"

Рамазан Абдулатипов: «Организация образовательной деятельности в Дагестане делает позитивные шаги»

Фото:
1977
8 минут
Организация образовательной деятельности в Дагестане делает позитивные шаги, отметил сегодня на традиционном августовском совещании работников образования республики Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.

В работе совещания, которое состоялось в большом зале Дома дружбы, приняли участие депутат Государственной Думы Гаджимет Сафаралиев, председатель Народного Собрания Дагестана Хизри Шихсаидов, первый зампред Правительства республики Анатолий Карибов, министр образования и науки Дагестана Шахабас Шахов.

Открывая совещание, руководитель региона отметил значение профессии учителя в жизни общества и государства. «Учитель играет исторически огромную роль в жизни дагестанского общества. Муаллим – это восточное название учителя, которое содержало в себе большой духовный, нравственный потенциал. Главным законом развития общества, культуры и человека является закон преемственности. И в этом смысле учителю поручена реализация главного закона развития человеческого общества. Каким будет Дагестан через 10-15 лет, во многом зависит от того, как сегодня будет работать школа», – подчеркнул Абдулатипов.

Как отметил Глава республики, школьное образование в Дагестане должно быть качественным и нацелено на выпуск конкурентоспособных учеников: «Величайшее преступление перед детьми – это обманывать их, поставив оценки за взятки. Это преступление учителя также перед всем обществом и будущим своего народа. К сожалению, многие учителя так поступали. Что мы получали в результате? К примеру, я не могу найти грамотного человека на работу, не могу поставить неквалифицированного человека на должность министров, руководителей муниципальных образований. Какие бы у меня не были идеи преобразования Дагестана, я не смогу реализовать их без квалифицированных, грамотных конкурентоспособных людей. В этом наша общая вина, в том числе вина учительства, родителей. Самое страшное – это безразличие к своим ученикам. Разве мы хотим такое будущее для своих детей? Разве мы хотим детей, не способных помогать своим родителям, неконкурентоспособных? Ситуацию надо менять, поскольку и руководство страны ориентирует нас на то, чтобы наши дети получили хорошее качественное образование».

По словам Рамазана Абдулатипова, образовательным учреждениям республики необходимо иметь проекты управления результатом. «В Республике Дагестан мы внедрили проектное управление. Фактически, мы – единственный субъект, где на всех уровнях полностью реализовано проектное управление. Что это такое? Это когда мы знаем, что делать, кто будет делать, как надо делать, когда мы посчитали наши ресурсы. После этого мы можем наметить этапы развития и конечный результат. Проекты управления результатом нужно иметь в том числе школам», – сказал он.

Как считает Глава Дагестана, за последние несколько лет в системе образования республики удалось добиться заметных позитивных изменений: «Нынешний министр Шахабас Курамагомедович за три года провел героическую работу по наведению элементарного порядка в системе образования. Он фактически восстановил среднее специальное образование, когда практически все было уничтожено. Были только единицы образовательных учреждений, где можно было учиться. Сегодня можно говорить, что в этом направлении наведен порядок. Улучшилась в целом ситуация в системе школьного образования. Уровень сдачи ЕГЭ и порядок его проведения можно отнести к большим достижениям министра образования республики. Еще несколько лет назад мы значились как самый «грязный» регион по проведению ЕГЭ. Но нам удалось кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону и теперь нас считают одним из самых успешных субъектов в этом плане. К тому же мы – единственный регион, где проведен ЕГЭ среди учителей. Для чего он проводился? Уровень подготовки учителей является определяющим фактором подготовки учеников».

Абдулатипов также поручил Минобрнауки и Минкультуры совместно создать во всех крупных общеобразовательных учреждениях центры традиционной культуры народов России и краеведческие музеи. «Считаю обязательным создать во всех крупных школах центры традиционной культуры народов России. Рядом с ними должны располагаться краеведческие музеи. Что такое культура? Это не только песни и танцы. Это опыт социального бытия людей, уклад и образ жизни. Поэтому в школах на основе центров культуры надо уделить фундаментальное внимание культурному образованию, внедрять элементы культуры по максимуму в образовательную деятельность», – подчеркнул он.

Глава республики также заверил, что будет проводиться работа по повышению заработной платы учителям. «Мы будем заниматься наряду с федеральным Правительством вопросом повышения заработной платы нашим учителям. Хотя в условиях кризиса об этом говорить, конечно же, тяжело, тем не менее, мы будем работать в этом направлении, поскольку в этом заинтересован и Глава нашего государства», – пояснил Абдулатипов.

Подытоживая свое выступление, руководитель республики отметил, что необходимо продолжать работу по улучшению качества системы образования Дагестана. «Мое сегодняшнее, может быть, где-то весьма эмоциональное выступление объясняется озабоченностью состоянием образования, всех его направлений: дошкольного, школьного, вузовского. При всем критическом выступлении организация образовательной деятельности в Дагестане делает позитивные шаги. В целом в направлениях образования республики, в школах, техникумах наблюдается позитивная динамика. Я хочу поблагодарить всех добросовестных учителей, которые всей душой болеют за школу, своих учеников, а значит, болеют и за дела своего Отечества. Спасибо всем за хорошую работу. Но нам предстоит качественно новый этап, в котором мы должны подготовить образованных, культурных и конкурентоспособных граждан», – заключил Абдулатипов.

Далее с докладом по основным показателям, которых добилось министерство образования и науки Дагестана, начиная с 2013 года, выступил глава ведомства Шахабас Шахов. Говоря о дошкольном образовании, министр отметил, что это один из самых сложных участков системы образования Дагестана.

«С 2013 года нами введено 79 новых детских садов и свыше 28 тыс. дополнительных мест. Мы очень благодарны Минобрнауки России за поддержку республиканской программы модернизации дошкольного образования. Но очень важно, что из общего количества дополнительных мест 21 тысяча мест введена силами республиканского и муниципального бюджетов, за счет использования альтернативных форм охвата детей дошкольным образованием, в том числе за счет расширения имеющихся площадей, привлечения негосударственного сектора и развития групп кратковременного пребывания», – пояснил он.

Переходя к общему образованию, Шахов начал с того, что с текущего года федеральным министерством запущена программа строительства школ, куратором которой является руководитель дирекции «Школа-2025» Минобрнауки России Ирина Кузнецова.

«Напомню, что по указанной программе в текущем году республике из федерального бюджета выделены средства в размере 851,1 млн рублей на строительство в Каспийске современной школы на 1 тыс. 224 места, которая будет сдана с полным оснащением всем необходимым учебным, наглядным и другим оборудованием. Именно такие подходы необходимы при создании любого социального объекта, потому что до сих пор мы имели факты практического отсутствия оснащения в полном объеме необходимым оборудованием вновь вводимых объектов образования», – отметил руководитель ведомства.

По словам министра, за три года в республике оптимизировано более 60 школ как за счет присоединения начальных малокомплектных школ к средним и основным школам, так и за счет закрытия школ в тех населенных пунктах, где обучались 1-2 ученика. Количество аварийных школ уменьшилось на 34. С 2013 года введено 18 корпусов общеобразовательных организаций на 6 тыс. 761 ученическое место.

Шахабас Шахов вкратце остановился на теме качества образования, где основным показателем выступали результаты государственной итоговой аттестации: «Как вы помните, в 2014 году у нас резко снизились показатели ЕГЭ по известным всем нам причинам – обеспечения объективности проведения экзамена. И сегодня приятно отметить, что по результатам этого года на 8 баллов вырос средний показатель по русскому языку и на 12,5 балла – по математике. Снизилось количество выпускников, оставшихся без аттестата, с 4 тыс. 835 в 2015 году (25%) до 2 тыс. 507 выпускников в 2016 году (16,1%). Следует отметить, что процент выпускников, не получивших аттестат, станет еще меньше за счет дополнительного периода сдачи ЕГЭ в сентябре. Еще одним свидетельством улучшения качества образования является то, что в этом учебном году увеличилось количество выпускников, закончивших обучение с медалями “За особые успехи в учении”».

Одна из масштабных реформ, по словам министра, за последние три года прошла в системе профессионального образования. «Год назад мы подводили итоги проведенной реорганизации и улучшения материально-технического состояния организаций профессионального образования. Тогда мы ставили перед собой задачи улучшения содержательной части профессионального образования и ориентации его на потребности экономики республики. Так, Правительством Дагестана утвержден список 50 наиболее востребованных, новых и перспективных профессий на республиканском рынке, требующих профессионального образования.

В своей работе министерство проводит государственную политику не только по подведомственным учреждениям, но и в целом по всем учреждениям СПО, независимо от ведомственной принадлежности. В республике 64 самостоятельные профессиональные образовательные организации и 11 колледжей имеются при вузах и их филиалах. В этих организациях всего реализуется 151 программа подготовки.

В отчетном году профессиональными образовательными организациями подготовлено и выпущено 9 тыс. 43 специалиста, из них 6 тыс. 619 – по очной форме. Наибольшее количество выпускников – в сферах здравоохранения, промышленности, экономики и образования. Из числа выпускников трудоустроено 43%. Несмотря на функционирование центров содействия трудоустройству и базового центра, нетрудоустроенными остались более 31% выпускников», – пояснил докладчик.

В завершение выступления Шахабас Шахов поблагодарил Рамазана Абдулатипова за активное участие в развитии системы образования республики. Обращаясь к присутствующим в зале коллегам, он отметил, что очень важно не потерять то, чего удалось добиться за последние несколько лет.

«Нам важно не снижать темпов развития, заданных нам руководством страны, республики и нами самими в первую очередь. Образованию Дагестана предстоит решать еще много проблем. На фоне улучшения материальной составляющей очень важно, вместе с тем и трудно, совершенствовать содержательную часть, то есть улучшить качество образования. Ни одна реформа в стране и республике не будет иметь результата, если ее не пропустить через головы учителей. Уважаемые учителя, я желаю вам успехов и терпения в выполнении нелегкой, но такой важной работы по обучению наших детей», – заключил министр.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела