"

Али Алиев: "В предыдущее десятилетие обновление управленческих кадров осуществлялось бессистемно и спонтанно"

Фото:
2472
23 минуты

Важнейшая задача нынешнего времени сегодня – это подготовка управленческих кадров. Как мы справляемся с этой задачей? Закончился ли кризис в Российском образовании? Увы, нет. Потому что культ знаний у школьников и студентов с начала 90-х годов прошлого столетия заменена кризисом педагогической системы. Есть ли надлежащий путь выхода из создававшегося хаоса в образовании? Об этом и другом наша беседа с экс-заместителем директора по работе с органами власти и управления филиала Академии госслужбы при Президенте Российской Федерации, вице-президентом Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, кандидатом экономических наук, член-корреспондентом Международной Академии инновационных социальных технологий Алиевым Али Рамазановичем .


- Али Рамазанович, как вы оцениваете изменения, произошедшие за последнее время в регионе в части смены руководящего состава?

- Жизнь не стоит на месте, и ротация, безусловно, должна быть. В регионе наблюдается большая чистка, поэтому многие процессы, которые происходят сейчас, были мной очень ожидаемы. Я 2,5 лет руководил блок филиала Президентской Академии отвечающий за повышением квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих, органов государственной власти и управления. И мой уход из Академии не был связан с тем, что я перерос эту должность. В связи с оптимизацией региональной сети ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации, филиал, где я работал, был упразднён. Считаю это одной из самой главной ошибкой тогдашнего руководства Дагестана. На мой взгляд, в любой ценой надо было сохранить в регионе филиал самого авторитетного Вуза России «кузницы министров», носящий имя Президента Российской Федерации и учредителем, которой является Правительство Российской Федерации.

Академия при Президенте Российской Федерации – РАНХиГС – крупнейший в России и Европе университет социально-экономического и гуманитарного профиля, по праву занимающий верхние строки во всех национальных рейтингах. Указом Президента РФ от 07.07.2011 № 902 Академия вправе самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования для реализуемых ею образовательных программ высшего профессионального образования.

Кадровая политика в Дагестане заморозилась. Когда человек сидит в одном кресле в течение длительного времени, он обрастает коррупционными связями, не развивается муниципалитет или организация. Поэтому уверен, что обновление в Дагестане – это очень позитивно.


- Какие первоочередные задачи, на Ваш взгляд, сегодня стоят перед руководством Республики?

- 13 марта президент Владимир Путин на совещании в Махачкале выразил убежденность, что Дагестан может выйти на новый уровень развития и что ключевые задачи для республики сейчас — создание новых рабочих мест, модернизация инфраструктуры и социальной сферы, повышение уровня медицины, образования, снижение уровня безработицы и бедности.

Общественно - политическая обстановка, складывающаяся в республике, вселяет надежду на дальнейшее развитие и процветание региона. Усиленными темпами восстанавливаются ущемленные права граждан республики. Во многом благодаря этому граждане республики все больше верят и доверяют врио Главе республики В. Васильеву.


- Не могли бы Вы в общих чертах обозначить успехи нашей республики за последнее время, и что не удалось реализовать?

- Одной из приоритетных тем для Дагестана является нарушения в сфере строительства. Врио Главы Республики В.А. Васильев потребовал выведения отрасли из тени, отметив, что от нее практически нет налоговых отчислений в бюджет. Еще в начале февраля 2018 года врио главы республики предупредил застройщиков о сносе незаконных построек. В июне он заявил, что только в Махачкале около 300 незаконно построенных домов, и отчитался о решениях судов по сносу 30 незаселенных объектов. Также Васильев обещал отремонтировать 100 ветхих школ в горных районах республики и потратить на это около 200 млн. руб. из бюджета. Также он отметил, что планируется привлечь частное финансирование. Инвесторами, могли бы выступить выходцы из Дагестана, депутаты, члены Совета Федерации, «достаточно обеспеченные люди».

Минобороны приняло решение о том, что Каспийская флотилия перебазируется из Астрахани в Каспийск. Министр обороны Сергей Шойгу анонсировал в связи с этим создание новых рабочих мест на судоремонтном заводе в республике. Уровень коррупции в республике снизился после всех принятых мер, но говорить об экономических успехах за время правления В. Васильева пока рано, поскольку он до конца не сформировал свою команду и половина министров еще с момента прихода нового главы находятся в статусе врио.

Самое большое разочарование, которое испытываю я, да и любой житель Республики, - это то, что нам никак не удается перестроить промышленность для работы в рыночной экономике и создать там надёжный потенциал для реформирования на основе научно-технического прогресса, современных технологий. Мы многое делаем, но лавинообразного прорыва в этом направлении ещё нет.

Второй экономический вопрос – это развитие аграрного комплекса. В республике не наработано ни методик, ни механизмов, ни идеологии развития АПК. Согласиться с таким подходом я категорически против и предложил бы свой собственный механизм аграрного развития. Надо создать принципиально новую структуру управления.

Я считаю, что главным условием успешного экономического развития является солидарность общества, власти и элит в отношении перспектив, целей и форм социально-экономического и государственного строительства. Успех может прийти только тогда, когда люди поверят в правду существующего общественного строя, чтобы стать его искренними сторонниками, сотрудниками и защитниками.


- В последнее время муссируются слухи об активизации членов правительства Татарстана в Дагестане. Эксперты заявляют о том, что после сентябрьских выборов Главы Дагестана время станет переломным. Также сообщается, что ряды Правительства Дагестана пополнятся молодежью Татарстана. Вы можете это прокомментировать?

- Вот именно, что это только слухи. Во-первых, никакого пополнения рядов нет и в помине. Наоборот, ряды коррупционеров и бандитов редеют с каждым днем. И в этом главная заслуга правоохранительных органов республики, которые твердо стоят на страже мира. А насчет заявления экспертов могу сказать: да, перелом действительно наступил, всех бандитов отдают под суд, а систему клановости полностью уничтожают.


- Руководство республики объявило конкурс в кадровый резерв управленцев, рассчитывая на возвращение в Дагестан многих жителей, раннее уехавших из республики. Что, на Ваш взгляд, следует сделать для ее успешной реализации?

- Это очень актуальная проблема. Республика всегда была многонациональной. В годы безвластия, коррупции и хаоса многие люди покинули свои дома и уехали. После обращения врио Главы В. Васильева очень многие откликнулись. Мы надеемся, что покинувшие в тяжёлое время республику вернутся, чтобы жить и работать на благо России на своей родной земле.

Вопрос формирования и рационального использования кадрового резерва на государственной службе стоит сейчас особенно остро. Серьезные изменения, происходящие в политической, экономической, социальной сферах нашей республики, требуют перемен в кадровой политике и кадровой деятельности в системе государственной службы. Создание новой модели государственного управления требует обновления управленческих кадров. Этого можно достичь при наличии подобранного и подготовленного профессионального кадрового резерва.

В предыдущее десятилетие обновление управленческих кадров осуществлялось бессистемно и спонтанно. В этом была одна из главных причин «пробуксовывания» развития экономики в Республике и «кадрового голода» в государственных  и муниципальных органах.

В нынешних условиях важное значение приобретает такое направление кадрового обеспечения государственной службы, как работа с кадровым резервом на выдвижение на управленческие должности в государственных органах. Для развития республики нужны хорошо подготовленные управленцы. От правильной постановки работы с резервом управленческих кадров сегодня зависит, какие кадры придут к рулю государственного управления завтра.

Поэтому, не случайно, Президентом страны было обращено внимание к этим вопросам, отметив важность повестки дня.

Если ответить какие проблемы и недостатки в работе с резервом управленческих кадров, и какие причины дефицита квалифицированных управленческих кадров были у нас? То отвечу прямо и уверенно: «Полностью отсутствовала целостная система работы с управленческими кадрами; по моим данным назначения на должности производились по знакомству, по принципу личной преданности, а бывало даже и за деньги; крайне редкое явление уровня кадровой ротации управленческих кадров; почти не было у нас единой системы кадрового мониторинга и информации о вакансиях; между кадрами государственного управления и бизнеса была «глухая стена»; у нас не была выработана специальная методика отбора специалистов в кадровый резерв и их оценки.

Исходя из этих проблем, нужно сформулировать соответствующие задачи. Главное – необходимость создания полноценного резерва управленческих кадров.

Программа формирования резерва управленческих кадров, на мой взгляд, должна иметь концептуальную, нормативно-правовую, организационную, учебно-методическую и технологическую основы.

Важное место при выборе кандидатов в резерв выдвижения занимает внимательное изучение их профессиональных и других качеств, выработка и применение современных критериев отбора и технологий оценки. При формировании кадрового резерва должны учитываться: результаты служебной деятельности, уровень профессионального образования, стаж работы по специальности и стаж государственной службы, возраст, состояние здоровья, общественное мнение о сотруднике, личное желание чиновника.

Работа с «резервистами» должна осуществляться по плану, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, правовых, управленческих, экономических и других знаний, необходимых для будущей работы.

В систему практической подготовки кадрового резерва входят: стажировка в должности, в резерв на которую зачислен государственный служащий или гражданин; временное замещение отсутствующих руководителей на период их командировок, болезни или отпусков; выезды в другие организации с целью изучения опыта работы; участие в преподавательской работе; участие в проверках деятельности других подразделений; участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, методологических семинаров; постоянная самостоятельная работа кандидатов над повышением своих профессиональных знаний.

К сожалению, данные социологических опросов государственных служащих свидетельствуют, что пока в государственных органах не до конца понимают роль и значение кадрового резерва. На вопрос «имеется ли в Вашей организации резерв кадров на выдвижение?» 49% опрошенных ответило, что «имеется», 15% - «нет», 36% - «затрудняюсь ответить». На вопрос «состоите ли вы в резерве кадров на выдвижение?» 16% ответило «да», 36% - «нет», 47% - «не знаю».


- Али Рамазанович, Вы во многом предвосхитили следующий вопрос. Журналисты видят, что, пожалуй, одна из наиболее сложных проблем руководителя – это найти и поставить на нужное место людей, которые могут и хотят работать. Мы видим, как непросто порой это сделать. На Ваш взгляд, кадровая проблема по-прежнему остается одной из наиболее острых в Дагестане?

- Через мои руки прошли несколько тысяч молодых людей начиная со  студентов, заканчивая специалистами и руководителями органов государственной власти и управления, которых я сам участвовал в обучении, подготовке и профессиональной переподготовке для системы государственной власти и управления. Среди них видные государственные и политические деятели, которые успешно работают на руководящих должностях на всей территории Российской Федерации. Я могу твёрдо сказать: «Кадры всегда были сердцевиной управления. Никакой управленческой дисциплины в системе нельзя создать, если не создал кадровую систему. Природа одаривает лишь небольшое количество людей, способных управлять другими, творчески развивать процессы, происходящие в обществе, в техническом прогрессе и т.д.».

Без преувеличения могу сказать, что иногда из тысячи выбираешь одного. Но уж когда назначаешь его на ответственную работу, то вместе с ним отвечаешь за неё. Я думаю, что бы мы ни делали, сколько бы денег не вкладывали, ничего не выйдет без хорошего руководителя.

«Те задачи, которые сегодня стоят перед системой управления Дагестана, не отвечают требованиям подавляющего большинства населения. Мы по ряду направлений отстали от отраслей России, и для того, чтобы нам пройти более энергично эту дистанцию, мы привлекаем специалистов. Мы хотели бы также через систему этого конкурса пригласить к нам из республики и её пределов наиболее подготовленных, амбициозных людей с одной единственной задачей – чтобы они сразу оказались на руководящих должностях и реализовали потенциал нашей республики», сказал В. Васильев. Он посетовал, что времени у республики крайне мало, но в то же время Дагестан должен успеть развиваться и стоят на передних рядах по эффективности в Российской экономике.

Не случайно приходится слышать от руководителей Республики, различных организаций о дефиците управленческих кадров всех уровней, особенно в государственных и муниципальных органах. Потому что подготовка кадров – это фундамент любой работы, будь то в рынке или в системе плановой экономики. Управленец – это дар всевышнего Аллагьа. Управленцев, менеджеров всегда ищут. Управленцы, как и музыканты, писатели, поэты получают дар от природы, и этот дар надо вовремя заметить и использовать по назначению.


- Что бы Вы хотели пожелать кандидатам в кадровый резерв – «Конкурс управленцев «Мой Дагестан»?

- Решившим попробовать свои силы и поступить на государственную гражданскую службу Дагестана я желаю целеустремленности и терпения в этом нелегком деле. Всегда верить в себя и не сомневаться в своих силах. Обязательно нужно стараться и много трудиться. И ещё не забывать о том, что на государственной службе нужны профессионалы, разносторонние, харизматичные и  творческие люди. Современной России особенно необходимы хорошо образованные, инициативные и творческие люди, умеющие принимать смелые, нестандартные решения. Будущим управленцам я желаю добросовестно и ответственно относиться к предстоящей работе. Нужно быть честным во всем и особенно к самому себе. Тогда все получится! Вдохновения, новых идей, интересной и любимой работы. Говоря словами одного из ученого, «выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами». Так что, все зависит от нас!


- Али Рамазанович, вы всегда занимаетесь наукой, работали в Президентской Академии, возглавили самый ответственный блок филиала вуза – кузнице кадров для органов государственной власти…, под Вашим руководством подготовлены немало профессиональных кадров как для системы государственной власти и управления, так и других структур. Если Вам предложат, пошли бы Вы в большую политику?                                                                             

- Врио Главы Республики Дагестан Владимир Васильев анонсировал новый конкурс управленцев. В этот раз его проводят федеральные эксперты АНО «Россия – страна возможностей», единая организационная структура для 14 проектов, входящих в одноименную открытую платформу. Первым проектом АНО стал конкурс «Лидеры России», в котором имела возможность поучаствовать вся страна.

Вы знаете, политика – ведь это тоже профессия, и профессия более тонкая, глубокая и осмысленная, которая увлекает ничуть не меньше, чем наука. Будем говорить прямо: в Дагестане сломана плановая экономика, система общественной собственности, государственного управления. Под скрежет ломающейся системы управления экономикой ломается психология людей, возникают не простые, порой очень больные вопросы.

Конечно, можно остаться в науке. Поскольку я никогда с ней не расставался и не расстанусь, если на это есть воля Аллагьа. Но я считаю, что этого мало, и, поскольку рычаги воздействия ученого на ход событий настолько незначительны, я не могу стоят в стороне. Поэтому хочу сказать «да». И кто ступил на эту стезю осознанно, понимает, что многие те, кто находится у власти, толком не знают и не понимают, в какую сторону идти и что делать. Могу сказать, что молодые, амбициозные специалисты крайне важны для республики, в случае моего назначения я буду делать все, что в моих силах, чтобы принести максимальную пользу для государства, общества и народа.

Я абсолютно точно знаю, что всё невозможное - возможно, только надо, конечно же, в первую очередь, чтоб была на это воля Всевышнего Аллагьа, а после этого нужно пожелать и добываться своей цели. Любое желание исполнимо, главное - четко определить цель! И как говорил Франсуа Рабле: «Кто обладает терпением, может достичь всего».

Мне всегда нравится приносить пользу обществу и быть человеком с активной гражданской позицией. Всегда приятно видеть, когда молодые ребята, с твоим участием достигают новых горизонтов, развиваются. Когда находишь решение какой-либо проблемы или реализуешь инициативу, понимаешь, что все твои усилия не напрасны. И быть одним из руководителей блока филиала Президентской Академии отвечающий  за подготовку профессиональных управленцев – очень большая ответственность. Руководитель должен много знать и уметь, быстро находить решения, отличаться высокой коммуникабельностью и острым умом, а также быть талантливым управленцем. Таким же критериям должен соответствовать и любой чиновник. Многие задатки людям даны от природы, а остальное нужно приобретать своим собственным трудом. Чем сложнее задача, тем интереснее. Это некий вызов, который помогает тебе подняться еще на одну ступеньку в своём развитии. А широкий кругозор способствует работе.


- Это мечта Ваша работать чиновником?

- Мечтал ли я работать чиновником? В жизни я придерживаюсь принципа: «Мечта должна оставаться мечтой». А если ее возможно осуществить, то это уже цель. Впрочем, труд чиновника включает совершенствование всей системы управления на благо народа, а не только обеспечение внутреннего функционирования.

Государственная служба подразумевает преданность своему делу до конца, тем не менее, меня удивило то, что сотрудники правительства, в котором я проходил стажировку, засиживаются на работе допоздна, а иногда выходят на службу даже в выходные и праздничные дни. Поэтому государственная служба у меня ассоциируется с такими понятиями как высокий профессионализм, развитое чувство ответственности и самопожертвование. Обладая знаниями в различных областях, можно применить больше методов и механизмов для решения поставленных задач. Ведь на государственной или муниципальной службе мы не можем работаем по шаблонам, и каждый раз проблема потребует конкретного решения.

Я думаю, что у каждого из членов кадрового резерва «Конкурс управленцев «Мой Дагестан» амбиции есть, без них невозможно поступательное развитие, есть они и у меня. Пятнадцать лет в образовании – весомый срок, за это время можно получить колоссальный багаж опыта и знаний, продвинуться по карьерной лестнице вверх. Если мыслить реальными единицами, то за пятнадцать лет можно продвинуться до руководящих должностей, получить звания и награды, вижу ли я себя таким специалистом? Отвечу лаконично – «да».  Но для этого нужно очень много и хорошо работать. Я понимаю, что эта работа сложна, кропотлива, ответственна, часто подвергается критике со стороны общества, хотя многие люди просто не понимают, что работа чиновника – не «сахар», они судят об этой профессии, полагаясь на свои  мимолетные представления.

Есть расхожее представление о том, что государственная служба – это скука, рутина. Но это далеко не так. Все зависит от всех нас. Как сказал писатель Стивенсон, «мир скучен для скучных людей». А я добавлю, что у нас на скуку просто не должно быть времени.

Когда у Владимира Путина на заре политической карьеры спросили, почему он стал чекистом, он ответил, что на его выбор повлияли хорошие советские фильмы про раз­ведчиков. Поэтому всё начинается от желания и цели. Мой девиз: «Развиваться при этом оставаться человеком»!


- Современный чиновник, какой же он должен быть?

- Государственная служба – это профессионализм, перспективы, интересная работа. Каждый служащий может внести свой вклад в общее дело, предложить альтернативный и более свежий вариант решения проблем своим коллегам.  Главное, нужно искренне хотеть решить ту или иную проблему,   прилагая для этого все возможные усилия. Нужно понимать всю ответственность, которая ложится на плечи гражданских служащих,  ведь от их решений зависит будущее людей, доверие их к государству.

- Али Рамазанович, какова должна быт сегодня главная задача у руководства вузов и колледжей?

- Деятельность руководства вуза должна быть подчинена главной задаче-выпуску конкурентоспособных бакалавров международного уровня и проведению  результативных научных  исследований студентов с учетом потребностей российской экономики, науки, практики. Большое внимание должны уделяться  воспитательной работе, организации международных встреч, спортивной жизни студентов, проведению культурно - массовых мероприятий, а также трудоустройству выпускников.

Успешному решению главной задачи способствует четкая и слаженная работа сотрудников и профессорско-преподавательского состава вуза, колледжа. Сфера образования – это наше призвание.


- Вы часто встречаетесь со школьниками, проводите лекции на разные темы. Как можете оце­нить уровень патриотического воспитания молодежи, ведь она - будущее Дагестана и в целом России?

- С сожалением могу констатировать, что после встреч со школьниками у меня создается впечатление, что мы часто рас­тим «Магомедовых…, не имеющих понятия менеджера». В одной из махачкалинских школ я беседовал со старшеклассниками о менеджерах. Никто из них не смог ответить, кто они. Школьники ничего не знают о менеджерах, какой он должен быть руководитель. И вообще их представления о профессиональных менеджерах весьма туманны. А ведь именно на их примерах должны вос­питываться поколения нашей молодежи.

Профориентационная работа в школах республики оставляет желать лучшего. В результате большинство выпускников школ поступают в учебные заведения не по призванию к той или иной профессии, а по желанию родителей, где меньше конкурс и т.д.

Особенно это сказывается на низком уровне подготовки специалистов- управленцев (менеджеров). Здесь вина и учебных заведений, которые осуществляют набор студентов без изучения их мотивации, наклонностей и способностей будущих управленцев, как впрочем и других специальностей.

Не случайно приходится слышать от руководителей республики, различных организаций о дефиците управленческих кадров всех уровней, особенно в государственных и муниципальных органах.

Для решения этой проблемы мы обращались на имя Врио Главы Республики Дагестан В.А. Васильева с предложением в порядке профориентационной направленности подготовить учебное пособие для школьников старших классов и преподавателей «Кто он, менеджер?».

При его согласии, оно будет подготовлено к новому 2018-2019 учебному году. Авторский коллектив будет включать специалистов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Эта идея появилась после ознакомления со школьной образовательной программой «Экономика», где тема менеджмента и менеджера в ней затрагивается весьма поверхностно и не раскрывает сути современного руководителя.

Основная цель пособия – изложить доступным языком, раскрыть сущность и особенности менеджера, все ли способны им стать, какие нужно иметь личные качества и т.д.

Кроме того, учитывая, что часть выпускников школ пойдут на предприятия, в ПТУ, частный бизнес, в пособии будет уделено место основам научной организации труда (кооперации труда, организации рабочих мест, формам и системам оплаты труда, эстетике труда и т.д.), что необходимо для эффективной работы.

В пособии должен быть ряд приложений: тест «Можешь ли ты стать руководителем», «План организации бизнеса», «Словарь основных терминов по организации труда и управления».

Учебное пособие должно вызвать интерес у школьника к профессии управленца (менеджера), оценить себя, свои возможности, наличие лидерских качеств, вызвать мотивацию к обучению этой специальности.

Изложено оно будет на доступном для школьников языке, сопровождаться рядом интересных примеров. Общий объём работы порядка 10-16 печатных листов.

Я рассказал старшеклассникам о важности учиться и учиться…, показал фотографии наших знаменитостей. Вы­яснилось, что и в этой области школьникам сказать нечего. А если ребята не знают ни в лицо, ни по фамилиям своих вели­ких соотечественников, получивших мировое признание, зна­чит, эти направления деятельности их вообще не интересуют. Следовательно, они не хотят быть президентами, министрами, испытателями, врачами, учеными. Ребята уже в этом возрас­те не романтики, а прагматики. Они не мечтают о подвигах, о познании неизведанного. Молодежь состарилась раньше вре­мени.

После таких встреч я испытываю смешанные чувства. С одной стороны, вижу неприкрытый интерес ребят к героиче­скому прошлому и настоящему, а с другой стороны - полное невежество. Нельзя говорить абстрактно о подвиге, не называя имен Героев. Нельзя рассказывать военную историю страны и не упоминать фамилии тех, кто причастен к этому событию.

Многие ребята прямо заявляют, что определились со сво­ей будущей специальностью, и поэтому те или иные дисци­плины им не нужны. Но что это за специалист с высшим обра­зованием, который ничего не знает о происходящем своей стране, в республике, об истории своего государства?

Чувство патриотизма не пере­дается с молоком матери, а прививается постепенно, с года­ми. Когда малыш появляется на свет, он просто человеческий детёныш. А вот гражданином какой страны он станет, какую идеологию и веру выберет, полностью зависит от среды, в ко­торой он окажется, и, конечно, воспитания.

Человек едет в новые места с целью познания. Патриот - это человек, который не требует чего-то от государства, а, наоборот, стре­мится ему помочь.

Свой выбор наши дети должны делать не случайно, а осознанно, четко представляя сферу своей будущей профессиональной деятельности и ответственности.

Я всегда напоминаю школьникам и студентам, что главные их достижения еще впереди, и цитирую слова знаменитого режиссера К.С. Станиславского: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования, – считайте бесполезно для себя погибшим. Поэтому учитесь каждый день, каждый час и каждую минуту».

Мы часто встречаем родителей жалующихся о том, что их дети не хотят учиться или не учат их в должном уровне в тех или иных учебных заведениях. Считаю, что тут в основном вина самых родителей. Всё зависеть от того, какое воспитание дают родители.

Когда я встречаюсь со школьниками и студентами, больше всего мне нравится наблюдать за чудесными превращениями,  происходящими в этой аудитории. Часто бывает так, что заходит в аудиторию обычный уставший, вялый студент или школьник, а выходит прекрасная принцесса с искрящимися глазами или уверенный в себе мужчина с неограниченными перспективами. Тогда я чувствую себя более ответственным и стараюсь создавать все условия, чтобы этот процесс никогда не заканчивался, а развивался. Просто надо правильно учить и воспитывать детей. Ведь дети – это наше будущее, будущее Дагестана и в целом России.


- Хотелось ли Вам, чтобы Ваши дети продолжили непростую так скажем, но очень важную для народа Вашу дорогу в жизненном пути?

- Мы с женой воспитываем двоих сыновей и двоих дочерей. И никогда не навязываем и не будем навя­зывать им своего мнения. Будем учить, подсказать, посовето­вать, но давить и заставлять - это не про нас, считаю это не правильно. У каждого чело­века своя дорога и свое призвание, который уже не выходя в свет прописано всевышним Аллагьом, абсолютно не зависящее от желания родителей. Естественно у каждого человека своя схема поведения, свое восприятие мира, своя формула успеха.

Судьба удивительна и непредсказуема! Каждый человек – хозяин своей судьбы. Я – один из таких людей.

Жизнь дает нам разные ситуации, а мы выбираем, как поступить (пойти направо или налево, сказать «да» или «нет»), так мы строим свою жизнь. Если заниматься любимым делом, значит идти в нужном направлении, выбирая путь и тогда успех неизбежен.

Свою судьбу они будут выбирать сами, а мы в свою очередь будем всегда учить и воспитывать, помогать и всячески поддерживать их.


- И, пожалуй, последний вопрос, как Вы оцениваете перспективы на предстоящих выборах? Видите ли, на политическом небосклоне республики кандидатов, которые могли бы составить конкуренцию В. Васильеву в борьбе за пост Главы республики Дагестан?

- В тех социально-экономических преобразованиях, которые мы сегодня наблюдаем в республике, немалая заслуга и В. Васильева. Глава республики, стоит в авангарде тех преобразований, что сейчас на слуху у всего мира. Благодаря энергии и напору Владимира Васильева в кратчайшие сроки реализуются программы, на которые даже в самых высокоразвитых регионах уходят годы. Курс, заданный В. Васильевым, успешно претворяется в жизнь. Сейчас нужно всем нам его поддержать и помочь в формировании новой эффективной команды для реализации задуманных планов для развития и процветания Республики. Конечно, я не умаляю достоинств других кандидатов на пост главы Республики Дагестан, но Дагестану сегодня нужен внешний руководитель, то есть, не имеющий родственных и иных связей в республике и я думаю, сегодня вряд ли составят ему реальную конкуренцию.

Источники
РИА "Дагестан"

Новости раздела