"

Формирование духовно-нравственного имиджа учащихся в частной школе с использованием потенциала Ислама

Фото:
2432
16 минут
В частной школе «Земфира» инициатором, учредителем и руководителем которой   является автор этой публикации, стараются в полной   мере дать   своим   ученикам светское образование, а в воспитании школьников используются лучшие традиции и ценности Ислама.  И это делается   с целью  воспитания    гармоничной, всесторонне развитой личности, для  того, чтобы  уберечь   неокрепшие умы и сердца    наших детей от пагубного влияния  на них в дальнейшем различных  вредных идеологий, прикрывающихся исламскими лозунгами.

Опыт работы коллектива  частной   школы «Земфира», который даже для  Республики Дагестан,  в которой  исламскому образованию в медресе и специальных  школах  уделяется большое внимание,    является уникальным. Чем же отличается школа с одной стороны   от медресе  и исламских школ  и с другой - от обычной светской школы? Хотя бы тем, что сама избранная   концепция   сочетания  светского и  религиозного воспитания   определяет необычный статус и режим  школы.  Частная  школа «Земфира» – это не медресе, не исламская школа,   и в то же время  это не  традиционная  светская  школа.

Частная  (негосударственная)  школа « Зефира»  имеет государственную лицензию на образовательную  деятельность.  Ученики занимаются  по программам общеобразовательной средней школы, принятым  в Российской Федерации. То есть они получают весь объем  положенных знаний  по всем   предметам,  как и их  сверстники   из  любой  другой российской школы. В учебном процессе  используются  передовые   образовательные  технологии - классы оснащены  компьютерами, видеопроекторами  и другой необходимой техникой.  В школе  дети изучают  родные языки  и два иностранных (английский и арабский)  уже с первого класса.  Небольшое число учеников в классах  дает возможность  индивидуально  планировать учебную программу в зависимости от способностей и возможностей  каждого  ребенка.  

Дети имеют сбалансированный режим дня за счет чередования учебной нагрузки, физической культуры, спорта и активного отдыха. При школе для этого созданы   все условия.   Дети  с помощью  педагогов выполняют  домашние задания, отдыхают  и занимаются  в   различных кружках. В   здании имеется большой плавательный бассейн, музыкальный класс, помещения для шахматного, художественного, хореографического   и других кружков.

При  приеме в  школу   не учитывается национальность, внешний вид, одежда (мусульманская  или светская)  и даже конфессиональная   принадлежность. Если   у нас захотят  учиться дети -  христиане или иудеи, им будет предоставлена такая же возможность.  У нас вместе  учатся  и сидят   за одной партой   дети из религиозных семей, одетые в мусульманскую одежду, которую мы не запрещаем,  и  дети, которые  о нормах  Ислама  и самой вере  впервые узнают в  школе.  Мы никого не принуждаем  одеваться,  как подобает  мусульманам, считаем, что этот выбор для себя дети   должны сделать сами.   К примеру,  в нашей школе учатся  49 мальчиков и  71  девочка.  Все  они  мусульмане, а по национальности - аварцы,   даргинцы, кумыки, лезгины, табасаранцы, русские, лакцы и др.  Но лишь небольшая часть  школьниц носит полностью закрытую одежду, не соответствующую  национальным традициям местных народов.  Половина  учащихся носит одежду с учётом национальных традиций.  А более   трети школьниц  одеваются  как обычно, без учёта исламских и национальных традиций. Среди мальчиков только двое  носят головные уборы (шапочки-тюбетейки) остальные ходят обыкновенно, с непокрытой головой.

Наши наблюдения показывают, что внешний вид, одежда детей вовсе не говорит о внутреннем мире, сущности, содержания мировоззрения, нравственности и морали детей, поведения их в повседневной жизни. Для воспитания нравственных качеств, принятых в обществе,  необходимо осуществление постоянного процесса приобщения детей к духовно-нравственным нормам поведения.  В этом плане мы работаем и с родителями   своих учеников, внушая им, что ношение хиджаба для школьниц, особенно для малолеток, шариатских обоснований под собой не имеет, ибо мусульманское одеяние носят совершеннолетние девушки и замужние женщины, советуем верующим родителям   не быть столь фанатичными в этом вопросе. И в то же время   в  школе  покрытая голова девочки (хиджаб) не является  вызывающей деталью одежды. Вызывающим является,  может быть,  хождение  школьниц на занятия в джинсах и т.д.  

Небольшой,  по времени, опыт работы    школы, показывает, что сочетать  светское образование и исламские культурные традиции совершенно  нетрудно. Хотя порой с  некоторыми невежественными  родителями, не знающими исламские нормы в полной мере,   приходится  много работать  в этом плане.  Например, убеждать их, что быть мусульманином  - это не означает  замкнуться на молитве и выполнении   главных  столпов Ислама, не развиваясь  далее.  Быть мусульманином – это означает  быть знающей,   полезной обществу и  окружающим   людям личностью.  

Целью педагогов школы, как  и нормой Ислама,  является  полноценное и всестороннее  развитие  личности,  ее способностей, талантов  и дарований, приобщение детей к здоровому образу жизни. Приходится убеждать некоторых родителей, что  в Исламе  не запрещен  тот  или иной вид спорта, более того,  занятия  спортом и физкультурой  приветствуется.  Что кроме молитв, к которым они приобщают детей,  существует еще и исламское искусство, духовная литература  и т.д. с которыми дети также должны быть ознакомлены.  Что дети должны расти толерантными, должны дружить с иноверцами и мирно сосуществовать с атеистами, понимая, что нет принуждения в вере. Они  должны знать  культуру, а значит и религию  представителей других  конфессий  и т.д.  

В  школе   отмечаются  как светские,   так и основные  религиозные  праздники. Мы  торжественно отмечаем и День знаний, и День учителя, и Международный женский день и  День победы  и День конституции  и многие другие  знаменательные даты, которые  никак не противоречат  исламским и общечеловеческим нормам.  Дети знают  в этой связи благородные хадисы Пророка  о том,  что  «стремление к знаниям   есть   обязанность каждого   мусульманина», «рай находится под ногами матерей», а  «любовь к родине есть часть нашей веры» и т.д.   Знают  о том, какие существуют адабы (этические правила) по отношению к учителю, о том,  что  в Исламе,  как и в Конституции четко определены  права  каждого человека в его  внутрисемейных   и   внешних  отношениях.  

У нас нет запрета   на новогодние  ёлки, как в некоторых  исламских учебных заведениях. Радуясь и празднуя в светлый   и любимый     новый год,  дети    не думают  и не должны  думать  об истории, истоках этого дня. Они  не  отмечают его как языческую или православную традицию, они просто  дети,  и мы  не  лишаем  их  очередной радости и любимого праздника.  Также  не  игнорируем мы  и празднование  Международного   женского дня, не вникая  в историю и истоки праздника,  мы используем любую возможность возвеличить  женщину и мать, у которой в Исламе  особое   высокое место и особая миссия.

В духовно – нравственном воспитании   мы используем   потенциал  и ценности Ислама, в     полезности которых    не сомневаются сейчас даже  представители других конфессий.  Наши дети  получают  традиционное духовно-нравственное воспитание, приобщаются  к нормам Ислама, изучают мусульманскую этику, некоторые учатся чтению  Корана, узнают  об истории пророков (мир им), благородных хадисов, исламской культуры и искусства.

Учитывая, что   многие дети нашей школы   осуществляют молитвы в семьях, мы, соответственно, создаем для них все необходимые условия, соблюдается распорядок своевременного выполнения намазов, организовано халяль – питание.  

Составленное расписание уроков и сам распорядок дня школы способствует реализации намеченных учебно-воспитательных  задач. После первого урока - завтрак. Предусмотрен обеденный часовой перерыв, где дети могут пообедать, совершить обеденный намаз, прослушать беседы на духовно-нравственные темы. Прогулки перед обедом и после уроков дают возможность чередовать умственный труд и отдых.

В каждом классе  школы не более 18 человек. Это  предусмотрено нами   для того, чтобы учитель имел возможность индивидуально, с учетом способностей  каждого   работать  с подопечными,  чтобы   на уроке успевал  опросить и поговорить с каждым учеником.  

Правительство России утвердило план мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года курса "Основы религиозных культур и светской этики” в общеобразовательных учреждениях на территории всей страны.
С самых первых уроков нового предмета учителя дагестанских школ столкнулись с некоторыми проблемами   в преподавании этого курса. Они почувствовали   острую  необходимость  и дефицит  дополнительных материалов  для проведения занятий.   Для  эффективного   приобщения детей к религиозным культурам и, в первую очередь к Исламу, а также духовно-нравственного воспитания школьников нужны были  грамотные  и  доступные  для  понимания  детьми школьного возраста  материалы по основам Ислама.

На базе частной школы «Земфира» в Махачкале с сентября 2013 года   начался выпуск полноцветного детско-юношеского духовно-просветительского журнала   « АМИНА», который    стал весьма популярным среди  юных  читателей и их родителей, хотя в свет вышли только четыре номера издания.  Нам приятно  и то, что   к нам   за помощью (возможностью использовать материалы  журнала  «Амина») обратились и издатели   журнала «Исламская  культура», предназначенного  для   российских педагогов.

Автор статьи,  как  учредитель   журнала « Амина»,   очень надеется, что  добрые, светлые,  разумные  зерна исламских ценностей и праведного  исламского  образа жизни,  своевременно посеянные   взрослыми с любовью  в детских  душах,  станут   в  дальнейшем  гарантом духовного   здоровья наших детей и молодёжи,  нежелания   их   свернуть  с правильного пути.  
    
Дети, своевременно   получившие  необходимую информацию об Исламе и  полноценное духовно-нравственное воспитание,   в дальнейшем    приобретают  иммунитет  и  стойкое  отвращение к порокам, а также  экстремистским  течениям  и взглядам. У них   формируются    стойкие идейно-нравственные убеждения и умение  отстаивать их, а также  распространять  ценности  нашей веры.  

«Амина»  - не религиозный, а культурно-просветительский журнал, в котором   реализуются многочисленные  педагогические  цели – воспитательные,  познавательные    и  развивающие. Авторы журнала стараются уйти от политики. Публикации  воспитывают в читателях патриотизм, гордость  за   родину,  свой народ и его  традиции.  

Рубрики издания красноречиво говорят о его содержании: «Первые уроки веры», «Жизнь Пророка – вечный пример», «Любовь к Родине – часть нашей веры», «Дети – против террора», «Мусульманин – значит толерантный», «Этика маленького мусульманина», «Стремление к знаниям – обязанность мусульманина», «Рассказы о милосердии» и т.д.
Есть  в журнале  странички, которые  посвящаются  известным людям республики и страны, внесшим свой значительный вклад  в историю и область своей деятельности.   Авторы  и издатели   знакомят читателей с классиками мировой и отечественной литературы, а также  с поэтами и  прозаиками  родного Дагестана. Журнал   пропагандирует в молодежной среде идеи гармоничного слияния науки и религии, органичного сосуществования разных конфессий в рамках единого светского государства, идеи облагораживающего влияния религии на нравственность молодых людей, на сочетание светского и духовного образа жизни.  Много внимания  в журнале уделяется  и внеклассной  учебной работе, есть рубрики « Учение с увлечением», « Нескучные уроки» и т.д.

Создатели журнала «Амина» уверены, что издание  окажет  неоценимую помощь дагестанским учителям и воспитателям образовательных учреждений в деле приобщения молодёжи к основам исламской культуры и светской этики. И материалы журнала могут быть активно использованы в учебной и внеклассной деятельности не только учителями   Дагестана, но и  педагогами  других регионов, где дети изучают основы Ислама.  По большому счету  в России   нет серьезного     исламского  издания  для детей, которое имеет основной целью  не развлекательную, а   просветительскую  работу,  и « Амина» - одна из первых « ласточек»   в этом направлении.

Сейчас уже никто  не спорит с истиной, что воспитание детей в Исламе, на лучших  ценностях    нашей веры, на примере жизни Пророка -   это  лучший оберег  и спасение для наших детей.   О раннем приобщении детей  к Исламу с целью не потерять  их души   и не дать им возможности  увлечься  экстремистскими   настроениями  говорят  на всех уровнях.  А   известный  хадис гласит:  « Дети – это аманат Аллаха».      И   мы уверены, что  взрослые   – родители, воспитатели, учителя,  меценаты,  все те, кто может   влиять на  детей и  их неокрепшие души,  кто может  разными путями  помогать  им  встать на правильный путь  -   в ответе  за этот аманат,  доверенный  нам Аллахом   на бережное и ответственное   хранение.  

Наша цель как педагогов   школы нового образца, сочетающей в себе светскую и исламскую составляющие   воспитания, в том, чтобы помочь детям сделать правильный   выбор в жизни, подвести их, не принуждая, к правильным выводам.  Это касается формирования позитивного отношения к государству, религии, семье, осознания своего места в жизни, культуре и истории своего народа, манере одеваться и т.д.  Наши дети в результате   работы с ними  должны усвоить истину:  исламские нормы  жизни и морали ничем не отличаются от общечеловеческих заповедей  добра.  Мусульманин честен, добр и справедлив со всеми, надежен в деле и в своей семье. Он с уважением и любовью  относится к родным, коллегам, соседям, всем окружающим его людям. И никогда не сделает того, что запрещено Всевышним. Истинно верующий человек всегда имеет четкий ориентир между добром и злом, дозволенным и запретным. Ибо у истинного мусульманина в соответствии с силой и искренностью его веры будут исполняться все желания и мечты.

Вся учебно-воспитательная деятельность, осуществляемая в частной школе «Земфира» способствует формированию духовно-нравственного имиджа учащихся.

Новости раздела