"

Изумруд Мусаева из Хасавюрта прошла все блокадные лишения

Фото:
1600
4 минуты
Изумруд Мусаева из Хасавюрта прошла все блокадные лишения. За трудовые подвиги и стойкость, проявленное мужество в блокадном Ленинграде, она в декабре 1942 года была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а впоследствии многими боевыми регалиями.

Удивительна героическая боевая и трудовая биография мужественной дочери кумыкского народа, уроженки Хасавюрта Изумруд Мусаевой. В 13 лет она осталась сиротой и воспитывалась у родственников. В 1926-1927 учебном году, поступив в хасавюртовскую школу комсомольской молодежи (школа №4), она в течение одного учебного года окончила 4, 5 и 6 классы. Как лучшую ученицу ее в 1928 году направили на учебу в Махачкалинское медучилище.  

В 1930 году Дагестан посетила М. Ульянова – сестра В. Ленина. Во время пребывания в республике она заболела и в качестве медсестры и переводчицы к ней была прикреплена студентка медучилища Изумруд Мусаева. Мария Ильинична настолько полюбила и привязалась к ней, что, выздоровев, попросила Наркомздрав ДАССР, чтобы по окончании медучилища ей дали направление на учебу в Московский мединститут. Изумруд с отличием окончила медучилище и в 1931 году была направлена Наркомздравом ДАССР в Москву, где по личному ходатайству М.И. Ульяновой поступила в Первый Московский мединститут, который также с отличием окончила в 1936 году. В период учебы Изумруд часто бывала у Н. Крупской.

Одновременно с уеёбой Изумруд много работала в Дагестанском землячестве, председателем которого она была избрана. Ее подругой была Т. Булач, очень близко знакомая с видными государственными и партийными работниками: И. Самурским, Д. Коркмасовым, К. Мамедбековым, Л. Эрлих, А. Данияловым и многими другими. Изумруд присутствовала при вручении ордена Ленина «Гомеру XX века» – лезгинскому поэту С. Стальскому.

В 1936 году по окончании института Изумруд предложили учиться очно в аспирантуре. Заманчивое предложение сулило большие перспективы, но Изумруд отказалась и остановила свой выбор на родном Дагестане, где в то время особенно остро ощущалась нехватка медработников. В 1937 году Изумруд Латиповна приступила к исполнению обязанностей заместителя Наркома здравоохранения ДАССР, и продолжила заочно учебу в аспирантуре при Дагестанском мединституте. В 1940 году, успешно защитив кандидатскую диссертацию, она вышла замуж и выехала в Ленинград на место военной службы мужа. В Ленинграде она заведовала райздравотделом одного из районов города.

В самом начале войны ее муж – военный специалист по аэростатам воздушного заграждения – погиб. Трижды Изумруд от истощения и перегрузки была на грани смерти. В самый тяжелый период блокады зимой 1942 года случилось непредвиденное событие. Придя поздно ночью с работы и дежурства в госпитале, истощенная от постоянного недоедания и физической перегрузки, она последними усилиями воли доплелась до кровати и свалилась на нее в полусознательном состоянии. Через некоторое время услышала какие-то неясные и непонятные звуки, и как будто кто-то скребется в дверь. Собрав все силы, она поднялась с кровати и добралась до двери. Много она видела страшных эпизодов голодной смерти в блокадном Ленинграде, но то, что она увидела, открыв дверь, потрясло ее и запомнилось до последней минуты жизни.

На полу около двери лежала женщина, до того истощенная, что, казалось, это оживший скелет. С большим трудом Изумруд узнала в ней молодую соседку, у которой муж также погиб в самом начале блокады, защищая Ленинград. Несколько месяцев Изумруд не видела ее, так как после дневной работы в райздравотделе она уходила на дежурство в госпиталь, там же в минуты затишья и ночевала, по нескольку недель не бывая дома. Теперь же перед ней была умирающая от голода женщина, которая, протянув истощенную руку, слабым умоляющим голосом обращалась к ней: «Изумруд, я знаю, вы добрая, мужественная женщина. Я умираю. Прошу Вас! Спасите моих детей».

Затем ее голос пресекся, рука бессильно упала на пол, и она скончалась. Изумруд забрала обоих детей умершей соседки, и свой скудный блокадный паёк делила на троих. Вспыхнувшее женское материнское чувство, очевидно, помогло подавить бессилие и всю свою волю направить на спасение детишек. Каким-то образом на работе узнали, что Изумруд взяла на свое попечение двоих детей, и ей выделили паек и на них. В начале 1943 года Изумруд вместе с эвакуированными детьми по «Дороге жизни» отправила и своих подопечных на «Большую землю». А через два месяца и сама Изумруд, предельно истощенная и обессилившая, отбыла в Кострому.

Но, не поправив здоровье, она вернулась в Москву. Снова добилась направления в блокадный Ленинград, хотя в Наркоме здравоохранения ей каждый раз отказывали и предлагали довольно высокие посты в столице.       3 июня 1943 года Изумруд добровольно вступила в ряды Советской Армии. Ее назначили начальником хирургического полевого госпиталя 21-ой армии, в составе которой после прорыва блокады она прошла до Праги, спасая жизни раненым офицерам и солдатам. Под артобстрелом и бомбежками Изумруд делала сложнейшие хирургические операции, борясь за жизнь каждого воина.

Новости раздела