"

В ДГУ состоялся Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности

Фото:
1543
4 минуты

МАХАЧКАЛА, 13 ноября – РИА «Дагестан». Ректор ДГУ Муртазали Рабаданов, проректор по учебной части Магомед Гасанов и декан филологического факультета Шабан Мазанаев приняли участие по видеосвязи в торжественном открытии III съезда Общества русской словесности на базе Московского государственного университета имени Ломоносова, сообщили информагентству в пресс-службе вуза.

Началось мероприятие с демонстрации видеороликов, посвященных юбилеям Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова.

Затем к съезду подключился епископ Русской православной церкви Патриарх Кирилл, который затронул тему современного состояния русского языка.

Также с приветственными словами выступили заместитель председателя Общества русской словесности, ректор МГУ Виктор Садовничий, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Владимир Толстой и другие.

12 ноября Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности состоялся в стенах Даггосуниверситета.

Педагогов со всего Северо-Кавказского федерального округа собрала вместе секция «Преподавание русского языка и литературы в поликультурной среде» Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности. Мероприятие прошло в рамках III съезда Общества русской словесности (г. Москва).

Открыл заседание секции ректор ДГУ Муртазали Рабаданов. Он поприветствовал участников съезда и отметил, что в языковой ситуации Республики Дагестан особое место занимает язык межнационального общения – русский язык.

«Изучению русского языка и литературы, дагестанских языков и литератур в геополитически важном регионе страны, сложном этнокультурном и этноязыковом плане регионе мы придаем особое значение. Нами накоплен определенный положительный опыт преподавания русского языка и литературы не только на филологических специальностях университета, но и в целом в вузе по всем направлениям подготовки специалистов. Русский язык изучается на всех факультетах и специальностях университета, начиная с 70-х годов ХХ века. А решением Ученого совета ДГУ с 2013-2014 учебного года в целях повышения общекультурных компетенций студентов на всех направлениях бакалавриата были включены в учебные планы факультативы по русской и дагестанской литературам», – подчеркнул Муртазали Рабаданов.

На пленарном заседании секции с докладами выступили преподаватели и учителя Дагестана, Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Ставрополя.

О состоянии современных школьных учебников по русскому языку, о возникающих с ними проблемах и решениях в условиях полилингвального обучения рассказал профессор, заведующий кафедрой русского языка филологического факультета ДГУ Джалил Самедов.

Он отметил недочеты и нарушения. Так, например, в некоторых изданиях отмечается, что окончание – это значимая часть слова, которая образует формы слова (при этом не отмечено, что окончание – это изменяемая часть слова). В другом случае авторы учебника по русскому языку выделяют у глаголов условное наклонение, что недопустимо, так как такого наклонения в языке попросту нет.

Роль предмета «родной язык» в формировании языковой личности выпускника школы полилингвального региона раскрыла учитель русского языка и литературы гимназии №25 г. Ставрополь Ольга Кириченко.

То, как формируется положительное отношения к чтению через историю русско-ингушских взаимоотношений показала на примере произведения «Слово о полку Игореве» профессор Ингушского государственного университета Мадина Мальсагова.

Учитель высшей категории лицея №14 г. Каспийск  Наида Шихкебирова представила доклад «Языковая игра как средство повышения познавательного интереса к русскому языку в поликультурной среде обучения».

«Языковая игра как вид речемыслительной деятельности развивает навык правильного соотнесения речи с действительностью, помогает в процессе освоения информации отличать истинное понимание от механического запоминания текста, развивает лингвистическое мышление учащихся, учит их умению моделировать грамматические формы и конструкции, видеть отступление от норм литературного языка. Введение языковых игр в практику обучения языку исключит принцип декларированного готового знания, будет ориентировать учащегося на практическое владение речью, на искусство владения речью. Кроме того, языковая игра выполняет и так называемую функцию психологического характера, так как реализует человеческую склонность к. самоутверждению, способна вызвать познавательный интерес, который является показателем общего развития школьников. Развивая воображение, она влияет на формирование представлений (зрительных, слуховых, языковых), играет важную роль в развитии памяти и внимания», – считает педагог.

Проблему взаимосвязанного развития русской и чеченской речи учащихся в условиях билингвизма рассмотрела профессор Чеченского государственного педагогического университета Хава Навразова.

Директор гимназии №5 г.Грозный Радима Салтукиева посвятила свое выступление такой теме, как «Трудности перевода» или образное мышление на уроках русской литературы в билингвальной школе». Исследователь считает, что для лучшего понимая любого предмета можно использовать образное восприятие.

Продолжилась работа секции выступлениями дагестанских педагогов.

На следующий день в рамках работы съезда состоялся показ мастер-классов. Заслуженный учитель РД, педагог республиканского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Ирина Билалова представила урок «Вертикальный контекст в поэме Расула Гамзатова «Суд идет». Доцента кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета ДГУ Саидат Яхияева раскрыла на занятии «Лингвостилистический анализ рассказа М. Зощенко «Монтер» как прием познания механизма комического в дагестанской школьной аудитории».

Работа съезда проходила в смешанном формате на площадках российских и зарубежных вузов и объединит специалистов со всего мира. В рамках съезда также состоялось расширенное совместное заседание ФУМО ВО «Языкознание и литературоведение» и «Образование и педагогические науки».

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела