"

Али Абдуллаев: «В Дагестане наблюдается отставание содержания профобразования от потребностей республики и рынка труда»

Фото:
7464
7 минут

С 1 сентября вступил в силу новый Закон «Об образовании», который расширил автономию учебных заведений. С принятием закона появилось больше свободы во многих аспектах деятельности руководителя – как в плане организации образовательного процесса, так и в сфере управления финансовыми потоками, взаимодействия с работодателями. Но такая свобода требует приложения гораздо большего количества интеллектуальных и организаторских усилий. Председатель Союза директоров ссузов Дагестана, директор Республиканского профессионально-педагогического колледжа №2 Али Абдуллаев рассказал о проблемах и перспективах среднего профессионального образования республики в свете нового закона «Об образовании».

- Али Абдуллаевич, какова сеть средних профессиональных образовательных учреждений республики?

- Средние профессиональные образовательные учреждения (СПОУ) осуществляют образовательную деятельность во всех городах и некоторых районных центрах республики. На территории Республики Дагестан действуют 48 средних профессиональных образовательных учреждений, 23 из них – подведомственные министерству образования, науки и молодежной политики РД, 5 – министерству здравоохранения, 4 – министерству культуры, 5 – филиалы российских ПОУ, 4 – при вузах, 7 – негосударственных. В них обучаются около 34 тыс. студентов.

В средних профессиональных образовательных учреждениях, подведомственных Минобрнауки и молодежной политики РД, обучаются около 23 тыс. студентов по 41 профессии и по 28 специальностям. Ежегодный выпуск составляет около 5,8 тыс. человек с рабочими квалификациями и 3,5 тыс. специалистов среднего звена. Распределение по каналам занятости выпускников колледжей очной формы обучения характеризуется следующими пропорциями: устроились на работу 35% выпускников, призваны на военную службу 10%, продолжили обучение 20%, находятся в отпуске по уходу за ребенком 3%.

- Каковы перспективы развития профессионального образования республики?

- Система профессионального образования республики сегодня ведет широкое обсуждение своих перспектив, идет активное изучение проблем. В своем ежегодном послании Народному собранию Дагестана Глава республики Рамазан Абдулатипов обратил внимание на явное перепроизводство выпускников с высшим образованием, порой безграмотных людей с дипломами, а говоря о начальном профессиональном образовании, призывает его восстановить и развивать, но на совершенно другом уровне. Особенно остро проявляется характерный для всей России парадоксальный феномен: при гипертрофированных масштабах подготовки специалистов «высшей квалификации» трудно найти профессионалов, способных качественно обслуживать производство.

В республике наблюдается отставание содержания профессионального образования от потребностей республики и рынка труда, что плодит безработицу и делает систему образования неконкурентоспособной. Ощущается дефицит квалифицированных (по общемировым стандартам) рабочих и техников в строительном комплексе, в машиностроении, в агропромышленном комплексе, в жилищно-коммунальном хозяйстве и других отраслях экономики. В связи с этим министерство образования, науки и молодежной политики РД разработало комплекс мер по развитию профессиональных образовательных учреждений на 2014-2016 годы.

В частности, проведена реорганизация и укрупнение учреждений начального и среднего профессионального образования республики, в результате чего из 32 учреждений осталось 23. В связи с изменением типологии профессиональных образовательных организаций были изменены наименования, внесены изменения в уставы колледжей. Реорганизация образовательных учреждений повлекла за собой проведение процедур лицензирования и аккредитации. Кроме того, целый ряд учебных заведений в соответствии с законодательством прошли в этом учебном году аккредитацию.

В каждом профессиональном образовательном учреждении приняты Программы развития на 3-4 года, что позволяет спланировать на перспективу процесс модернизации, внедрить ряд изменений в систему управления колледжем, в развитие материальных, кадровых, финансово-экономических, административно-хозяйственных ресурсов, связей социального партнерства. В то же время каждое ПОУ разработало краткосрочный план мероприятий до начала нового учебного года.

- Есть ли позитивные изменения в сфере профессионального образования Дагестана?

- Да, несомненно. К позитивным изменениям в 2013-2014 годах можно отнести следующие факторы: проведена полномасштабная оценка соответствия лицензионным требованиям деятельности учебных заведений профессионального образования; структурно-содержательная оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования; наработан опыт взаимодействия с работодателями, центрами занятости населения, социальными партнерами.

Кроме того, программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена согласовываются с работодателями, что позволяет привести в соответствие профессиональную подготовку выпускников и профессионально-квалификационные требования работодателей. Проведена оптимизация расходования бюджетных средств и сокращение неэффективных расходов, создаются многофункциональные центры прикладных квалификаций и ресурсные центры в структурах ГПОБУ «Республиканский инженерный колледж» города Каспийска, ГПОБУ «Республиканский промышленно-экономический колледж №1» Махачкалы, «Республиканский строительный колледж №2» Каспийска.

- Наверное, без проблем тоже не обошлось?

- Да, несмотря на позитивные изменения, в работе системы среднего профессионального образования Республики Дагестан остается ряд серьезных проблем. Это отсутствие среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности предприятий и организаций республики в квалифицированных кадрах (отсутствие четкой потребности в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов), что, в свою очередь, приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда.

Наблюдается также неудовлетворенность работодателей компетенцией выпускников средних профессиональных образовательных учреждений, с одной стороны, низкий уровень организации и оплаты труда, отсутствие вакантных мест в организациях и на предприятиях, особенно на сельских территориях, с другой стороны, создают трудности в трудоустройстве выпускников.

Кроме того, профессиональное образование ограничивается недостаточной численностью и уровнем переподготовки и стажировки инженерно-педагогических кадров. Есть и отставание материально-технической и учебно-производственной базы профессиональных образовательных организаций от уровня современного высокотехнологичного производства. По предварительным подсчетам, в соответствии с Программами развития профессиональных образовательных учреждений РД на 2014-2017 годы потребность на эти цели составляет около 4 млрд рублей.

Нужно здесь отметить и низкую заработную плату преподавателей и мастеров производственного обучения относительно других регионов РФ, проблему педагогического образования, нехватку педагогов.

- Какие меры нужно предпринять, по-Вашему мнению, для развития среднего профессионального образования республики?

- Развитие содержания и структуры среднего профессионального образования предполагает приоритетную работу в рамках различных мероприятий. Это, в частности, создание профессиональных образовательных программ, четко ориентирующихся на практические умения, значимые для конкретной отрасли экономики или социальной сферы; совершенствование механизма социального партнерства с работодателями, ассоциациями и отраслевыми союзами на договорной основе по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена с целью определения требований к компетенции выпускников с обязательной независимой оценкой этих компетенций в средних профессиональных образовательных учреждениях.

Необходимо также создание ресурсных образовательных центров педагогического образования в целях совершенствования системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений, молодежи и их сопровождения в профессиональном самоопределении, ориентации выпускников СПОУ на требования рынка труда и их трудоустройства; формирование объемов и структуры подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в СПОУ с учетом прогнозов потребности в кадрах и многое другое.

Но и здесь возникают препятствия, которые возможно преодолеть только общими усилиями – законодателей, представителей исполнительной власти всех уровней, работодателей, профессиональных образовательных организаций. Например, при открытии востребованных работодателями новых специальностей и профессий они связаны с установлением контрольных цифр приема за счет средств бюджета только по аккредитованным программам. Однако аккредитация осуществляется по окончании полного срока реализации образовательной программы, то есть через три-четыре года, что, естественно, приводит к старению заказа на подготовку кадров по той или иной специальности.

- Какие функции выполняет возглавляемый Вами Союз директоров средних специальных учебных заведений Дагестана и какие задачи решает?

- Руководители образовательных учреждений СПО объединены в Союз директоров средних специальных учебных заведений Республики Дагестан, который решает вопросы по реализации республиканских программ и государственной политики в области профессионального образования. В 2013-2014 учебном году Союз директоров активно представлял интересы средних профессиональных учебных заведений в республиканских, федеральных, государственных законодательных и исполнительных органах власти республики, Северо-Кавказского федерального округа, Российской Федерации.

На днях я вернулся с очередного заседания Президиума Союза директоров России, где совместно с Союзом директоров ссузов России, министерством образования и науки Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; Комитетом по образованию и науке Государственной Думы РФ и другими были подведены итоги Всероссийского конкурса «Лидер СПО России-2013». Были определены колледжи – победители в шести номинациях. Дагестанский профессионально-педагогический колледж отмечен за лучшее освещение деятельности учебного заведения в местных СМИ.

Одним из направлений работы Союза директоров СПОУ является создание условий для совместной деятельности наших учреждений посредством функционирования республиканских методобъединений с целью обобщения и распространения передового педагогического опыта, создания целостной системы информационно-аналитической деятельности ПОУ.

Заседания РМО в форме семинаров, конференций, внеклассных мероприятий проводились в разных образовательных учреждениях республики, что дает яркое представление о достижениях наших учебных заведений, их месте в культурно-образовательном пространстве данного города и республики в целом. Такие встречи мобилизуют коллективы учебных заведений, способствуют созданию тесного педагогического сообщества, плодотворному обмену профессионально-педагогическим опытом, активному обсуждению возникающих проблем в образовательном и воспитательном процессах. Все коллективы учреждений СПО ответственно относятся к подготовке и проведению заседаний Союза директоров и республиканских методобъединений, республиканских олимпиад и конкурсов на базе их колледжей.

Новости раздела