Среда 22 ноября 2017 г.

Республиканское
Информационное
Агентство

Раюдин Юсуфов: «Каждый второй проект НПА содержит необоснованные требования к предпринимателям и требует доработки»

12 августа 2015 18:00 Опубликовано в:  Экономика Источник :  РИА «Дагестан»
Автор:  Элиза Алиева
размер шрифта-+
Печать
Республика Дагестан в рейтинге регионов по внедрению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и их экспертизы заняла 24-е место по итогам первого полугодия. Учитывая это, наша республика признана регионом недели.

О том, какая работа ведется в Дагестане по внедрению процедуры ОРВ и каких результатов удалось добиться в этом направлении, рассказал в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» заместитель председателя Правительства – министр экономики и территориального развития РД Раюдин Юсуфов.

– Раюдин Айдакадиевич, оценка регулирующего воздействия новых нормативных правовых актов в Дагестане внедрена в 2014 году. За короткий период, согласно рейтингу Минэкономразвития России, наш регион добился значительных успехов в этой работе. Расскажите, пожалуйста, об этих результатах подробнее.

– Минэкономразвития РД является органом исполнительной власти РД, осуществляющим координацию процедур ОРВ на ранней стадии подготовки министерствами и ведомствами РД актов. Данный институт применяется к актам, вводящим требования или условия для бизнеса.

Если говорить о цифрах, то с момента внедрения процедуры ОРВ в Республике Дагестан - с 1 января 2014 года - была проведена процедура оценки регулирующего воздействия 69 проектов НПА, в отношении 21 проектов НПА подготовлены отрицательные заключения об ОРВ.
За 2014 год проведена экспертиза 4 НПА. По результатам проведения экспертизы в трех НПА выявлены положения, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской деятельности, отменен 1 НПА, в остальные вносятся соответствующие изменения.

Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов РД и органов исполнительной власти Республики Дагестан на 2015 год предусмотрено проведение экспертизы 9 НПА. В настоящее время в соответствии с графиком завершена экспертиза 5 НПА. По результатам проведения экспертизы в четырех НПА выявлены положения, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской деятельности.

– Насколько известно, одной из главных целей внедрения процедуры ОРВ является снижение давления на бизнес. Расскажите, пожалуйста, какая работа проводится в этом направлении?

– Да, действительно это одна из основных задач внедрения данной процедуры. В целях получения систематического отклика бизнес-сообщества нами заключены соглашения с ведущими крупными некоммерческими организациями, представляющими и защищающими интересы предпринимателей: Торгово-промышленной палатой РД, Общественной палатой РД, ДРО общественной организации предпринимателей «Опора России», ДРО Российского союза промышленников и предпринимателей, ДРО Ассоциации молодых предпринимателей России и другими, а также и с Уполномоченным по защите прав предпринимателей РД.

С ними осуществляется постоянное взаимодействие, направляются уведомления о разработке нормативных правовых актов.

Однако в этой сфере существуют проблемы, связанные с недостаточной активностью предпринимательского сообщества. В связи с этим не в полной мере обеспечивается обратная связь с теми, на кого распространяется регулирование.

– А с чем это связано?

– Все дело в том, что аргументированных позиций предпринимательского сообщества, граждан в адрес органа-разработчика поступает недостаточно: в среднем не достигает одной единицы на один проект акта.

Мы понимаем, что только сами предприниматели могут оценить все выгоды и издержки от введения нового регулирования. Поэтому мнение предпринимателей для нас крайне важно, так как представляемые в ходе обсуждения предложения в большинстве случаев становятся той основой, на которой выстраивается последующая дискуссия относительно целесообразности введения нового регулирования.

Например, Минэкономразвития РД подготовлено заключение об ОРВ на проект Постановления Правительства Республики Дагестан «Об утверждении Порядка субсидирования части лизинговых платежей субъектов малого и среднего предпринимательства», который разработан Минпромторгинвестом РД.

Проект акта разработан для повышения доступности услуг финансовой аренды (лизинга) для субъектов малого и среднего предпринимательства, минимизации их затрат по приобретению производственного и технологического оборудования, стимулирования развития легальной экономики и инвестиционной деятельности, создания новых рабочих мест.

Вместе с тем, по результатам оценки установлено, что проект акта вводит избыточные обязанности и ограничения для потенциальных получателей субсидий, влечет дополнительные расходы субъектов предпринимательской и иной деятельности и расходы республиканского бюджета Республики Дагестан.

Кроме того, проектом акта предусмотрены нечеткие критерии отбора претендентов на предоставление субсидий (соответствие назначения оборудования приоритетным направлениям развития экономики Республики Дагестан, социальная значимость реализации лизинговой сделки, бюджетная эффективность реализации лизинговой сделки, экономическая эффективность от реализации лизинговой сделки). Также отсутствует порядок проведения конкурса на отбор претендентов, не предусмотрены весовые значения (балльная оценка) по критериям оценки.
Как следствие, при выборе претендентов возможны субъективные подходы и ограничение конкуренции.

Проект акта Минэкономразвития РД направлен на доработку и подлежит повторному проведению процедуры ОРВ с момента формирования и обсуждения сводного отчета и проекта акта.

– На наш взгляд, немаловажную роль в этой работе играют эксперты. Как с ними обстоят дела?

– У нас сохраняется задача по налаживанию контактов с бизнесом, чтобы расширить экспертную сеть. Они (предприниматели) должны понимать, что их слышат, что на основе подготавливаемых ими предложений отменяются НПА или вносятся в них изменения.

Такие контакты обычно приходят с практикой. От их активности и желания участвовать в развитии системы государственного регулирования во многом зависит принимаемое законодательство.

– Скажите, пожалуйста, каков в целом механизм проведения процедур ОРВ? Какова судьба принятых ранее, до внедрения процедуры, нормативных документов?

– Обычно разрабатываемые документы проходят согласование в органах власти и отдельные замечания технико-юридического характера устраняются, но выходит документ, применение которого на практике затруднено. Процедура ОРВ позволяет отследить, что произойдет, если примут такой нормативный правовой акт, оценить воздействие регулирования на деловой климат и инвестиционную привлекательность региона, рассчитать выгоды и издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности, других заинтересованных лиц, к каким эффектам он приведет.

Ключевой задачей в этой схеме является повышение прозрачности процесса разработки нормативных актов путем проведения публичных консультаций. Это достигается за счет широкого и свободного доступа к участию в них любых заинтересованных лиц.

Механизм оценки достаточно прост. Размещается уведомление о проведении публичных консультаций, к которому прикрепляется текст обсуждаемого проекта нормативного правового акта и сводный отчет, подготавливаемый органом-разработчиком, и любой желающий направляет свое мнение, предложение (на бумажном носителе или в электронном виде).
Орган-разработчик обязан рассмотреть все поступившие предложения и учесть их в проекте акта, а в случае отклонения – обосновать свое действие.

При поступлении проекта акта от органа-разработчика в Минэкономразвития РД для подготовки заключения об ОРВ министерство определяет обоснованность отклонения предложений органом-разработчиком.

Изучить проекты нового регулирования, оценить выгоды или издержки все желающие заранее могут на специализированном региональном портале www.dagorv.ru, являющемся удобной информационной системой навигации по региональному законодательству, подготавливаемому чиновниками.

Что касается второй части вопроса, то до внедрения в республике ОРВ судьбу действующих документов редко кто отслеживал, чтобы установить, насколько эффективно они работают.

Поскольку в отношении действующих нормативных правовых актов процедура ОРВ не проводилась, Минэкономразвития РД в отношении них проводит экспертизу. То есть мы проводим ретроспективный анализ документа для выявления в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Если он не достигает заявленных целей – значит, оказался не нужным и замораживает законодательство.

Стоит отметить, что для того, чтобы провести экспертизу документа, достаточно обратиться в Минэкономразвития РД с соответствующими выводами и обоснованиями, указывающими на такой документ и положения, затрудняющие деятельность для бизнеса. На основе таких предложений формируется план проведения экспертизы действующих актов РД.

Результаты экспертизы в обязательном порядке должны быть рассмотрены органом исполнительной власти РД и приняты соответствующие меры в случае отрицательных результатов экспертизы – это внесение изменений в действующий акт или его отмена.

– А в случае отрицательного заключения об ОРВ возможно ли продолжение разработки проекта акта?

– Возможно, но только с обоснованием продолжения разработки и внесения в него соответствующих изменений. Отрицательное заключение не означает автоматическую отмену законопроекта, но направляет автора (органа-разработчика) на поиск альтернативных решений.

– Последнее. Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития ОРВ в республике?

– Во-первых, мы должны перейти на оценку фактического воздействия нормативных правовых актов, которая, по сути, является мониторингом достижения целей регулирования, определения последствий принятия акта, прошедшего процедуру ОРВ. Кроме того, майским указом Президента России предусматривается развитие процедуры ОРВ и на муниципальном уровне.

С 1 января этого года данный институт внедрен в отношении муниципальных нормативных правовых актов, разрабатываемых столицей республики.

Некоторые муниципальные образования (города Кизилюрт и Дербент, Кизилюртовский и Хивский районы) осознали потребность в использовании института ОРВ для повышения качества правового регулирования, что выразилось в пилотном внедрении процедур ОРВ в этих муниципалитетах. Ими уже разработана нормативная правовая база в области ОРВ и в некоторых из них осуществляется практическая деятельность.
А с 1 января 2016 года все муниципальные образования обязаны внедрить ОРВ в нормотворческий процесс. В связи с этим Минэкономразвития РД осуществляется постоянное сопровождение внедрения института ОРВ на муниципальном уровне.

Другое перспективное направление – внедрение данного механизма в отношении актов, подготавливаемых законодательной властью. Сейчас процедуру ОРВ проходят только законы, разрабатываемые органами исполнительной власти РД.



Всего просмотров: 1

Другие новости:

16.11.2017 16:47:37 Проблемы ремесленных организаций Дагестана озвучены на международном конгрессе в Санкт-Петербурге
14.11.2017 16:22:00 Дагестанцев приглашают на общероссийский форум операторов коммунальной инфраструктуры
13.11.2017 12:27:47 Потребительские цены в Дагестане в октябре выросли на 0,4%
06.11.2017 13:21:49 Первая очередь инвестпроекта «Югагрохолдинг» в Дагестане готова к вводу в эксплуатацию
04.11.2017 15:02:59 Очередной годекан бизнес-сообщества Махачкалы прошел в столице
04.11.2017 11:54:00 Улучшение платежной дисциплины потребителей электроэнергии отметили на совещании в ПАО «МРСК Северного Кавказа»
01.11.2017 14:50:13 «Роснефть» подвела итоги интегральных рейтингов обществ Группы за 2016 год
29.10.2017 13:25:54 Предприятие по добыче и переработке природного камня из Махачкалы представлено на строительной выставке в Крыму
24.10.2017 13:42:35 Абоненты компании ООО «Электрон» получат скидку по оплате потребленной электроэнергии
20.10.2017 09:10:58 В Дагестане пройдет цикл семинаров с приглашением экспертов в сфере предпринимательства
18.10.2017 11:07:02 Ремесленные шедевры Дагестана представлены на выставке «Живой источник» в Москве
16.10.2017 18:08:41 В 15-й раз продлен срок процедуры банкротства в отношении ОАО «Авиалинии Дагестан»
15.10.2017 21:54:47 ГАУ РД «МФЦ в РД» готовит административное исковое заявление в отношении Счетной палаты Республики Дагестан
14.10.2017 14:35:30 Около 1,5 миллиона тонн овощей, 400 тысяч тонн картофеля и 200 тысяч тонн плодов убрано аграриями Дагестана
14.10.2017 13:37:15 Руководство Минтуризма осмотрело туристскую инфраструктуру в Чиркейском водохранилище и Сулакском каньоне
14.10.2017 10:22:08 В Дагестане продолжаются работы по севу озимых зерновых культур
14.10.2017 09:12:47 Счетная палата РД выявила значительные нарушения в деятельности ГАУ «МФЦ»
12.10.2017 18:19:35 Новые банкноты 200 и 2000 рублей введут в обращение в Российской Федерации
08.10.2017 14:59:59 Свой профессиональный праздник в Москве отметили представители АПК Дагестана
29.09.2017 12:36:53 Встреча членов бизнес-сообщества Махачкалы прошла в столице Дагестана
23.09.2017 11:29:45 Работников Минфина Дагестана наградили Почетными грамотами Правительства республики
26.08.2017 15:00:43 Кизлярский электроаппаратный завод претендует на получение субсидий Минпрома России
23.08.2017 15:00:55 Счетная палата Республики Дагестан - сэкономлены бюджетные средства
19.08.2017 11:27:00 В Махачкале обсудили финансово-хозяйственную деятельность филиалов Дагтехкадастра
16.08.2017 16:35:07 Как сэкономить семейный бюджет при подготовке ребенка к новому учебному году?
05.08.2017 17:27:20 Продукция Дербентского коньячного комбината завоевала Гран-при и три золота международного конкурса
02.08.2017 17:41:02 Дагестанские коньяки представлены на выставке «Ялта. Золотой грифон 2017» в Крыму
01.08.2017 10:55:33 Президент России подписал закон о внедрении эксперимента по курортному сбору
29.07.2017 16:18:32 Установлена причина массовой гибели мальков рыбы на реке Терек в Бабаюртовском районе
22.07.2017 16:36:06 Около 140 тысяч тонн озимых зерновых культур собрано в Дагестане

РИА видео

Добыча рыбы в Дагестане

Фоторепортаж

Конные скачки в Хунзахском районе в честь муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдулаева

Конные скачки в Хунзахском районе в честь муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдулаева