"

В Махачкале прошло августовское совещание работников образования республики

Фото: Сабур Ибрагимов
5200
9 минут
Во вторник, 20 августа, в Махачкале прошло августовское совещание работников образования республики. Участие в нем приняли врио Президента РД Рамазан Абдулатипов, депутаты Народного Собрания, члены кабинета министров, ответственные работники министерства образования и науки Российской Федерации, главы муниципальных образований, руководители различных учреждений и ведомств.

Обращаясь к педагогам, врио Главы Дагестана отметил, что быть учителем – очень высокое призвание, потому что если мы чего-то достигли в этой жизни, то благодаря нашим учителям.

«Сегодняшнему педагогическому совету я и руководство республики придаем огромное значение, потому что Дагестан переживает очень трудные времена. В истории Дагестана немало было таких времен, и наш народ героически выходил из разных ситуаций, особенно в борьбе с внешними врагами. Тяжелее, когда Дагестану мешают внутренние враги. Это не только те враги, которые находятся в «лесах», но и те, кто годами сидел в кабинетах, работал на себя, набивал карманы, обманывал и грабил свой народ. Хотя и среди них, несмотря на тяжести времени, всегда остаются чистоплотные люди, люди, которые думают о своей республике, о стране, и таких немало.

Идя в Дагестан, я не представлял, что многие сферы дагестанского общества настолько запущены. И когда я эти слова говорю, то бывшие руководители и чиновники разного уровня думают, что я их критикую. Их критиковать бесполезно. Они отработали свое время, сделали, что могли. Я не хочу заниматься войной с теми, кто ушел. Я вообще не хочу заниматься войной. Я хочу вместе со своими соратниками заняться обустройством Дагестана. Потому что наша республика обладает огромным потенциалом человеческим, историческим, духовным, экономическим и т.д.

Но, несмотря на это, по всем основным показателям социально-экономического развития мы занимаем последние места в РФ. И это наш богатейший Дагестан, где живут креативные, пассионарные люди, которые всегда готовы к преобразованиям. Огромная энергия дагестанского народа осталась неиспользованной в данных исторических условиях. И главная наша проблема – это то, что народ был на одной стороне, а власть – на другой. И посредниками между ними выступали разного рода проходимцы. И в итоге дагестанцы–созидатели оказывались в заложниках, и все эти годы эти процессы не проходили мимо школы, они прошли через классы, учительские, коридоры. И не в меньшей степени, чем любой начальник, вину и благодарность, в зависимости от вклада, должны нести и учителя тоже.

Мы хотим упорядочить дела в Дагестане, и без помощи учителя этого не сделать. В ближайшее время я подпишу указ о преодолении невежества и экстремизма. Кто поможет преодолевать это невежество? Учитель, конечно же.

Мы разработали 10 основных направлений развития Республики Дагестан. Если мы сделаем все, что запланировали, то увеличим богатство республики в 3 раза к 2018 году, построим новые заводы и восстановим старые и т.д. И у меня вопрос к нашим учителям: есть ли для реализации этих планов достаточный образовательный уровень в Дагестане? Есть люди, которые могут это все реализовать по уровню своей подготовленности? На 87% могу с уверенностью сказать, что таких людей нет. Потому что, как правило, мы выпускаем безграмотных людей, формально реализуем федеральные государственные образовательные стандарты. Это я говорю, как бывший ректор университета. У меня 60% поступающих было из Москвы и области. И эти люди не были готовы к учебе в вузах.

Приезжаю в село, жалуются, что ДГПУ выпускает неподготовленные кадры. В университете говорят, что из школы выпускают плохо подготовленных выпускников? Как выйти из этого замкнутого круга? Только наводя порядок в вузовской системе, в школьной системе.

Сегодня среднюю зарплату педагогов подняли до 15 тысяч. А качество образования улучшилось? Нет, как работали, так и работаем. Правильно говорят, что надо обязательно платить хорошую зарплату не менее 30-40 тысяч рублей. Но эти деньги надо платить только тем учителям, которые работают качественно.

Хочу заверить всех, что мы придем к более качественному образованию. Одним из президентских приоритетов в республике является проект «Просвещенный Дагестан», согласно которому дети должны знать свои национальные языки, обычаи и традиции, хорошо владеть русским языком, владеть английским или арабским. Мы должны готовить конкурентоспособных людей, потому что в нынешних условиях все решается конкуренцией.

Только в Дагестане принят Закон об ответственности родителей за обучение и воспитание своих детей. Министерство образования и управления образования на местах должны прикладывать максимум усилий, чтобы привлекать родителей к воспитанию и обучению их детей. Моя мама, человек с трехклассным образованием, всегда говорила, что должностей можно не занимать, но понимать, что и почему происходит и отвечать на вопросы своих детей ты должен быть подготовлен.

Все условия для образовательной деятельности в республике созданы. На совещании у Дмитрия Медведева в Пятигорске вчера я поблагодарил премьера за то, что больше всего средств на строительство детских садов выделили Дагестану. В этом году мы построим более 20 новых детских садов. Но у нас еще 50 тысяч детей, которые не имеют возможности посещать детский сад. И условия для того, чтобы они могли их посещать, мы будем создавать до 2016-2017 годов», – сказал врио Президента Дагестана.

В своем докладе министр образования и науки республики Артур Далгатов рассказал об основных направлениях развития образования в Дагестане. В частности, было отмечено, что большое внимание уделено созданию необходимых условий для реализации основных образовательных программ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приобретены учебно-наглядные пособия – подготовлены  учебные кабинеты, новое оборудование, закуплены и бесплатно розданы полные комплекты учебников для первоклассников и второклассников. Кроме того, школы получили компьютеры, спортивное оборудование, столовое оборудование и медкабинеты. На организацию повышения квалификации учителей для работы по ФГОС израсходовано более 60 млн рублей.

«Важнейший инструмент модернизации образования – построение региональной системы оценки качества образования. Нами разработан научно-методический инструментарий, создана организационная структура в составе ДИПКПК, призванная обеспечивать решение данной задачи. С 2012 года проводится электронный мониторинг реализации ФГОС. Итоги внешней оценки проанализированы, сделаны выводы, внесены предложения, которые реализуются в ходе совершенствования работы по внедрению ФГОС», – сообщил министр.

Он также отметил, что вместе с тем, несмотря на серьезные финансовые вложения, учебно-материальная база большинства школ не соответствует высоким требованиям ФГОС НОО. «Слаба обеспеченность учителей электронными, информационно-методическими ресурсами для организации образовательного процесса. Вследствие отсутствия финансовых средств в учебные планы дагестанских школ включены лишь пять оплачиваемых часов внеурочной деятельности вместо двадцати часов, рекомендованных ФГОС НОО, что отрицательно влияет на результативность образовательного процесса.

Не отработаны критерии системы оценивания учебных достижений учащихся, позволяющие анализировать динамику роста и развития ребенка. Недостаточен профессиональный уровень многих педагогов. Над ликвидацией недостатков предстоит системная и целенаправленная работа всех педагогических коллективов республики.

Впервые Закон «Об образовании в РФ» вывел на самостоятельный уровень общего образования дошкольное образование. В Республике Дагестан функционируют 693 учреждения на 58 тыс. 76 мест, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 54 тыс. 462. В соответствии с Указом Президента РФ к 2016 году необходимо обеспечить 100%-ную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В рамках проекта по модернизации региональных систем дошкольного образования заключено Соглашение между министерством образования и науки Российской Федерации и правительством Дагестана о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету республики.

Правительством Дагестана в рамках Республиканской инвестиционной программы утвержден перечень 22 объектов на 3 тыс. 620 мест, планируемых к строительству в 2013 году. Общее количество мест, вводимых в 2013 году, составляет 6 тыс. 461 место (12,5% от потребности). Кроме того, в 2013 году, в рамках частно-государственного партнерства, к 1 сентября будет введен детский сад на 160 мест, отвечающий всем современным требованиям. На эти цели из республиканского бюджета выделены средства в размере 20 миллионов рублей.

Ликвидацию очередности в дошкольные образовательные учреждения необходимо осуществлять не только за счет строительства новых зданий, но и за счет возврата зданий дошкольных образовательных учреждений, используемых не по назначению. Министерством образования и науки РД по всем муниципальным образованиям проведен анализ использования зданий бывших детских садов. Всего по республике в настоящее время используется не по назначению 41 здание, в которых ранее располагались дошкольные учреждения. Из них, по информации муниципальных образований, 17 зданий предлагается к возврату, за счет которых возможно создать порядка 1,5 тыс. дополнительных мест.

С прошлого года проводится определенная работа в данном направлении. Так, в 2012 году возвращено здание в Кизилюрте, и в нем в настоящее время обустраивается дошкольное образовательное учреждение на 320 мест. Всего за счет реконструкции и расширения существующих детских садов по республике создано 2 тыс. 806 дополнительных мест.

В 2012-2013 учебном году одним из основных механизмов повышения доступности качественного общего образования был комплексный план модернизации системы общего образования в Республике Дагестан, направленный на создание современных условий организации образовательного процесса, обеспечение высокого качества обучения.

На цели модернизации общего образования в 2013 году в бюджет республики из федерального бюджета поступили средства в общем объеме 1 млрд 952 млн 70 тыс. рублей. Софинансирование из средств бюджета республики составило 102,74 тыс. рублей.

Особую актуальность в 2012-2013 учебном году приобрела задача формирования единого информационного пространства образовательной системы республики и переход на предоставление государственных услуг в электронном виде. Осуществлено масштабное оснащение общеобразовательных учреждений компьютерной техникой, интерактивным оборудованием, создаются локальные информационно-коммуникационные сети. Поэтапно и планово внедряются в образовательный процесс интернет-ресурсы и на их основе – дистанционные образовательные технологии. На данные цели в прошлом  учебном году направлено более 900 млн рублей из средств федерального, республиканского бюджетов и бюджетов муниципальных образований. Это позволило перевыполнить плановые значения таких индикативных показателей, как количество учащихся средних общеобразовательных учреждений в среднем на один компьютер (достигнуто – 13, план – 15).

По поручению врио Президента Республики Дагестан Р. Абдулатипова, в соответствии с планом мероприятий по реализации проекта «Просвещенный Дагестан», в июле 2013 года группа специалистов минобрнауки РД и руководителей пилотных школ побывала в Казани с целью изучения опыта создания электронной системы образования «Школа будущего» и дальнейшего внедрения этого опыта в практику системы образования Дагестана. Достигнута договоренность с минобрнауки Татарстана об оказании помощи в обеспечении образовательных учреждений Дагестана программным продуктом «электронное образование», позволяющим внедрить системы дистанцией образования, электронного журнала, электронного дневника, мониторинга качества обучения учащихся, профессионального уровня педагогов и многое другое.

К реализации этих планов Рамазан Абдулатипов подключил силы и возможности Стратегического совета при Президенте Республики Дагестан. Нет сомнений, с их помощью удастся достичь быстрых позитивных изменений в системе образования республики», – отметил министр образования Дагестана.

В своем докладе он также озвучил результаты Единого государственного экзамена в Дагестане, вопросы этнокультурного образования, рассказал о создании предметных школ в республике и многом другом.

В ходе конференции были награждены лучшие учителя республики.

Новости раздела