"

Инклюзивный детсад в Махачкале посещает около 100 детей с отклонениями в развитии

Фото:
6120
3 минуты
Инклюзивный детский сад в Махачкале посещает около 100 детей с отклонениями в развитии, сообщила РИА «Дагестан» заместитель директора Центра социально-трудовой адаптации и профориентации по дошкольному образованию Зайнаб Наибова.

«Детский сад с инклюзивным обучением «Улыбка», который входит в Центр, функционирует с 1995 года. Тогда он работал в ветхом здании по улице Фонвизина. Когда в стенах стали появляться сквозные трещины, в августе мы из того здания съехали и переехали в это здание, еще незавершенное. Теперь учреждение уже полностью оснащено, укомплектовано. Детский сад рассчитан на 140 мест, но на сегодняшний день детей много – по списку более 250 детей, 97 – с ограниченными возможностями. Между детьми отношения складываются очень хорошо, на первый взгляд даже не определишь больного ребенка», – говорит Зайнаб Наибова.

В детский сад принимают не только здоровых ребятишек, но и детей с задержкой в развитии. Педагоги уверены, специальные занятия, общение со сверстниками помогут им быстро наверстать упущенное. Для этого в садике созданы все условия.

У воспитанников детсада такие патологии, как нарушение зрения, ДЦП, синдром Дауна, задержка психоречевого развития – все дети, имеющие инвалидность. В учреждение не берут детей с судорогами, эпилепсией, так как не могут оказать скорую медицинскую помощь. Но такие дети имеют возможность приходить вместе с родителями на занятия.

«Мы стараемся оказать помощь детям, которых к нам приводят. Это дети с аутизмом, алалией (отсутствие речи), синдромом Дауна и другими заболеваниями. Поскольку дети к нам поступают в основном в возрасте 4 лет, интеллект у них тоже страдает. Ведь к трем годам словарный запас ребенка должен составлять 300 слов, а у некоторых детей нет даже трех. Мы решили, что если дети будут находиться среди своих здоровых сверстников, они будут видеть, как развиваются эти дети, и подтягиваться под них. А здоровые дети помогают больным. Благодаря этому воспитывается также толерантность к людям с особенностями в развитии. Они уже знают, какие бывают люди, и будут терпимее относиться к подобным людям в жизни», – рассказала она.

Говоря о действенности подобного метода воспитания в лечении детей с задержкой развития, Наибова отметила, что есть дети, которые к 7 годам вытягиваются, выравниваются, и многие идут в общеобразовательные школы. Большинство до сих пор шло в обычные школы. Выравнивать удается процентов 10-20, не больше, подчеркнула она.

Кроме того, было отмечено, что часто, к сожалению, диагноз ребенку ставится поздно, или его приводят в сад поздно. В 6 лет уже ни о каком выравнивании речи идти не может. Педагог уверена, что для ранней диагностики подобных заболеваний республике необходим Центр. «Сейчас мы берем детей с трех лет. Я считаю, что и это поздно. В два года тоже видно, есть ли у ребенка заболевание. В предыдущие годы к нам приходило порядка 20 человек с нарушениями в развитии. В этом году пришли 45. Мы стараемся не отказывать. Всего в сад ходят 97 детей с отклонениями в развитии, и еще стоят в очереди. Таких детей сейчас очень много. Мы можем охватить только тех, кто живет в городе, а про сельскую местность уже не говорим», – заключила она.

В ходе недавней поездки в Центр министр образования и науки республики Шахабас Шахов предложил в каждом детском саду создавать группы инклюзивного вида. Зайнаб Наибова отметила, что в такой группе только одна треть детей должна быть с отклонениями в развитии, остальные две трети – здоровые дети. И тогда можно будет наладить необходимый процесс развития. Она также отметила, что это очень хорошая идея, но для этого нужны специалисты. Дагестанский государственный педагогический университет готовит логопедов, дефектологов, а здесь нужны и сурдопедагог, и тифлопедагог, и люди, хорошо разбирающиеся в невропатологии. Одним из выходов из такой ситуации был предложен целевой набор от министерства образования и науки республики именно по необходимым специальностям в ДГПУ.

По мнению заместителя министра образования и науки республики Дагира Исамутдинова, если будет принято решение открывать группы инклюзивного образования в детских садах, необходима переподготовка имеющихся на сегодняшний день специалистов.

Новости раздела