможности для дальнейшего роста и развития. Ведь от нашей с ними совместной, слаженной и продуктивной работы зависит качество предоставляемых услуг, что во многом обусловливает благополучие наших граждан.

Хочу пожелать махачкалинцам и жителям нашей республики здоровья, успехов и процветания во всех добрых делах и начинаниях. Пусть наступивший год пройдет под знаком приятных свершений, позитивных перемен, созидания и благополучия!   

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела