Суббота 21 октября 2017 г.

Республиканское
Информационное
Агентство

Центр для детей с тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутического спектра планируют открыть в Дагестане

29 марта 2015 15:11 Опубликовано в:  Общество  - Образование Источник :  РИА «Дагестан»
Автор:  Камилла Рагимханова
размер шрифта-+
Печать

Развитию инклюзивного образования как одной из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в России в последние годы уделяется большое внимание. Специалисты отмечают, что детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. О состоянии инклюзивного образования в Дагестане на сегодняшний день и о планах министерства образования и науки республики корреспонденту РИА «Дагестан» рассказал первый заместитель главы ведомства Ширали Алиев.

- Ширали Курбанович, расскажите о результатах работы специального образования в республике

- Хочу отметить, что одним из основных направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является организация в школе инклюзивного образования, которое строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. Основными же результатами работы специального образования в республике явились реализация проекта «Интеграция отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в условия массового обучения», функционирование инклюзивных классов (1-4 классы) для детей с диагнозом ДЦП при гимназии №4 в Махачкале, в которых обучается 28 детей, функционирование Республиканского центра дистанционного обучения детей- инвалидов», где обучаются 572 детей-инвалидов.

В Республиканском центре социально-трудовой адаптации и профориентации работает также дошкольная образовательная организация «Улыбка», где дети с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в здоровый коллектив сверстников. В 12 группах детского сада воспитываются 246 детей, из которых 79 дети-инвалиды. На базе этого же центра открыт новый спортивный комплекса для проведения массовых спортивных мероприятий детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Дагестан.

- Расскажите подробнее о работе Республиканского центра дистанционного обучения детей-инвалидов

- Центр был создан Постановлением Правительства Республики Дагестан в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы. Он был организован для обучения детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения, нуждаются в обучении на дому с использованием информационно-коммуникативных технологий. Функционирует данное учреждение с сентября 2010 года. Сегодня здесь обучается более 570 детей-инвалидов.

Обучение в центре ведется по индивидуальным образовательным программам и планам, разработанным в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, в соответствии с запросами семьи и медицинскими показаниями. Обучение в Центре образования осуществляется преимущественно индивидуально или в группах до трех человек.

Рабочее место каждого ребенка состоит из портативного компьютера, лазерного принтера, сканера, цифрового микроскопа, фотоаппарата, графического планшета. Комплекты оборудования передаются участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование. Программное обеспечение адаптировано с учетом заболевания ребенка.

- В каких образовательных учреждениях обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья?

- Модель интегрированного обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата успешно функционирует в гимназии №4 Махачкалы, где в соответствии с учебно-воспитательным планом проводятся совместные мероприятия с участием родителей, учащихся общеобразовательных и коррекционных классов.

Результаты проведенного анкетирования родителей гимназии свидетельствуют о том, что совместное обучение воспитывает в детях толерантное отношение к особенностям другого человека, готовность к межкультурной коммуникации.

В республике имеются специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие – 2 учреждения), для слепых и слабовидящих (2 учреждения), для умственно отсталых детей (6 учреждений). Учреждений для детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития в республике нет.

- Планируется ли министерством открытие подобного учреждения?

- Да, сейчас министерство образования и науки Республики Дагестан рассматривает возможность открытия Центра для детей с тяжелыми нарушениями речи, с расстройствами аутистического спектра, с глубоким нарушением слуха после кохлеарной имплантации. Пока ничего больше сказать не могу, вопрос находится на стадии рассмотрения.

- Готовятся ли в республике специалисты для работы с детьми с ОВЗ?

- Безусловно. В рамках создания условий для максимально эффективного развития ребенка-инвалида, социальной реабилитации для осознанного выбора профессии, привлечения детей с ограниченными возможностями здоровья к просветительской деятельности проводятся курсы повышения квалификации для учителей, работающих с этой категорией детей; подготовлены тьюторы на базе Дагестанского государственного педагогического университета.

Региональный межвузовский Центр «Перспектива» совместно с Московским городским психолого-педагогическим университетом проводит курсы по инклюзивному обучению по 2 модулям: для руководителей образовательных организаций и для учителей. Обучение проходит в два этапа: дистанционное обучение проводит МГПУ и очное обучение – ДГПУ.

В прошлом учебном году было подготовлено 45 педагогов из государственных образовательных организаций. В этом учебном году начата подготовительная работа по охвату обучением 100 педагогов из школ Махачкалы.

- Какие еще мероприятия проводятся министерством для детей с ОВЗ?

- В 2014 году в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы и государственной программы Республики Дагестан «Доступная среда» на 2013-2015 годы министерством образования и науки РД проделана работа по заключению Соглашения с Правительством РД. В рамках данного Соглашения из федерального бюджета в республику поступило 25 млн 560,5 тыс. рублей, в республиканском бюджете предусмотрено 10 млн 954,5 тыс. рублей.

Кроме того, в рамках вышеуказанных госпрограмм в октябре 2014 года заключены соглашения со всеми городскими округами Республики Дагестан. Проводятся мероприятия по созданию в муниципальных учреждениях общего образования универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. Это установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения внутри зданий для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-каталках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху. Данные мероприятия планируется реализовать на условиях софинансирования с муниципальными органами, что позволит привлечь дополнительно из муниципальных бюджетов 3 млн 314,49 тыс. рублей.

Для социокультурной реабилитации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования реализуются интегрированные программы, направленные на совместную творческую деятельность детей с различными возможностями.

Совместно с министерством культуры республики проводятся смотры художественной самодеятельности, где наряду с детьми, не имеющими ограничений по здоровью, демонстрируют свои таланты дети-инвалиды. Ежегодно проходят республиканская спартакиада для детей с ОВЗ, различные спортивные соревнования с участием детей-инвалидов.

Вместе с тем, для дальнейшего развития интегрированного обучения, более активного привлечения детей с ограниченными возможностями здоровья к просветительской деятельности разработаны методические рекомендации для школьных психологов, социальных педагогов по работе с детьми с ОВЗ, обучающимися в общеобразовательных классах, а также примерные программы индивидуальных образовательных маршрутов.



Всего просмотров: 3660

Другие новости:

21.10.2017 17:16:00 Марина Гасанова: «Родной язык должен осознаваться как способ приобщения к культурному наследию своего народа»
21.10.2017 14:31:01 ДГМУ отпраздновал 85-летие
21.10.2017 12:33:00 Глава департамента Минздрава России Татьяна Семенова приняла участие в заседании НОМК «Северо-Кавказский» в ДГМУ
20.10.2017 19:01:49 Сотрудники ДГТУ завоевали четыре золотых и одну серебряную медаль на ХIII Международном Салоне изобретений и новых технологий
20.10.2017 17:05:00 Тотальный диктант на национальных языках стартовал в Дагестане
20.10.2017 16:20:00 Урок финансовой грамотности провели для школьников Махачкалы
19.10.2017 18:00:57 Роль русских ученых в развитии аграрной науки в Дагестане обсудили на конференции в ДагГАУ
19.10.2017 16:50:36 Международный молодежный юридический конгресс «Противодействие коррупции как условие развития российского общества» стартовал в Махачкале
18.10.2017 17:26:26 Директор махачкалинской школы представила Дагестан на Международном педагогическом форуме в Сочи
18.10.2017 15:18:37 В Махачкале отобрали финалистов конкурса чтецов к 85-летию Фазу Алиевой
18.10.2017 13:13:57 Мастер-класс по генерации идей пройдет в бизнес-инкубаторе «ПЕРИ Инновации»
18.10.2017 13:02:45 Дагестанка стала призером Всероссийского фестиваля студенческого спорта
17.10.2017 18:16:19 Чемпионат по киберспорту провели в Дагестанском государственном техническом университете
17.10.2017 18:05:33 Преподаватели ДГТУ стали лауреатами международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере–2017»
17.10.2017 17:05:41 В Махачкале открыли музей истории Дагестанского государственного медицинского университета
17.10.2017 15:35:23 Мастер-класс по дополненной и виртуальной реальности прошел в детском технопарке «Кванториум»
17.10.2017 14:48:35 Детский технопарк «Кванториум» открыли в Дагестане
17.10.2017 10:55:24 Тотальный диктант на 14 языках напишут в Дагестане
16.10.2017 15:57:32 Старшеклассникам Дагестана рассказали, как стать предпринимателями
16.10.2017 15:46:50 Дагестан готовится к открытию детского технопарка «Кванториум»
16.10.2017 14:35:49 ДГТУ продолжает прием заявок на конкурс «УМНИК-2017»
14.10.2017 13:03:48 Команда ДГМУ заняла II место на Всероссийской олимпиаде по оказанию первой медицинской помощи в Казани
14.10.2017 09:00:47 Школьников и студентов Дагестана с ОВЗ приглашают на Всероссийскую конференцию по вопросам профориентации обучающихся с инвалидностью
13.10.2017 17:25:00 Благотворительный фонд «Пери» проведет воркшоп на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи
13.10.2017 15:43:32 Встреча со студентами-дагестанцами состоялась в Санкт-Петербурге
13.10.2017 09:58:31 Слеты учителей-предметников пройдут в Дагестане
12.10.2017 18:53:00 Совещание директоров школ и учреждений дополнительного образования прошло в Махачкале
12.10.2017 18:35:07 Более 600 дагестанцев написали Всероссийский экономический диктант
12.10.2017 16:19:40 Судан намерен привлечь дагестанских спортсменов к подготовке национальной команды борцов-вольников
12.10.2017 14:57:47 Вопросы развития центра «Сириус-Альтаир» обсудили в ДГТУ

РИА видео

Экологический вестник 16

Фоторепортаж

Конные скачки в Хунзахском районе в честь муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдулаева

Конные скачки в Хунзахском районе в честь муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдулаева