"

Проблемы и перспективы дошкольного образования в условиях введения ФГОС обсудили на конференции в Махачкале

Фото:
3004
3 минуты
Проблемы и перспективы дошкольного образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта обсудили на республиканской конференции работников дошкольного образования в Махачкале, в здании Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров.

Организатором конференции выступило министерство образования и науки республики совместно с издательством «Русское слово». Участие в ее работе приняли представители Минобрнауки Дагестана, издательства «Русское слово», специалисты муниципальных органов управления образования, представители системы дошкольного образования.

Открывая работу конференции, первый заместитель министра образования и науки Дагестана Ширали Алиев поздравил коллег с началом нового учебного года и напомнил, что в соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование становится частью общего образовательного процесса. В связи с этим нам предстоит проделать очень большую работу по подготовке системы дошкольного образования республики к реализации ФГОС, которое запланировано на 2016 год.

«Сейчас идет реализация пилотных проектов в некоторых регионах страны и в целом федеральные стандарты успешно реализуются. Вместе с тем, перед нами стоят большие задачи по выработке нормативных актов, которые будут способствовать успешной реализации и внедрению ФГОС ДО в систему образования Дагестана. Проблем существует много, но вместе с тем та задача, которая поставлена перед нами Президентом России Владимиром Путиным в «майских указах» по охвату всех детей дошкольного возраста образованием к 2016 году (то есть к этому времени каждый ребенок должен получить возможность обучатся по ФГОС ДО) – еще стоит перед нами. И от  работы, которую мы проведем по подготовке к реализации данного федерального государственного образовательного стандарта, будет зависеть успех дальнейшей работы системы дошкольного образования республики.

Мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей от 3 до 7 лет в Дагестане не хватает, порядка 40% детей этого возраста охвачены дошкольным образованием. Но задача одна – до 1 января 2016 года должна быть достигнута 100%-ная обеспеченность местами. При этом необходимо вырабатывать различные методики охвата детей, в том числе и создавать дополнительные группы кратковременного пребывания (или как их раньше называли: подклассы в общеобразовательных учреждениях), развивать частно-государственное партнерство в создании дошкольных образовательных учреждений и т.д.», – отметил первый замминистра.

О специфике образовательного процесса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования участникам конференции рассказал заместитель директора Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Иван Кириллов. Он, в частности, отметил, что задачи, стоящие перед дошкольным образованием сегодня, – поистине глобальные. «Срок 1 января 2016 года – это, с одной стороны, срок, когда дошкольное образование должно перейти на ФГОС, а с другой стороны – должны быть обеспечены условия для доступности дошкольного образования основной массе детей дошкольного возраста Российской Федерации. То есть у нас осталось 1,5 учебных года для того, чтобы решить задачи, которые в нашей стране никогда не решались», – отметил выступающий.

В своем докладе он коснулся основных принципов дошкольного образования по ФГОС. Это полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащенное детское развитие; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным участником в выборе содержания и становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательного процесса; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьей и т.д.

Он также рассказал о требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, психолого-педагогических особенностях образовательного процесса.

«Таким образом, ядром образовательного процесса является поддержка инициативы и самостоятельности детей путем содействия и сотрудничества со взрослыми и детьми (с участием родителей), построенного на основе индивидуализации и направленного на освоение социокультурного опыта, формирование познавательных интересов и познавательной деятельности», – заключил Кириллов.

О примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика» – как научно-методической основы современного образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях – участникам конференции в режиме видеоконференции рассказала начальник отдела дошкольного образования Департамента образования и науки Тюменской области Наталья Гребенкина.

В ходе конференции прозвучали также доклады о проектировании основной образовательной программы дошкольного образования: механизмах, содержании и особенностях, пространственно-деятельностной среде как средстве общения и совместной деятельности взрослых и детей и т.д.

Новости раздела