"

Магомед-Тагир Гимбатов: «Мы определили 8 госпрограмм, в которых могли бы участвовать дагестанские промышленные предприятия»

Фото:
6252
7 минут

Развитию промышленности в Дагестане уделяется большое внимание. Достаточно отметить приоритетный проект развития Дагестана «Новая индустриализация», в котором пошагово обозначено, как и в каком русле необходимо развивать этот сектор экономики.

Помимо этого, помогать в развитии индустрии взялось руководство страны, разработавшее несколько госпрограмм.

Неоднократно на совещаниях в Правительстве республики отмечалось то, что многие предприятия республики не участвуют в этих программах, более того, большинство из них попросту не знают об их существовании. О том, какие федеральные программы сегодня доступны местному промышленнику и как он может принять в них участие, рассказал в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» заместитель министра промышленности, транспорта и энергетики РД Магомед-Тагир Гимбатов.

– Магомед-Тагир Гусейнович, сколько федеральных госпрограмм по линии промышленности реализуются в стране и в скольких из них участвуют наши предприятия?

– Проведенный министерством анализ участия республиканских предприятий в федеральных государственных программах за минувший год показал, что мы используем возможности только на четверть.

Для обеспечения максимального участия профильных предприятий и организаций в программах проводятся постоянный мониторинг и координация взаимодействия с органами федеральной власти. В Минпромтрансэнерго РД разработан план оказания практической помощи республиканским предприятиям и научным организациям по принятию участия в федеральных программах.

Что я имею в виду? В настоящее время подготовлен подробный перечень конкретных мероприятий, предусмотренных в госпрограммах, в которых возможно участие промышленных предприятий республики, указаны механизмы реализации мероприятий (в основном – субсидирование процентной ставки по полученным кредитам в российских кредитных организациях на модернизацию и техническое перевооружение производства, проведение НИОКР и НИР, развитие инфраструктуры), а также возможные объемы финансирования.

В ходе объявления конкурсов ответственными заказчиками госпрограммы, среди которых Минпромторг России, Минэнерго России, Минтранс России, Минрегион России, новое министерство по делам Северного Кавказа России, будут определены их ответственные подразделения и непосредственные исполнители, в компетенцию которых будут входить консультирование и разъяснение по возникающим вопросам. Также нами будет оказана помощь на всех этапах – от определения госпрограммы, своевременного информирования о мероприятиях и проведении конкурса до оказания содействия в подготовке необходимой документации для участия в конкурсе.

С 2014 года ряд федеральных целевых программ были трансформированы в государственные программы. В результате в 2014 году в России действуют 42 ФГП во всех сферах жизнедеятельности. Если говорить о дальнейшем участии дагестанских предприятий в данных госпрограммах, то в ходе проведенного анализа были определены 8 федеральных государственных программ, входящих в компетенцию министерства. Это и программы развития гражданских отраслей промышленности, развития авиации и судостроения, энергетики, транспорта и так далее.

Мы не раз встречались с представителями наших промышленных предприятий, объясняли им структуру государственных программ, определяли реализуемые нашими предприятиями инвестиционные проекты, которые можно выставлять на конкурс, по уже объявленным конкурсам – порядок подготовки пакета документов для участия в них. Например, предприятиям, планирующим использовать финансирование, предусмотренное в рамках госпрограмм, предварительно необходимо разработать качественный бизнес-план своего проекта, т.к. сроки объявления и проведения конкурсов устанавливаются в пределах месяца, тогда как подготовка бизнес-плана может занимать 2-3 месяца.

В этом направлении уже имеются результаты. В апреле 2014 года мы инициировали участие завода «Дагфос» в конкурсе по реализации разработанного им инвестиционного проекта, помогли подготовить необходимые документы, благо, большая их часть имелась у них в наличии. Общий объем полученного финансирования в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности» в течение 5 лет реализации данного проекта завода составит около 41 млн рублей.

– То есть только инициативы и желания вашего министерства не достаточно?

– Абсолютно верно. Важно отметить, что в части участия в госпрограммах министерство в первую очередь может оказать информационную и методическую поддержку, играет координирующую роль между заказчиком и предприятием. Таким образом, критерии отбора на конкурсах настолько жесткие, что при всем нашем желании, если отсутствуют качественно подготовленные предприятием юридический и финансовый блоки документов, победить в нем маловероятно.

– С госпрограммами разобрались. Как обстоят дела с индустриальными парками в республике? Об этом сегодня много пишут и говорят. Что это вообще такое – «индустриальный парк»?

– Индустриальный парк – это обособленная промышленная площадка, территория которой обеспечена необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, необходимой для размещения различных производств. Парк управляется специализированной компанией, которая предоставляет резидентам полный комплекс услуг по организации производства: начиная от аренды (реализации) земельных участков, строительства на них зданий и сооружений, обеспечения необходимыми мощностями (электроэнергия, газоснабжение, водоотведение и водоснабжение) и заканчивая взаимодействием с проверяющими органами.

Парки могут быть двух видов: созданные с нуля или на действующих производственных площадях.

Актуальность данного вопроса также обусловлена тем, что кредитование промышленности банками осуществляется очень неохотно. Однако Сбербанк России разработал отдельный кредитный продукт – «Новая индустриализация», который может быть получен как управляющей компанией, так и резидентами индустриального парка. Кредит долгосрочный, с щадящими требованиями к его обеспечению и, что самое главное – с приемлемой для производственников процентной ставкой, причем с возможностью ее субсидирования.

– Как известно, уже готовится соответствующий законопроект…

– В настоящее время в республике принято Постановление Правительства РД «О создании индустриальных парков в РД». Министерством, как уполномоченным органом в данном вопросе, подготовлен Регламент по получению соответствующего статуса. Кроме того, и это очень важно, разработан проект закона «Об индустриальных парках в Республике Дагестан». Следует отметить, что среди республик Северного Кавказа в данном направлении работа проводится только в Дагестане.

Безусловно, перспективной для Дагестана является названная выше подпрограмма «Индустриальные парки». Впервые необходимость создания индустриальных парков в республике была обозначена в мероприятиях приоритетного проекта развития РД «Новая индустриализация». И с прошлого года мы стали активно изучать данный вопрос. Сегодня во внесенном Правительством России в Государственную Думу проекте закона «О государственной промышленной политике в Российской Федерации» развитию системы индустриальных парков уделено особое место, более того, это направление развития промышленности страны определено как приоритет.

Разработанный министерством и практически уже согласованный с заинтересованными министерствами и ведомствами законопроект«Об индустриальных парках в Республике Дагестан» позволит привлечь инвесторов – резидентов индустриальных парков, так как в рамках законопроекта предусмотрены меры государственной поддержки и стимулирования. В их числе – налоговые преференции и льготы по арендной плате. При этом мы опирались на успешный опыт регионов России, в частности: Татарстана, Калуги, Ростова, Иванова, Ульяновска, Московской области и др. У этих регионов за счет создания индустриальных парков наблюдается рост промышленного производства.

– Могут ли действующие заводы получить статус индустриального парка?

– Конечно. Собственник территории сам определяет, как ему использовать свои территории. По нашему мнению, наибольший эффект от перевода имеющихся промышленных территорий в статус «Индустриальный парк» могут ощутить экономика моногородов, которые в республике имеются.

Затягивание принятия республиканского закона «Об индустриальных парках в Республике Дагестан», не способствует привлечению инвестиций в промышленность и экономику Республики Дагестан и переносит вектор предпочтений инвесторов в более успешные и развитые регионы Российской Федерации, нанося тем самым ущерб имиджу Республики Дагестан.

– Насколько успешно сотрудничают наши заводы и предприятия с научными и инновационными центрами, вузами и так далее? Ведь разработки и проекты научного сообщества могут быть произведены на наших же заводах, не так ли?

– В этой сфере на ближайшие 5 лет решаются вопросы участия наших предприятий в государственных программах через механизм их кооперации с вузами в области создания высокотехнологичного производства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ государство выделяет субсидии на создание высокотехнологичного производства. Также предусмотрена возможность выделения субсидий производственным предприятиям сроком от 1 до 3-х лет и объемом до 100 млн рублей в год для финансирования комплексных проектов организации высокотехнологичного производства, выполняемых совместно с производственными предприятиями и высшими учебными заведениями.

Это очень важный механизм, который работает и в интересах бизнеса, и в интересах вузов. Например, в Евросоюзе используется механизм инновационных ваучеров, которые выдаются компаниям и могут быть использованы только на заказ разработок у вузов и научных организаций.

Из федерального бюджета на развитие кооперации вузов и бизнеса выделено в 2014 году 6 миллиардов, в 2015 эта сумма будет составлять 7 миллиардов рублей. У нас имеются успешные прецеденты совместной работы наших вузов, правда, с предприятиями других регионов России.

– Исходя из Ваших слов, это направление работает на среднесрочную перспективу. Что предпринимает министерство в этой связи?

– Для реализации этого направления утвержден состав рабочей группы, куда вошли руководители ведущих вузов и промышленных предприятий республики.

Надеюсь, что работа созданной группы позволит более успешно подготовиться к очередному конкурсу, который запланирован на начало 2015 года.

Мы, со своей стороны, гарантируем информационное, консультационное обеспечение и координацию деятельности потенциальным участникам проектов, и наша задача – помочь вузам и предприятиям найти общий язык.

Новости раздела