"

Глава Дагестана принял участие в августовской конференции педагогов республики

Фото:
4463
12 минут
«Эффективно работающему учителю сегодня платят мало, но учителю-бездельнику – много», – заявил Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов 21 августа в ходе августовской конференции педагогических работников республики.

Открывая работу августовской конференции, Рамазан Абдулатипов выразил огромную признательность учителям и директорам школ, которые «сохранились в Дагестане, и, несмотря на коммерциализацию, невежество и равнодушие родителей, органов власти продолжают свою работу». Но вместе с тем он также отметил, что есть педагоги, которые не заслужили такого отношения. «Огромные деньги выделялись на повышение заработной платы учителям, врачам и т.д., но не было спроса за повышение качества работы. Эффективно работающему учителю сегодня платят мало, но учителю-бездельнику – много», – отметил руководитель республики.

«Государство все эти годы уделяло огромное внимание повышению зарплаты учителям, врачам. В прошлом году только благодаря майским указам Президента России удалось повысить заработную плату более чем на 25% в среднем учителям и врачам в Республике Дагестан. Это один из лучших показателей в стране. После избрания на пост Главы государства Владимира Путина увеличилось финансирование культуры в семь раз, за 10 лет работы в условиях кризиса ему удалось в десять раз увеличить национальное богатство страны. Сегодня мы должны повысить качество своей работы и сплотиться вокруг национального лидера. Под его руководством мы смогли мобилизоваться и не только победить на Олимпийских играх, но и провести мероприятие на высочайшем уровне. Мы должны стать единым дагестанским народом, как часть российского многонационального народа», – сказал Р. Абдулатипов.

Говоря о социально-экономическом развитии республики, Глава Дагестана отметил, что за последние полтора года удалось выйти на первые места в Российской Федерации: «По итогам 2013 года Дагестан занял первое место по темпам экономического развития, по рейтингу промышленного развития республика заняла 1-ое место, по темпам сбора налогов – 4, по уровню модернизации здравоохранения – 6, по общей оценке эффективности органов власти поднялись с 56-го на 34-ое место, а по некоторым данным – на 19-20-е места. Впервые после развала СССР мы вошли в перечень высокоэффективных субъектов России. Проделана большая и тяжелая работа. В республике тысячи людей с дипломами о высшем образовании, но, несмотря на это, нет высококвалифицированных специалистов. Некоторые главы муниципальных образований возглавляют район более 30 лет, но при этом не проводят созидательной работы, а из года в год разваливают район. Некоторые из них просят выдвинуть на должность главы своих родственников. Необходимо прекратить практику, когда должности и учреждения передавались по наследству», – заявил Абдулатипов.

Он также отметил, что в республике 1 тыс. 534 школ, 80% – в горных районах. «В Дагестане есть много малокомплектных школ, где обучается около 7-10 детей. Разве можно в такой школе дать современное образование? Я считаю, что в них можно оставить начальное образование, а для продолжения обучения создать в райцентрах учебные центры, школы-интернаты для обучения детей на современном уровне», – отметил Абдулатипов.

«Культурное пространство России, – сказал руководитель республики, – сегодня перегружено чуждыми смыслами и культурами. Фактически трудно определить в ребенке культурную идентичность своей республике, стране, потому что дети сегодня почти не читают, а только смотрят, получая готовые уклады жизни и поведения. Дети копируют других. Здесь влияние учителей важно, но важнее среда. Поэтому наша с вами задача – изменить среду.

Главное противоречие в современной эпохе – это противоречие между культурой и невежеством. И самое страшное, когда невежество подается в форме культуры. Нужно возрождать нашу музыку, творчество, одежду, культуру поведения. Нельзя терять самобытность. Поэтому в школах нужно уделять большое внимание изучению традиционной культуры. Владимир Путин уделяет этому вопросу большое внимание.

Республика Дагестан – это первый субъект Российской Федерации, где созданы центры современной культуры. В районных центрах их создано уже 30. Необходимо открывать такие центры не только в райцентрах, но и в селах, а затем и обогащать их содержанием. Нужно открывать детям просторы светского, культурного, просветительского, научного пространства».

«Сегодня наступило время, когда авторитетами в обществе должны быть врачи, учителя, ученые. Очень многое зависит от того, какие книги мы читаем. Очень важно наше отношение к поэзии. В ближайшем будущем в республике планируем открыть академию культуры и искусств. Уже сегодня дано поручение во всех школах районов и городов ввести творческие классы, чтобы выявить талантливых детей. Нам нужно защищать свою традиционную культуру, чтобы не было место чужой. Один из главных вопросов школьного образования – это формирование целостного мировоззрения через традиционную культуру. Самая главная задача школы – это подготовка качественного гражданина во всех смыслах и с точки зрения профессионализма и политического сознания», – заявил Глава Дагестана.

«Мы справились с поставленными Рособрнадзором задачами. Благодаря проведенной совместной работе нам удалось выйти на качественно новый уровень. Самая главная способность в результате образования или воспитания – это способность к самосовершенствованию и самоорганизации. Без этого качества образовательной деятельности не будет. Около наших детей должен быть наставник. Не отдавайте их невежеству. У вас, у учителей, – величайшая миссия, одна из основополагающих для нашего государства, от вас зависит настоящее и будущее нашей республики, нашей страны», – выразил уверенность Рамазан Абдулатипов.

Министр образования и науки республики Шахабас Шахов в своем докладе провел анализ состояния и перспектив развития системы образования республики. «Сегодня в Дагестане идет процесс выстраивания образовательной системы, ориентированной на реализацию основных положений Федерального закона «Об образовании в РФ». На ведущих позициях здесь три участника: учащиеся, стремящиеся к овладению компетенциями, способствующими успеху в жизни; учитель, транслирующий знания, умения и навыки; администратор, осуществляющий общее руководство, финансово-экономическое и материально-техническое сопровождение образовательной деятельности.

В настоящее время сеть образовательных организаций республики состоит из 2 тыс. 768 учреждений, в которых обучается и воспитывается порядка 770 тыс. человек. Общий объем расходов республиканского бюджета на систему образования в 2013 году составил порядка 35 млрд рублей, еще 4,5 млрд рублей привлечены за счет участия в федеральных государственных программах.

Глава Республики Дагестан Р. Абдулатипов подчеркнул, что уровень образования необходимо рассматривать как отправную точку социально-экономического прогресса, фундамент успешного развития республики, который должен соответствовать масштабам задач, стоящих перед Дагестаном. Одним из главных показателей эффективности системы образования является качество предоставляемых услуг, которое зависит от инициативной и слаженной работы всех уровней органов управления образования, сообщества педагогов и воспитателей. Создание единого образовательного пространства, о котором мы не раз говорили, – это работа не только министерства образования и науки РД, а в большей степени муниципальных органов власти.

Министерством проводится рейтинг среди муниципальных органов по основным показателям их деятельности в сфере образования. На 1 июля лучшие показатели в рейтинге у городов Кизляра, Избербаша, Кизилюрта, Каспийска и Буйнакска, при этом слабые показатели в Цунтинском, Кулинском, Агульском, Тляратинском районах и на Бежтинском участке», – отметил министр.

Также глава ведомства напомнил, что за 2013-2014 годы в республике введены в эксплуатацию 34 объекта образования на 7 тыс. 465 мест. «Такие высокие темпы строительства объектов образования в нашей республике отмечены впервые. В ближайший год планируется ввод еще 22 объектов на 4 тыс. 149 мест. Также продолжается строительство 35 учебных корпусов общеобразовательных организаций на 14 тыс. 494 ученических места», – сообщил Шахов.

Говоря о работе министерства в рамках приоритетных проектов развития Республики Дагестан, глава ведомства отметил, что в республике созданы два ресурсных и два многофункциональных центра; определены филологические направления, включающие в себя три блока по популяризации языков и повышению профессионального уровня педагогов-филологов: «Языки народов Дагестана», «Русскоязычный Дагестан» и «Англоязычный Дагестан»; планируется создание Дагестанского гуманитарного университета, который должен стать одним из важных инструментов оптимизации межэтнических, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений; реализуется проект «Школа будущего».

Шахов отметил, что в реализацию приоритетных проектов в недостаточной степени вовлечены некоторые муниципальные образования. Это Бежтинский участок, Цунтинский, Чародинский, Шамильский, Табасаранский, Тляратинский, Рутульский, Кулинский, Дахадаевский, Хивский, Агульский, Ахтынский, Новолакский, Магарамкентский районы.

Министр рассказал и об организационно-методической работе, которая проводится в республике по подготовке к введению федеральных государственных образовательных стандартов. В частности, было отмечено, что Дагестанским институтом повышения квалификации педагогических кадров с 1 сентября 2013 года организованы курсы повышения квалификации по вопросам внедрения ФГОС дошкольного образования, в которых прошли подготовку 839 педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.

Также министр затронул тему обеспечения учебниками учащихся школ республики. «Как и в прошлые годы, республика берет на себя обязательства по обеспечению учебниками учащихся 1-3 классов, а в этом году и учащихся 4-х классов, то есть тех детей, которые перешли на обучение по ФГОС. В соответствии с Федеральным законом об образовании и рекомендациями Минобрнауки России обеспечение учащихся учебниками относится к полномочиям муниципальных образований».

«Необходимо отметить, – продолжил Шахов, – что в сравнении с прошлым годом мы уже не можем рассчитывать на средства из федерального бюджета на модернизацию школ. В связи с этим необходимо делать ставку на Республиканскую госпрограмму «Развитие образования в Республике Дагестан», которая принята на период до 2015 года. Это один из важных инструментов привлечения средств из федерального бюджета. Мы хотим до конца года существенно пересмотреть программу развития образования с учетом тех обязательств, которые берет на себя республика перед Минобрнауки России в рамках реализации “дорожной карты”».

Также отмечено, что в 2013 году участниками приоритетного проекта «Школа будущего» стали 473 школы, в которые были закуплены комплекты современного учебно-лабораторного оборудования и мультимедийных учебных пособий на сумму 390 млн рублей. Для обучения работе на этом оборудовании была проведена серия семинаров для педагогических работников, на которых с привлечением специалистов из других субъектов Российской Федерации прошли повышение квалификации свыше 1 тыс. учителей-предметников. Кроме того, заключен контракт с ООО «Сумма-Телеком» для обеспечения доступом к сети Интернет 1 тыс. 258 образовательных учреждений.

«Несмотря на принимаемые меры, актуальной остается проблема с подготовкой педагогических работников. Администрациями муниципальных районов и городских округов не уделяется должное внимание повышению квалификации педагогических работников  для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, вследствие чего в некоторых общеобразовательных учреждениях педагогические работники не имеют навыков работы с новым оборудованием и учебно-методическими комплектами нового поколения. Вследствие этого оборудование простаивает и не используется в образовательном процессе, а зачастую и вовсе находится не распакованным на складах», – отметил Шахов.

По словам министра, наряду с введением ФГОС, обновлением учебно-лабораторного оборудования, внедрением информационно-коммуникационных технологий, актуальной для республики остается проблема функционирования малокомплектных школ. В Дагестане 86% общеобразовательных организаций расположены в сельской местности, из которых около 300 школ являются малокомплектными, с численностью детей в каждой из них менее 30 человек. Наибольшее количество малокомплектных школ в Чародинском, Цунтинском, Тляратинском, Цумадинском, Шамильском и Хунзахском районах.

«Основными причинами неэффективного функционирования малокомплектных школ республики, на наш взгляд, являются: ветхость или аварийный характер зданий; экономическая невыгодность ремонта; замкнутость социума и дефицит общения; значительно низкий уровень жизни и образования населения; отсутствие нагрузки для обеспечения полной ставки заработной платы; отсутствие параллельных классов.

Следует отметить, что нередко численность педагогов в этих образовательных учреждениях равняется контингенту учащихся, часто один учитель занимается с 2-3 учениками. В районах, где низкий показатель численности учащихся на одного учителя, мы имеем предельно высокий размер расходов на одного учащегося в год. К примеру, в Цунтинском и Агульском районах расходы на одного учащегося составляют более 100 тыс. рублей, а в Махачкале – 29 тыс. рублей. При этом качество предоставляемых услуг в школах Махачкалы гораздо выше.

С целью оптимизации сети малокомплектных образовательных учреждений реорганизовано 29 начальных малокомплектных школ путем присоединения к более крупным, что позволило сократить число руководящих работников, обеспечить единство требований и образовательного пространства. Одним из путей решения проблемы малокомплектных школ нам видится создание в районных центрах школ-интернатов, своего рода образовательных центров с соответствующей учебно-методической и материально-технической базами», – отметил Шахов.

Говоря о проведении Единого государственного экзамена, министр отметил, что впервые за многие годы можно констатировать факт проведения ЕГЭ без особых нарушений, что признается на всех уровнях.

«С целью профилактики «ЕГЭ-туризма» в течение года министерством совместно с заинтересованными органами была проведена работа по выявлению выпускников, прибывших в республику из других субъектов РФ. Приняты меры по недопущению без законных оснований обучающихся к итоговой аттестации в форме экстерната. Так, было выявлено 113 таких случаев (Хасавюртовский, Кизилюртовский, Цунтинский, Гергебильский и Карабудахкентский районы). В отношении виновных лиц приняты меры административного и дисциплинарного взыскания: увольнение и строгие выговоры – по степени вины, а учащиеся возвращены в 10-е классы для продолжения обучения.

Вместе с тем результаты ЕГЭ показали, что многие наши коллеги оказались неспособными обеспечить проведение объективного экзамена. Больше всего нарушений было зафиксировано в городах Дербенте, Дагестанские Огни и Каспийске, а также в Сулейман-Стальском, Цунтинском, Буйнакском и Кизилюртовском районах. На более чем 180 руководителей и организаторов пунктов проведения экзаменов возбуждены дела об административном правонарушении, материалы направлены в мировые суды районов и городов. На наш взгляд, процедура проведения и результаты ЕГЭ нуждаются в детальном анализе, в том числе с позиций эффективности организации, чтобы впредь избежать ошибок и промахов, которые были допущены в этом году», – отметил министр.

В своем докладе министр коснулся также вопросов дошкольного и дополнительного образования детей, организации летнего отдыха и многого другого. В заключение Шахов от себя лично и от всей педагогической общественности республики поблагодарил Главу Республики Дагестан Р. Абдулатипова за активное участие в развитии системы образования республики. «Благодаря Вашему неравнодушному отношению и волевому решению удалось сдвинуть с «мертвой точки» многие негативные процессы в образовании республики, задать импульс движению вперед, обновлению всей системы в целом, а значит, и достижению наших главных целей – воспитанию настоящих граждан нашей великой страны, патриотов Дагестана и России, людей, способных совершать великие дела во благо нашей Родины», – заключил министр.

В ходе конференции выступили также директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи министерства образования и науки Российской Федерации Александр Страдзе, академик Шамиль Алиев, начальник управления образования Буйнакска Наида Устарханова, директор Республиканского аграрно-экономического колледжа Абдурагим Бексултанов и другие.

Завершая конференцию, Рамазан Абдулатипов обратил внимание педработников на факты, когда родители не пускают детей в школы. «Такого допускать нельзя», – заявил Глава Дагестана. Также он отметил, что в республике ведется работа по устройству детей-сирот в семьи. «Мы готовы оказывать дополнительную финансовую помощь дагестанцам, взявшим в семью детей умерших родственников», – сказал Абдулатипов.

«Республика начала путь позитивного развития, и если мы сегодня не поддержим школы и вузы, мы не сможем идти дальше по пути устойчивого развития», – заключил Глава Дагестана.

Завершилась конференция награждением лучших учителей республики.

Новости раздела