"

Новые рубежи Махачкалинского торгового порта

Фото:
3699
4 минуты
Махачкалинский морской торговый порт – одно из самых старейших предприятий республики. Являясь важным стратегическим связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем, другими странами региона, порт занимается перевозкой и переработкой генеральных, минерально-строительных и наливных грузов.  

Сегодня Махачкалинский порт включает в себя сухогрузную гавань с перегрузочным комплексом мощностью 3 млн тонн грузооборота в год, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,2 млн тонн в год, железнодорожный и автопаромный терминал мощностью 1,3 млн тонн, зерновой терминал мощностью 0,5 млн тонн в год.

На шести причалах сухогрузной гавани общей протяженностью 913 метров одновременно можно обрабатывать шесть судов. Причалы оснащены современным оборудованием для перевалки грузов, складами открытого и крытого хранения, предназначенными для временного хранения грузов, их накопления, комплектации отгрузочных партий и перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой.

Нефтеналивная гавань порта – специализированный перегрузочный комплекс по перевалке светлых и темных нефтепродуктов  мощностью 7,9 млн тонн. А железнодорожная переправа порта,  следует подчеркнуть, – единственная российская переправа на Каспии. Ее производительность – более 20 тыс. вагонов в год.

«Сегодня ММТП переживает свое возрождение. В прошлом году порт  обработал около 500 тысяч тонн  сухих и около 5 млн тонн наливных грузов. Махачкалинский морской торговый порт достиг докризисного уровня перевалки грузов еще в 2011-2012 годах. Такая тенденция сохранялась в 2013 году и в первой половине 2014 года. Наметилось улучшение операционных и финансовых показателей предприятия. По нашим прогнозам, объемы общего грузооборота должны значительно вырасти к концу текущего года», – рассказывает генеральный директор Махачкалинского морского порта Ахмед Гаджиев.

Когда в 2010 году в связи ухудшением финансово-экономических и имущественных показателей произошла смена руководства порта, спасение предприятия от полного развала стало главной задачей новых менеджеров. Махачкалинский морской торговый порт, один из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Дагестана,  был на краю банкротства. Главный вопрос, который беспокоил коллектив, – как выжить? К этому времени от старейшего предприятия республики, по сути, осталось только одно название.

Предприятие имело задолженность по зарплате, по налогам и по выплатам во внебюджетные фонды. Общая задолженность порта вместе с процентами доходила до 2 млрд рублей. Грузооборот Махачкалинского морского торгового порта в 2010 году в сравнении  с рекордным 2008 годом, когда объем перевалки превысил 6 миллионов тонн, сократился вдвое. При этом  доходы от его работы уже не первый год поступали не на счета Махачкалинского порта.

«Нашей команде за три года удалось вывести предприятие из тяжелейшего кризиса и стабилизировать экономическую ситуацию. В два раза выросла среднемесячная зарплата. Удалось сохранить костяк коллектива (здесь трудятся более 800 человек), восстановили связи с партнерами, растут объемы грузоперевозок.  Что немаловажно, удалось погасить долги перед бюджетом и внебюджетными фондами: Российский Пенсионный фонд назвал Махачкалинский морской торговый порт лучшим страхователем 2013 года. И взносы во все фонды стабильно растут», – говорит   генеральный директор ММТП Ахмед Гаджиев.

Одновременно с выводом порта из кризиса  менеджеры порта разрабатывают программу его дальнейшего развития, которая, по  мнению руководства предприятия, имеет стратегическое значение не только для экономики нашего региона. Через этот единственный незамерзающий порт страны сегодня грузопотоки из России, Белоруссии, Украины, Прибалтики проходят в Иран, Среднюю Азию и обратно. Экспортируются, в основном, нефтепродукты,   зерно, строительные материалы (щебень, гравий). Обратно суда возвращаются с картошкой, цитрусовыми, цементом.

Большие надежды коллектив порта возлагает на приватизацию  ММТП. Она способствует прозрачности компании и повышению ее эффективности. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов заявил, что эффективное использование транспортного потенциала Республики Дагестан, расположенного в зоне транспортных коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад», связано с развитием Махачкалинского морского торгового порта. Руководитель республики считает, что современный и эффективный  порт позволит вовлечь транспортный потенциал республики в международную систему транзита и перевозок.

«Развитие инфраструктуры транспортно-логистического комплекса, увеличение объемов перевалки грузов и повышение качества услуг – это главные задачи, которые сегодня решает наш коллектив», – говорит генеральный директор ММТП Ахмед Гаджиев. Для достижения этих целей, по его словам, необходимо провести модернизацию порта, что в конечном итоге должно  повысить пропускную способность причалов и терминалов.  Реализация программы модернизации уже в ближайшие годы поможет увеличить общий грузооборот до 15 миллионов тон в год.

Новости раздела