"

Семнадцать операций по лечению ВПС проведено в Дагестанском центре кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии

Фото: Арсен Абдуллаев
6507
5 минут
На прошлой неделе в Дагестанском центре кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии впервые в республике были проведены операции по рентгенэндоваскулярному лечению врожденных пороков сердца. Для этого в Дагестан приехали главный рентгенэндоваскулярный хирург РФ, академик РАН Баграт Алекян и детский кардиолог из Словакии Павел Гавора, которые вместе с сотрудниками Центра и выполнили эти операции. Подробнее об этих операциях и о том, когда будут проведены следующие, корреспонденту РИА «Дагестан» рассказал директор Центра Осман Махачев.

Он отметил, что всего за два дня было проведено 17 операций. «Были выполнены операции по лечению двух врожденных пороков сердца (ВПС): первый ВПС – открытый артериальный проток (таких пациентов было оперировано 10), второй ВПС – дефект межпредсердной перегородки (таких больных было 7). Операция заключалась в том, что без разреза, через пункционное отверстие в бедренной вене и (или) бедренной артерии, с помощью специального устройства (окклюдера) выполнено закрытие открытого артериального протока и дефекта межпредсердной перегородки.

Открытый артериальный проток – это патологическое сообщение между аортой и легочной артерией. В норме после рождения ребенка открытый артериальный проток должен закрыться, он превращается в артериальную связку и не функционирует. В силу определенных причин артериальный проток может не закрыться и это становится пороком, который требует хирургического или рентгенэндоваскулярного вмешательства.

За два дня было оперировано 10 пациентов детского возраста от 3 до 18 лет и 7 взрослых пациентов. Самому старшему больному было 37 лет. Выполнение операций для детей оплачивал благотворительный фонд «Линия жизни». Что касается взрослых больных, то их оперировали за счет федеральных квот МЗ РД. Все 17 операций прошли без осложнений и в четверг, 9 октября, все пациенты выписаны из Центра. Мама одного из прооперированных детей – Ислама Курбанова, рассказала, что их пригласили в центр на операцию. «Мы согласились и не пожалели об этом. Мы решили сделать операцию в Дагестане, и довольны тем, что не пришлось выезжать для этого за пределы республики. Мы рады за наших детей, рады тому, что они избавились от порока, и выражаем глубокую благодарность врачам, которые сделали нам операции», - отметила собеседница агентства.

По словам Османа Махачева, операции проводились два дня. На второй операционный день сотрудники Центра, рентгенэндоваскулярные хирурги – доктор медицинских наук Титалав Хириев и кандидат медицинских наук Шамиль Магомедов – почти все манипуляции по закрытию врожденных пороков выполняли самостоятельно, а приглашенные гости им ассистировали. В связи с этим директор Центра выразил уверенность в том, что в ближайшее время его специалисты будут сами выполнять эти операции.

Следующий приезд приглашенных специалистов планируется в декабре текущего года. Было отмечено, что пациенты и родители детей с врожденными пороками сердца обрадовались, узнав о том, что такие операции проводятся в Дагестане, и что им не нужно выезжать за пределы республики.

Говоря об актуальности проблемы врожденных пороков сердца для Дагестана, врач отметил, что в республике очень много близкородственных браков, что является одним из факторов возникновения пороков. «В формировании врожденных пороков сердца задействовано много факторов, одним из них является близкородственный брак. Что касается количества пациентов, то, по данным Республиканского кардиологического диспансера, около 600 пациентов с врожденными пороками сердца ежегодно выезжают за пределы республики для получения медицинской помощи», – отметил он.

Специалист отметил, что порок лучше лечить в раннем возрасте, но в силу обстоятельств, таких как поздняя диагностика, отсутствие возможностей для лечения порока и недопонимание того, что порок с течением времени может стать причиной серьезных последствий, это не всегда делается вовремя. Одним из таких осложнений является развитие высокой легочной гипертензии, когда стандартное хирургическое лечение противопоказано. Если развивается очень высокая легочная гипертензия, то единственным средством для помощи этим больным может быть только трансплантация сердечно-легочного комплекса, потому что в результате гипертензии легочные артериальные сосуды склерозируются, и эта гипертензия не поддается обратному развитию. В этих случаях трансплантация только сердца не решает проблему, нужна и трансплантация легких.

На вопрос о том, как ему удается приглашать в республику специалистов высокого класса, которые не в первый раз приезжают в республику, врач ответил, что у него очень много друзей, которые хотят помочь его родине и ему лично. «Поэтому можно сказать, что возможность привлекать сюда высокопрофессиональных специалистов есть благодаря тому, что дагестанцы умеют дружить», – отметил врач.

Говоря об отборе пациентов для проведения операций, Осман Махачев рассказал, что за полтора месяца до приезда Баграта Алекяна в республику приезжал словацкий детский кардиолог и интервенционный хирург Павел Гавора. «С его помощью мы отбирали пациентов для операций, потому что не всем людям с этими врожденными пороками показано эндоваскулярное закрытие. Вместе с ним мы подтвердили правильность отбора больных и сроки для проведения операций», – рассказал директор Центра кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии.

Он также сообщил, что в декабре будут проведены следующие операции по лечению врожденных пороков сердца. В настоящий момент в списке 12 детей и 10 взрослых. «Мы отобрали 22 пациента, но вообще на сегодня около 40 больных ожидают выполнения этих операций. За два-три дня мы не можем прооперировать всех пациентов, поэтому приходится отбирать. Очередность зависит от размеров дефекта и от риска развития осложнений. Детям, у которых порок более выражен, мы стараемся его закрыть пораньше, там, где он менее выражен и есть возможность отсрочки операции, мы на несколько месяцев ее откладываем.

Возрастной ценз детей снижать менее трех лет не планируем. Когда наберем опыт, тогда и сможем снизить возрастной ценз, но на сегодняшний день мы считаем, что совсем маленьким детям целесообразно оказывать помощь в федеральных центрах. Рисковать мы не можем, у нас нет права на ошибку», – заключил Осман Махачев.

Новости раздела