В Кизляре проходят мероприятия к 30-летию со дня трагедии

16.01.2026 14:10
27 просмотров
В Кизляре проходят мероприятия к 30-летию со дня трагедии

КИЗЛЯР, 16 января – РИА «Дагестан». В Кизляре проходят мероприятия к печальной дате  30-летию со дня нападения на город террористов, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе городской мэрии. 

Жители города и все дагестанцы вспоминают жертв теракта, совершенного бандой международных террористов, напавших на мирный Кизляр в 1996 году. Ежегодно на полосах региональных и федеральных газет, по ТВ, в соцсетях, информационных агентствах появляются материалы, посвященные тем трагическим событиям в Кизляре, а затем в селе Первомайское.

В библиотеке Кизляра в эти дни прошли встречи с очевидцами событий. Ведущие провели библиографический обзор книг, посвященных этим январским событиям. Они на века запечатлели страшную трагедию в судьбе дагестанского города. Этой памятной дате посвящена книжно-иллюстративная выставка «Память сильнее времени».

«Вот уже 30 лет прошло с той страшной трагедии 9 января 1996 года, когда банда боевиков во главе с Салманом Радуевым напала на наш спящий, мирный город, но боль не утихает. Эта трагедия и людское горе никогда не забудутся. 

К этой памятной мы провели и час патриотизма "Трагедия в судьбе родного города" с участием учащихся 11 "а" профильного класса Росгвардии. Рассказали молодежи о большой трагедии небольшого степного города Кизляра, своим размахом и жестокостью потрясшей весь мир. Никого не оставил равнодушным рассказ очевидца тех страшных январских событий – Ирины Кесьян (редактора социального отдела редакции газеты «Кизлярская правда»). Она вместе со своей семьей – мужем и детьми  оказалась в числе заложников, которым пришлось пережить 25 часов плена и ужаса. Ее воспоминания были настолько трогательными и правдивыми, что, казалось, этот страшный январь случился только вчера. Хадижат Танеева рассказала о подвиге военнослужащего войсковой части №5389 Руслана Филяева, который отдал жизнь за мирное небо над нашими головами»,  поделилась сотрудник библиотеки Светлана Ковальская.

По замыслу тех, кто стоял за чудовищным терактом, не только Чечня, но и Кавказ должен был вспыхнуть в огне «священной» войны, чтобы разорвать на части Россию, разрушить великую страну. 

Первая масштабная террористическая атака была летом 1995 года, устроенная чеченским полевым командиром Шамилем Басаевым. Он совершил беспрецедентный рейд на город Буденновск Ставропольского края. Тогда их плану не было суждено осуществиться и им не удалось захватить целый город. Бесчеловечная вылазка боевиков унесла жизни 129 заложников, работников милиции и военнослужащих.

Спустя всего полгода, в ночь на 9 января 1996 года террористы под руководством Салмана Радуева и Хункара Исрапилова, численностью более 300 человек атаковали вертолетную базу федеральных сил на окраине Кизляра. Они планировали подрыв техники и захват складов с оружием и боеприпасами. Но вертолетчики встретили боевиков шквальным огнем, заставившим их отступить. Такая же участь постигла и другую часть нападавших, совершивших налет на воинскую часть №3693 и охранявший ее батальон внутренних войск МВД России.

Получив отпор и понеся первые потери, террористы зашли в город, заняв роддом и больницу, захватив в заложники свыше 300 человек  медицинский персонал и находившихся там пациентов, в точности повторяя реализованный в Буденновске сценарий Шамиля Басаева. Затем боевики согнали туда местных жителей. Мирных людей ловили на улицах, врывались в дома, вытаскивали из постелей спящих. Пытавшихся спрятаться, убежать или отважившихся не подчиниться безжалостно расстреливали на месте, невзирая ни на пол, ни на возраст. Милиционер, застреливший одного боевика и ранивший другого, был показательно казнен. Его облили спиртом и подожгли. В руках террористов оказались 314 пациентов больницы, 51 медицинский работник и более двух тысяч жителей Кизляра. На случай штурма террористы разместили заложников на верхних этажах больницы, заминировали первый и второй этажи. 

В первой половине дня 9 января террористам противостояла кизлярская милиция. Боевики захватили мост через Терек. К середине дня больница находилась в окружении кизлярской милиции и подразделений внутренних войск дагестанского МВД. В пути был спецназ для проведения операции по освобождению заложников. Вечером 9-го января «Альфа» и «Вымпел» прибыли в Дагестан.

Тем временем республиканское руководство вело переговоры, Салман Радуев постоянно менял условия, угрожая расстрелять часть заложников, требовал гарантий безопасности для себя и своих людей. Только к 4-м часам утра 10 января удалось договориться, что боевики уйдут из города в сопровождении депутатов Госсовета Дагестана и группы добровольных заложников. Уже в 9 часов утра террористы с заложниками выехали из города в село Первомайское. Колонна состояла из 9 автобусов и двух КамАЗов.

Заложников и местных жителей заставили строить укрепления, копать траншеи для круговой обороны поселка. Днем 11 января Салман Радуев выпустил жителей Первомайского. Дагестанские власти надеялись освободить еще заложников, хотя бы женщин и детей. Но отпуская заложников, он разбивал семьи, если освобождал жену, оставлял в плену мужа; отпуская мать, удерживал ребенка. Боевики рассредоточили заложников по всему селу, усадив мужчин в заминированные автобусы, а женщин и детей поселив в домах.

Вокруг Первомайского была сосредоточена группировка войск общей численностью 2500 человек: «Альфа» и «Вымпел», отряды внутренних войск «Витязь» и «Русь», СОБР МВД, дагестанский ОМОН, батальоны 7-й дивизии. Утром 15 января ровно в 9:00 ч. Михаил Барсуков отдал приказ о начале войсковой операции, в результате удалось захватить первую линию обороны боевиков на окраине Первомайского. Уже 16 января артиллерия и авиация наносили удары по боевикам. Когда днем 17 января появились установки «Град», боевики поняли, что дни их сочтены. В 3 часа ночи на северо-западной окраине села разведка засекла выдвижение большой группы боевиков. Около ста пятидесяти боевиков пытались прорваться.

Утром 18 января федеральные силы наконец смогли войти в село, почти полностью разрушенное в ходе боев. Салману Радуеву и Хункару Исрапилову с группой боевиков численностью до 70 человек удалось уйти, захватив 64 заложника, среди которых были женщины и дети, а также 17 бойцов новосибирского ОМОНа.

Главаря банды арестовали в марте 2000 года. Его приговорили к пожизненному заключению. Но уже в декабре 2002 года он скончался в тюремной больнице. Хункар Исрапилов 1 февраля 2000 года подорвался на мине при отходе из Грозного в районе чеченского села Алхан-Калы. Турпал-Али Атгериев в июле 1999 года был задержан в аэропорту «Внуково», в декабре 2001 года Верховный суд Дагестана приговорил его к 15 годам лишения свободы. Сразу после этапирования, в июне 2002 года Атгериев был госпитализирован с подозрением на лейкемию, вызванную раком почек, и через месяц умер. Муса Чараев в марте 1999 года был убит неизвестными выстрелом в спину. Айдамир Абалаев был убит в мае 2002 года в результате спецоперации.

В результате нападения боевиков на Кизляр и Первомайское погибли 78 военнослужащих, сотрудников МВД и мирных граждан, несколько сотен человек получили ранения, было разрушено 250 домов.

Первый удар на себя приняли врачи кизлярской больницы, среди заложников было около ста врачей и медсестер. За смелость и самоотверженность, проявленную при спасении людей в условиях, сопряженных с риском для жизни, Указом Президента РФ кизлярские врачи Магомед Газимагомедов (посмертно) и Ахмед Саламов были награждены орденами Мужества, Магомедгаджи Читаев   медалью «За спасение погибавших». Без награды остался только тележурналист, руководитель ТВ «Прометей» Камиль Омаров, спасший от гибели около трех тысяч человек. 

Источники: РИА «Дагестан»
Фото: пресс-служба Кизляра
Понравилась статья?