"

Екатерина Толстикова: «Самое главное – создать командный дух»

Фото:
3801
11 минут

Екатерина Андреевна Толстикова, курируя в правительстве Дагестана сферу образования, за один год добилась резкого улучшения качества работы Министерства образования и науки Дагестана. Легендой стали совещания, проходившие в министерстве в 11 вечера. Сегодня Екатерина Андреевна совмещает должности вице-премьера республики и министра имущественных отношений. И здесь приходится работать без перерывов и выходных, налаживая работу министерства так, как положено.

– Екатерина Андреевна, вы больше года работаете в Дагестане. Что для вас сегодня Дагестан?

– Я никогда раньше не была в Дагестане. Я встретила здесь удивительных людей. Знаете, как бывает, когда мы где-то находимся, мы не ценим этого, а когда мы это покидаем – понимаем. Если бы я уехала, то я бы уже не встретила этих людей. Бывает сложно, но если смотреть, по существу, то понимаешь, что в дагестанском народе, который совмещает столько культур, очень глубокий, цивилизационный код. В какой-то момент времени начинаешь по-другому воспринимать все, что здесь происходит. Совершенно по-другому.

Как-то мы приехали в 35 гимназию и увидели, как там работают с детьми. Это почти сельская школа, почти, потому что находится за городом фактически. Мы приехали и просто пошли по территории школы – все дети здороваются! Вообще все дети здороваются с любым проходящим мимо старшим человеком! В школе учатся в три смены, но учителя добиваются 80 баллов по русскому языку. Я спрашиваю: «Как же вам удаётся, расскажите?» А учительница мне отвечает: «Я же всё время с ними, они и домой ко мне приходят, по телефону мне звонят». Люди совершенно по-другому раскрывают своё отношение к другим людям и детям. Мне кажется, это самое ценное, что я здесь узнала.

Конечно, Дагестан мне близок. Я родом из Севастополя. Севастополь – тоже очень древний город, как дагестанский Дербент! И для меня очень важна близость древних культур, это тоже сближает Крым и Дагестан.

– Что удалось сделать за время работы с Министерством образования, в период вашего пребывания вице-премьером, курирующим эту очень сложную сферу?

– Самое главное, мне кажется, что мы все вместе сделали – мы стали командой. То есть, мы объединили министерство, муниципалитеты и значительную часть директорского корпуса школ и всех образовательных организаций, включая и вузы, в одну команду. Мы стали обсуждать все вопросы вместе, мы начали двигаться в одну сторону.

Второе – мы провели не экспресс-, а глубокий анализ всех направлений, которые должно координировать министерство образования. Все треки, по которым движется система образования, разобрали, и во всех увидели точки роста и проблемные моменты, которые нужно урегулировать в дальнейшей работе. Этот анализ нам позволил построить дальнейшие пути. Люди в первое время приходили на встречи со мной с опасением, «а вдруг нас уволят, потому что мы расскажем что-то плохое». А я им говорю – нет, вы говорите, что не работает, и мы вместе с вами будем двигаться и добиваться, чтобы работало. Мне кажется, сейчас этого страха нет.

И третье – мы начали очень хорошо, глубоко работать с муниципалитетами, за это время перезнакомились все наши начальники управлений образования, которые раньше не знали друг друга в лицо. В первый раз мы с ними встретились в январе 2017 года. Они тоже осторожно шли на моё совещание, потому что совершенно не представляли, что же будет. На третье совещание они уже приходили уверенно. Я думаю, что это самое главное – создать командный дух! Я им всё время говорила – вы наши самые главные советчики, вы – наше профессиональное сообщество, у нас никого, кроме вас, нет. Вы обсуждаете, формируете повестку, делитесь проблемами и выносите нам варианты решений. Я все время это говорила им – вы занимаетесь своей работой, вы должны быть профессионалами. А получается, что нам самим приходится выискивать проблемы, понимать, они системные или только местные. Если они системные – предлагать решение и понимать, почему так. Вы должны научиться между собой это всё обсуждать независимо от того, кто является сейчас главой муниципалитета.

Одним из самых главных направлений оказались олимпиады. Здесь дети сразу чувствуют и понимают свои результаты. Малая Академия наук должна стать методическим центром по переформатированию системы дополнительного образования в республике. Тяжело в Дагестане с дополнительным образованием, вы это знаете не хуже меня. Проблема в том, что технических направлений вообще нет. Либо спорт, либо прикладное художественное творчество, а вот кружков, олимпиадных секций нет. Я думаю, что все разумные начинания будут реализованы под руководством министра образования Уммупазиль Омаровой.

– Министерство государственного имущества в последние годы не раз сотрясали коррупционные скандалы. Мы видим, на каких крутых машинах ездят рядовые клерки министерства. Как обстоят дела в министерстве сегодня? Удалось ли создать работоспособную команду?

– Все, кто не хотел работать, ушли. Была большая проверка генеральной прокуратуры, и проверка республиканской прокуратуры по кадровому вопросу. Было выявлено, что много людей брали на работу в министерство без проведения конкурса. Это прямое нарушение, и нам пришлось с этими людьми расстаться. Есть факты о непредставлении документов по доходам. По всем таким фактам приняты комиссионные решения.

Сейчас мы стараемся настолько регламентировать работу, насколько это возможно, чтобы не позволять происходить тому, о чём вы говорите. Вон видите два стола, заполненные бумагами, – это всё новые нормативные документы. Нормативных документов, регламентирующих работу министерства, просто не было! У нас утверждена дорожная карта. Задача № 1 сейчас – регламентация. Люди, попадая в регламент, к сожалению или к счастью, не могут из него выйти, и это исключает сюжеты, о которых вы говорите.

Еще одна беда – много сотрудников просто не обладали знаниями, которые позволяют принимать решения. Из наших сотрудников никто не прошёл в кадровый резерв. Мы утвердили новое положение, направили документацию в Минюст на регистрацию и объявили свой конкурс в кадровый резерв. Мы будем брать людей не по конкурсу на замещение вакантной должности, как это практикуется, а только из кадрового резерва. У нас много ребят пришло из университетов, большая работа идёт по инвентаризации имущества казны и имущества, закреплённого за органами власти и подведомственными организациями. И мы пригласили ребят из вузов нам помочь, это студенты последних курсов или студенты, получающие второе высшее образование.

Конечно, сфера образования гораздо живее и интереснее, там больше творчества. Но когда вы являетесь специалистом в какой-то сфере, вы всегда, мне кажется, найдёте что-то интересное. Поэтому мне и в Минимущества тоже достаточно интересно, с точки зрения того, что мы что-то открываем каждый день. Что-то происходит каждый день. Постоянно какое-то имущество казны находится. Постоянно какие-то новые договора находятся, совершенно удивительные зачастую. То, что пишем нормативные документы, – это тоже большой опыт, новый. Кажется, что ты берёшь федеральную базу и работаешь по ней, но всегда есть какие-то свои нюансы по нормативной базе и по практике. Понимаешь уже, как всё будет реализовываться. В общем, это всё очень интересно, это открывает какие-то новые решения.

Работы очень много и приходится задерживаться довольно сильно. И в выходные мы на работе находимся. Нам нужно заново выстроить всю работу, нужна методология и нормотворчество. Если мы сейчас не выпустим очень быстро всю нормативную базу, мы будем и дальше тяжело двигаться. Но это просто переходный период. Я не считаю, что здесь будет много работы, когда наладится вся процедура как конвейер.

– У нас множество ОАО, ООО, ГУПов, частично или полностью принадлежащих республике. Какая-либо инвентаризация дагестанского имущества и проверка эффективности его использования проводились?

– Никакой инвентаризации толком не проводилось. Сейчас мы эту работу проводим. Мы её практически завершили по имуществу казны в виде зданий, строений, сооружений. Предстоит большая работа по казённым земельным участкам. Казённые участки – это те, которые не закреплены за предприятиями или учреждениями, в Дагестане их 3048. Мы заключили соглашение с ректором ДГУ Муртазали Рабадановым и привлекаем студентов для полевой работы, они выезжают на места, фотографируют всё, актируют.

Сейчас проводится инвентаризация имущества, закреплённого за предприятиями и учреждениями. На сайте министерства всё имущество будет указано пообъектно. Будет видно, какое имущество не используется, например, есть старое здание на улице Даниялова, дом 23 (угол Даниялова и Дахадаева) в заброшенном состоянии. Если кто захочет в аренду взять, ещё что-то – чтобы можно было иметь информацию!

Кроме всего прочего, идёт инвентаризация участия республики в обществах с ограниченной ответственностью и в акционерных обществах. К примеру, обнаружилась организация, где неизвестно зачем хранятся какие-то плащи, имеются две мельницы, какая-то обувь. Мы проверим всё и определимся с собственником этого имущества. Они утверждают, что это республиканское имущество. Если это так, то будем предлагать решения его использования. Такого, я думаю, мы ещё много встретим. Очень много сюжетных линий. Например, у нас есть общество, называется Магарамкентский спиртзавод, коллеги сказали, что нам осталось немножко доинвестировать, и мы откроем производство. Сейчас мы поработаем совместно с Минэкономразвития, выезд был большой, смотрели. Действительно, кажется, что можно запустить это производство. Обсуждали в рамках этих же встреч Махачкалинский цементно-помольный завод. Тоже, кажется, что можно его запустить, люди есть, которые там работают.

Есть немало акционерных обществ, где государство имеет пакет акций. Но у нас, к сожалению, не везде стопроцентный пакет, поэтому мы можем участвовать в соответствии с государственной долей. Это мы проанализировали, и хочу сказать, что результаты с точки зрения экономики не очень благоприятные. Доход мы от этого участия практически не получаем. Сама экономическая деятельность этих организаций, к сожалению, зачастую не эффективная. В ООО мы получаем долю чистой прибыли, а в ОАО мы получаем дивиденды, но и прибыль, и дивиденды минимальные.

Мы встречаемся с руководством ГУПов. Мы подготовили нормативную базу, которая полностью соответствует федеральному законодательству, федеральной практике работы с унитарными предприятиями. Наши республиканские предприятия никогда не писали программу деятельности. Они отчётность какую-то представляли, но это не было структурировано и коллегиально не обсуждалось. Создана правительственная комиссия по анализу эффективности деятельности унитарных предприятий. Постановление по ГУПам определит форму программы деятельности и форму отчётности об итогах деятельности, а также определяет порядки согласований всех сделок предприятий через эту комиссию. Почему? Потому что финансово-экономическое состояние ГУПов оставляет желать лучшего, а совершение всех сделок, которые предлагают предприятия, так или иначе, связано с финансово-хозяйственной деятельностью. Нет смысла разделять это на две разные сюжетные линии, поэтому мы решили, что все вообще решения по деятельности унитарных предприятий будут приниматься через правительственную комиссию. У нас всего 31 действующее унитарное предприятие, в реестре их около 60, к сожалению, много банкротств, и не всегда кажется, что это обоснованно.

– Государственная собственность – это не только республиканская, есть еще и федеральная собственность, есть и муниципальная. Как удается все это разграничить?

– Действительно, в республике есть имущество, которое принадлежит Российской Федерации. Этим имуществом управляет Росимущество, с которым мы стараемся сотрудничать, нам это важно, потому что Росимущество – носитель федеральной практики. Все вопросы, которые у нас возникают, стараемся обсуждать и стараемся объединить всех в один пул. У нас одна республика – значит, одна задача. Пока что я не встретила такого вопроса, который нас вывел бы на какую-то конфликтную ситуацию. Все те вопросы, которые встречаются, мы разбираем вместе.

Приходится инвентаризировать и муниципальное имущество. Смотрим, например, а какие газопроводы у них на балансе числятся, проводим сверку, сколько газопроводов муниципальных в реестрах, разбираемся с документацией.

Методологически муниципальное имущество, может быть, в нашем ведении. Мы всем муниципалитетам сказали, как в свое время по образованию, так сейчас и по имуществу: давайте вместе работать. Мы же не говорим – отдайте нам, мы говорим – давайте мы вместе будем работать. Мы сейчас закладываем главные принципы принятия решений по земле. Земля – вообще самый главный спорный вопрос в республике. По земле мы тоже будем создавать комиссию, документ об этом находится на согласованиях. Решения мы будем принимать в рамках комиссии при участии муниципалитета, на территории которого находится земельный участок. Как выяснилось, муниципалитеты зачастую не знают, что делать с землей, которая не муниципальная, а республиканская, но находится в границах муниципалитета. Бывают ситуации, когда Минимущество берёт эту землю и отдает в аренду на 49 лет, а муниципалитеты даже не знают об этом.

Работы министерству предстоит очень и очень много, но, думаю, в начале нового года я смогу рассказать о реальных результатах, о реальных подвижках, о реальных перспективах использования имущества и развития предприятий Республики Дагестан.


Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела