"

Процесс регистрации ИП и ООО, или какую форму ведения бизнеса выбрать?

Фото:
3786
10 минут

С целью помочь начинающим бизнесменам определиться с выбором ведения предпринимательской деятельности, РИА «Дагестан» подготовило материал, с учетом основных требований, предъявляемым к создаваемым индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица и обществам с ограниченной ответственностью.

Регистрация ИП

Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя необходимо сформировать пакет документов. Так, для регистрации требуется заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; копия российского паспорта; квитанция об уплате государственной пошлины в размере 800 руб.

Отметим, что подпись на заявлении, а также копия паспорта должны быть заверены у нотариуса, за исключением случая, когда при личном обращении заявитель одновременно представляет паспорт.

Государственная регистрация ИП осуществляется в налоговом органе по месту жительства заявителя, указанному в паспорте. Если же отсутствует место регистрации, то госрегистрация предпринимателя может быть осуществлена в налоговом органе по месту пребывания.

Документы заявителю необходимо лично или через посредника передать в налоговую инспекцию или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, у гражданина есть право выслать документы по почте с объявленной ценностью и описью вложения или в электронном виде с электронной подписью.

При получении документов, в зависимости от способа подачи документов, регистрирующий орган выдает заявителю или его представителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты получения на руки, а также через почту или электронную почту, позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения документов. Для повторного получения свидетельства о регистрации ИП, индивидуальному предпринимателю необходимо представить в налоговый орган заявку, составленную в произвольной форме и платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины в размере 160 рублей.

Кроме того, информация о факте представления документов не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.

Процедура регистрации, при соблюдении всех требований к документам составляет не более 5 рабочих дней, по истечению которых заявитель получает: свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя и выписку из Единого государственного реестра ИП.

При изменении паспортных данных, органы Федеральной миграционной службы уведомляют об этом налоговую, т.е. у предпринимателя не возникает обязанности выступать с инициативой внесения изменений в ЕГРИП. В случае, когда необходимо изменить другие сведения, в частности, касающиеся прекращения одного из видов деятельности или начала другой, об этом нужно сообщать в налоговую инспекцию, собрав необходимый пакет документов.

Отметим, что физлицо, зарегистрированное в качестве ИП, обязано уведомлять налоговые органы об открытии или закрытии счетов в банках, лицевых счетов, а также о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств на территории РФ и за ее пределами.

Отметим, что в соответствии с внесенными изменениями в Закон о банкротстве, с 1 июля 2015 года физлицо может быть признано банкротом, при неспособности оплатить образовавшуюся задолженность в размере не менее 500 тыс. рублей в течение трех месяцев с даты предъявления таких требований кредиторами. Напомним, что раньше «физики» могли быть объявлены несостоятельными при наличии задолженности в размере 10 тыс. рублей.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании ИП банкротом и об открытии конкурсного производства, утрачивает силу его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Кроме того, банкрот не может быть зарегистрирован в качестве ИП в течение года с момента признания его несостоятельным.

Для прекращения деятельности предпринимателю необходимо подать в регистрирующий орган соответствующее заявление; квитанцию об уплате госпошлины в размере 160 рублей; документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда.

Регистрация ООО

При подготовке документов для регистрации общества с ограниченной ответственностью учитывают следующие составляющие: наименование, виды деятельности, уставной капитал, юридический адрес.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, наименование ООО не должно содержать в себе названия или производные от названий государств; наименования федеральных органов госвласти и органов местного самоуправления, межправительственных и международных организаций; названия общественных объединений, а также слова, запрещенные по принципам морали.

Стоит отметить, что при выборе названия для ООО необходимо проверить используется ли уже данное наименование в той местности, где юрлицо собирается функционировать. Следует обратить внимание и на то, что некоторые названия организаций запатентованы и не могут использоваться при регистрации других юридических лиц. Проверить на свободность выбранное наименование можно в налоговой службе.

Этот пункт особенно важен в связи с тем, что в дальнейшем, при возникновении необходимости переименования ООО, изменения должны будут вноситься во все документы юридического лица.

В качестве юридического адреса во всех документах ООО указывается местонахождение его исполнительного органа. Отметим, что проверки налоговой службой производятся по юридическому адресу.

Необходимо также перечислить виды деятельности, которыми планирует заниматься ООО. Отметим, что с 2015 года в силу вступил новый Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Законодатель не налагает санкции за то, что форма ОКВЭД в учредительных документах организации не соответствует ее реальному виду экономической деятельности, то есть, при выборе кодов из классификатора, можно прописать также виды деятельности, которыми ООО возможно будет заниматься в дальнейшем. При этом, необходимо обратить внимание и на то, что некоторые виды деятельности подлежать лицензированию.

Минимальный размер уставного капитала, вносимого в момент регистрации ИП, составляет 10 тысяч рублей. Напомним, с 5 мая 2014 года исключена обязанность по оплате половины уставного капитала на момент регистрации ООО. Каждый учредитель вносит свою долю от этой суммы на расчетный счет юрлица самостоятельно в течении 4 месяцев со дня открытия организации. Уставной капитал может также состоять и из имущества, по которому предварительно необходимо провести оценку стоимости. Заметим, что ООО в случае банкротства рискует уставным капиталом.

В перечень необходимых документов при регистрации ООО входит: Решение единственного учредителя о создании либо Протокол собрания учредителей; заявление о регистрации юридического лица; Устав в двух экземплярах; документ, подтверждающий оплату госпошлины в размере 4000 рублей; договор об учреждении ООО (в случае, если учредителей несколько); копии паспортов учредителей.

Документы заявителю необходимо лично или через посредника передать в налоговую инспекцию либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, у учредителей есть право выслать документы по почте с объявленной ценностью и описью вложения или в электронном виде с электронной подписью.

Если документы соответствуют предъявляемым требованиям, то регистрация ООО происходит в течение 5 рабочих дней с момента их получения.

В соответствии с внесенными в мае 2014 года изменениями в налоговое законодательство страны, у ООО отпала обязанность сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счетов в банках, лицевых счетов и т.д. Тем не менее, резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об открытии или закрытии вкладов и об изменении реквизитов счетов вкладов в банках, расположенных за пределами РФ.

При прекращении деятельности ЮЛ, учредителям в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации нужно представить в регистрирующий орган Уведомление о ликвидации юридического лица.

Для прекращения деятельности юрлица необходим следующий пакет документов: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией; ликвидационный баланс, который должен быть утвержден учредителями; квитанция об уплате госпошлины в размере 800 рублей; документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда. Если все документы в порядке, ООО прекратит деятельность на 6 день после их подачи.

Плюсы и минусы

В соответствии с Гражданским кодексом, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, ООО отвечает по своим обязанностям перед кредиторами только в рамках имеющего у юридического лица уставного капитала, не включая имущество самих учредителей. Если же, к примеру, будет доказано, что долги у организации возникли в результате недобросовестной сделки, то ее учредители несут субсидиарную ответственность по ним. В то время как индивидуальный предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом, принадлежащим ему на праве собственности. Это могут быть движимые и недвижимые вещи, деньги, валютные ценности, а также другое имущество. Предприниматель отвечает также своей долей в общей долевой и совместной собственности.

Процесс регистрации ИП достаточно прост по сравнению с регистрацией юрлиц. Будущему предпринимателю необходимо представить в налоговую инспекцию: заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; копию российского паспорта; квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей.

Перечень документов, необходимых для регистрации ООО несколько больше, и включает в себя: решение единственного учредителя о создании либо Протокол собрания учредителей; заявление о регистрации юридического лица; Устав в двух экземплярах; документ, подтверждающий оплату госпошлины в размере 4000 рублей; договор об учреждении ООО (в случае, если учредителей несколько); копии паспортов учредителей.

Индивидуальный предприниматель является единственным собственником бизнеса, в то время как в ООО могут входить до 50 человек.

Существенным отличием ИП от ООО является то, что предприниматель свободно распоряжается своей выручкой. Учредители Общества с ограниченной ответственностью могут распределять дивиденды не чаще, чем раз в квартал, то есть доход от деятельности общества можно получать также раз в квартал после соответствующего заседания учредителей общества.

Еще одной отличительной особенностью является то, что ИП без сотрудников не обязан вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность, хотя обладает таким правом. Предприниматель на упрощенной системе налогообложения должен вести книгу учета доходов и расходов.

Общество с ограниченной ответственностью же обязано осуществлять бухгалтерский учет и сдавать отчетность в органы Налоговой службы, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Что касается видов деятельности, ИП ограничен в их выборе, в то время как перечень видов деятельности ООО не органичен. Максимальная сумма штрафа индивидуального предпринимателя составляет 50 тысяч рублей, а юридического лица 1 млн рублей.

Если у предпринимателя появится инвестор, который захочет включиться в его бизнес, то придется создавать ЮЛ. Для того, чтобы включить инвестора в состав учредителей ООО, достаточно лишь оформить на него часть доли в уставном капитале.

Закон о банкротстве определил, что юридическое лицо может быть объявлено банкротом, если оно не может уплатить обязательные платежи на сумму свыше 300 тысяч рублей в течение трех месяцев с даты, когда такие платежи должны были быть исполнены.

Отметим, что в соответствии с внесенными изменениями в Закон о банкротстве, с 1 июля 2015 года физлицо может быть признано банкротом, при неспособности оплатить образовавшуюся задолженность в размере не менее 500 тысяч рублей в течение трех месяцев с даты предъявления таковых требований кредиторами. Напомним, что раньше «физики» могли быть объявлены несостоятельными при наличии задолженности в размере 10 тысяч рублей.

Краткая статистика

По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, за 2014 год в субъекте зарегистрировано 1696 вновь созданных юридических лиц, что на 246 меньше, чем в 2013 году. Прекратили в прошлом году деятельность 1100 предприятий и организаций, из них в связи с ликвидацией – 263. Напомним, в 2013 году деятельность прекратили 1580 юрлиц, из них по ликвидации – 354. Общее количество ЮЛ в республике увеличилось на 2000 и на 1 января 2015 года составляло 32 222 действующих организаций, из них 21 863 коммерческих.

За истекший год налоговыми органами были зарегистрированы 8349 индивидуальных предпринимателей и глав крестьянско-фермерских хозяйств, прекратили предпринимательскую деятельность 7665 физических лиц. Это является положительным показателем по отношению к росту закрытия ИП в предыдущие годы. Всего на начало текущего года в Дагестане зафиксировано 52 432 ИП и глав КФХ.

Новости раздела