"

Мурад Хидиров: «Махачкалинский морпорт работает на укрепление позиций транспортного флота на Каспии»

Фото:
2753
11 минут
В 2018 году Махачкалинский морской торговый порт празднует 148-летний юбилей со дня образования. Сегодня предприятие связывает юг России с прикаспийскими государствами и обеспечивает транспортные и грузовые потоки Север – Юг. Более подробно о том, в каком состоянии порт подошел к празднованию этой даты и планах по дальнейшему развитию РИА «Дагестан» рассказал генеральный директор АО «Махачкалинский морской торговый порт» Мурад Хидиров.

– Мурад Хидирович, расскажите немного об истории создания одного из старейших предприятий республики и нынешнем состоянии порта.

– Официально Махачкалинский морской торговый порт существует с 1870 года. В середине октября того года начальник Кавказского военно-инженерного управления генерал-майор Павел Рерберг доложил главнокомандующему Кавказской армии великому князю Михаилу Николаевичу об окончании строительства Петровской гавани и передаче ее в ведение Управления путей сообщения. А уже 19 ноября 1870 года, как рассказывают архивные источники, пушечные выстрелы с крепости на горе Анжи-Арка возвестили об открытии нового российского морского торгового порта на Каспии. Так началась история южных морских ворот России.

Сегодня Махачкалинский морской торговый порт – современное предприятие, связующее транспортную систему Юга России с государствами Каспийского региона. Общая протяженность причальных стенок составляет около 1500 м. Только в нефтеналивном районе порта действуют 5 специализированных причалов, способных обслуживать одновременно 5 танкеров. А годовая мощность порта по перевалке нефти составляет 7,9 млн тонн.

Все причалы генеральных грузов в сухогрузной гавани механизированы, они оснащены необходимой перегрузочной техникой, имеют подъездные и выставочные железнодорожные пути. В порту функционируют также железнодорожный и автомобильный паромные причалы для перегрузки железнодорожных вагонов, автомобилей и контейнеров общей грузоподъемностью до 1,3 млн тонн в год. Кстати, туркменская сторона заявила, что заинтересована в восстановлении паромного сообщения между Махачкалой и Туркменбаши (крупнейший порт Туркменистана). Подчеркнем еще, что Махачкалинский морской торговый порт – единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии, который принимает суда длиной до 150 метров и с осадкой до 4,5 метра в сухогрузной гавани и до 6,5 м в нефтеналивной гавани.

Должен отметить, что, став одним из ключевых игроков в транспортной логистике на юге страны, Махачкалинский порт хорошо вписывается в общую концепцию развития транспортного коридора «Север – Юг». Транспортировка каспийской нефти и перевалка грузов, формирующихся в Казахстане, в Туркмении, Иране и других странах Каспийского региона, через Махачкалу наиболее выгодна и значительно уменьшает сроки доставки грузов до западных стран.

А если учесть геополитическое и стратегическое положение республики, то становится ясно, почему внимание многих компаний и потенциальных инвесторов приковано к нему. Только в этом году в порту по нашему приглашению побывали делегации бизнесменов из Ирана, Казахстана, Туркмении и из регионов нашей страны, они присматриваются, изучают возможные пути сотрудничества.

– Полагаю, что именно в расширении географии сотрудничества и наращивании грузооборота руководство предприятия видит дальнейшее развитие порта?

– Да, это так. При этом, сохранение экономической и финансовой устойчивости предприятия – сегодня главная задача руководства порта. Вопреки кризису стараемся увеличивать грузооборот, ведем поиск новых актуальных видов грузов. Одним словом, коллектив порта и администрация не ждут, как говорят, у моря погоды. Гибкая тарифная политика, эффективное использование собственных ресурсов и внедрение современных перегрузочных технологий помогли порту стабилизировать экономическую ситуацию.

– Можно подробнее в цифрах?

– Обратимся к цифрам. За 10 месяцев этого года общий грузооборот АО «Махачкалинский морской торговый порт» вырос почти на 184% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Всего за январь-октябрь махачкалинские портовики переработали 2,1 млн тонн наливных и сухих грузов. Махачкалинский морской торговый порт сохраняет лидерство и среди российских портов Каспийского бассейна. По данным Ассоциации морских портов России, около 53% из всех переваленных с начала года 14 морскими операторами грузов приходится на долю дагестанского порта.

Основную долю грузооборота порта сегодня составляет сырая нефть. С начала года ее удалось перевалить более 1,7 млн тонн, что на 198% выше аналогичных показателей 2017 года. Высокую положительную динамику порт продолжает показывать и в другом сегменте грузооборота. Перевалка сухих грузов за 10 месяцев выросла на 138,7% и составила более 387 тысяч тонн.

Экспорт зерна остается приоритетным направлением деятельности для порта. За отчетный период в Иран отгружено более 300 тысяч тонн зерновых. И здесь зафиксирован рост объемов перевалки почти на 180% против результатов прошлого года. А если исключить субъективные и объективные факторы, мешающие стабильной работе, коллектив порта способен еще в разы увеличить производственные показатели. И, заметьте, рост объемов грузооборота обеспечивается за счет внутренних резервов.

С 2010 года с приходом новой команды управленцев порт не привлекал ни одного рубля кредитов и ни одного рубля бюджетных средств. Нам удалось построить самодостаточный финансовый механизм, который позволил за счет операционной деятельности обеспечить жизнеспособность предприятия. Кстати, администрация предприятия наряду с производственными задачами активно решает и вопросы социальной защиты коллектива. Не только постоянно растет зарплата работников предприятия, но они получают ее регулярно и без задержек.

Одновременно мы не забываем о своей ответственности перед обществом, каждый год завершаем без долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами, своевременно платим налоги.

Морские порты, как известно, издавна являются очень точным и чутким экономическим барометром: если дела у них идут хорошо, значит, и всё народное хозяйство региона на подъёме. Современный и эффективный порт позволяет вовлечь транспортный потенциал республики в международную систему транзита и перевозок, он способствует развитию всей экономики. Но, к сожалению, последние годы оказались тяжелыми для страны.

Международные санкции и нестабильность рубля сказываются на деловой активности представителей малого и среднего бизнеса, а значит и на работе нашего предприятия. Из-за тяжелого финансового положения и бюрократических барьеров многие дагестанские предприниматели свернули торговые операции с прикаспийскими государствами.

– Не так давно была озвучена информация о том, что к порту планируется подвести новые транспортные пути сообщения. Могли бы внести ясность и озвучить более детально, что планируется сделать?

– Торговый порт, разумеется, это не только причалы, краны и корабли. Порту для стабильной и эффективной работы нужна еще и развитая инфраструктура. Сегодня около 95% грузов доставляется в порт и вывозится из него автомобильным транспортом, а на железную дорогу приходится менее 5% всех грузов. При том, что мы имеем рядом с портом железную дорогу пропускной способностью 10 млн тонн в год. Сейчас доставка грузов железнодорожным транспортом до портов Астрахани или Оля на $10 за тонну дешевле, чем до Махачкалы. То есть на каждый вагон – около $600. И даже самый низкий среди всех каспийских портов тариф на перевалку грузов в порту Махачкалы и то, что фрахт судов в Иран из Махачкалы дешевле, чем из Астрахани или Оля, не компенсирует этой разницы.

В очередной раз эти проблемы обсуждали во время недавней рабочей поездки в Дагестане нового министра транспорта РФ Евгения Дитриха. После знакомства с предприятием, он заявил, что транспортную доступность порта необходимо улучшить для увеличения загрузки. «Здесь есть перспективы. Договорились о том, как мы синхронизируем работу всех видов транспорта, чтобы обеспечить порт наилучшей загрузкой – и дорожников, и железнодорожников», – сказал он.

Еще одна проблема, требующая оперативного решения. На сегодняшний день весь поток грузов в порт идет через город по одной автомобильной дороге, в связи с чем на улицах Махачкалы нередко возникают пробки.

Кроме того, также возрастает нагрузка на дорожное полотно этой единственной дороги. Власти столицы республики в этом году приняли решение фуры-большегрузы с зерном в дневное время не запускать на территорию предприятия. Но это не выход из ситуации, запрет на проезд по городу фур в дневное время создаёт существенные логистические сложности для работы крупнейшего российского порта на Каспии. Для решения проблемы пробок в городе и увеличения перевалки грузов в порту давно предлагаем построить объездную автомобильную дорогу. К решению этой проблемы сейчас подключилось правительство республики и, надеемся, в скором будущем начнется ее строительство.

Значимость Махачкалинского морского торгового порта возрастает в связи масштабным освоением новых нефтяных месторождений на Каспии. Мощности порта позволяют сегодня обеспечить значительный рост объемов перевалки нефти и нефтепродуктов. Но российскую нефть везут мимо Махачкалы. До 2016 года «Лукойл» переваливал через Махачкалинский порт до 1,5 млн тонн нефти с Корчагинского месторождения в Каспийском море, но со второй половины 2016 года они ушли полностью на порт Баку. Сейчас компания осваивает новые месторождения на Каспии, его база по обеспечению этих месторождений материально-техническими ресурсами находится здесь, в порту Махачкалы. Но нефти ни в прошлом, ни в этом году они сюда не завезли ни тонны.

В торговом порту надеются, что с вводом в эксплуатацию новых месторождений на Каспийском шельфе ситуация с перевалкой жидких грузов кардинально изменится: российские нефтяные компании, работающие на Каспии, вернутся в Махачкалу. Выгода очевидна: не только порт получит на перевалке этой нефти дополнительные доходы, но и в республиканский бюджет поступят значительные налоговые отчисления.

Пока, по нашим прогнозам, в 2019-2021 годах объём поставок нефти составит 2 млн тонн ежегодно, что уже подтверждено казахстанской стороной. Кроме этого, ведутся переговоры с туркменской стороной на перевалку туркменской нефти. Через порт может быть также транспортировано 0,5 млн тонн нефти «Лукойла» для нужд нефтеперерабатывающего завода «Дагнефтепродукт».

– И все же, не делая ставку на нефтеналивные грузы, каким Вы видите перспективы развития порта в среднесрочной перспективе?

– Мы надеемся, что для порта новые перспективы откроются и в рамках программы возрождения Великого шелкового пути, пролегавшего некогда через Дагестан. Не первый год идут межгосударственные консультации Исламской Республики Иран и России по созданию «зеленого» коридора – специального комплекса правительственных решений, которые позволяют досматривать и оформлять сельскохозяйственные грузы двух стран в упрощенном порядке. Если, наконец, удастся запустить этот долгожданный «зеленый» коридор, то торгово-экономические связи в регионе получат новый импульс.

Рынки сбыта Ирана и Индии для российских портов Каспийского бассейна в стратегии, разработанной Минкавказом, называются наиболее перспективными. Самыми востребованными в Иране в ближайшей перспективе, по прогнозам экономистов, должны стать сельхозпродукция, кормовые шпроты, коксующийся уголь. А Индия, согласно прогнозу, будет нуждаться в импорте бумаги, химии и сельхозпродукции. Коллектив предприятия очень надеется, что взаимодействие с иранскими портами скоро активизируется и станет интенсивным. Годовой товарооборот между Ираном и Россией, который сегодня составляет около 800 млн долларов, в ближайшей перспективе способен значительно вырасти, и существенная доля этого роста придется на Дагестан, если, конечно, республика предложит соседям интересные проекты.

Очень рассчитываем на значительный прирост как импорта, так и экспорта. В прошлом году в Махачкале открылся иранский визовый центр. Теперь жители республики и близлежащих регионов могут получать визы по упрощенной программе. Для дагестанских предпринимателей Иран становится значительно ближе, а экономические связи – теснее. А Махачкалинский торговый порт готов наращивать объемы грузооборота. Для новых трудовых достижений в порту, еще раз подчеркну, есть все: профессиональный коллектив, мощности и большое желание работать.

Развитие инфраструктуры, увеличение объемов перевалки грузов и повышение качества услуг – это те перспективы, которые коллектив порта определил на ближайшее будущее. Стратегическая задача – повысить эффективность работы порта. А если будут созданы благоприятные условия для грузовладельцев и решены существующие проблемы, то транспортный коридор «Север – Юг», по оценке экспертов, привлечет новые значительные объемы грузов. И не только.

По своему профилю Махачкалинский порт является универсальным, то есть здесь переваливают практически любые грузы – и жидкие, и сыпучие. А в ближайшие годы, возможно, один из шести причалов станет пассажирским, чтобы там могли останавливаться корабли-паромы. Приплыл предприниматель из Ирана в Россию на машине, выгрузился и поехал дальше путешествовать. Или целые фуры с грузом загрузил на паром, приплыл, выгрузил. Согласитесь, удобно. В программе развития портов Каспийского бассейна есть планы по строительству паромного пассажирского терминала и пассажирского вокзала – проектирование до 2021-2022 года, а само строительство – до 2030 года.

Можно с уверенностью сказать, что сегодня Махачкалинский морской торговый порт работает на укрепление позиций российского транспортного флота на Каспии. Менеджеры порта разрабатывают программу его дальнейшего развития, которая имеет стратегическое значение не только для экономики нашего региона. Модернизация предприятия не только способствует росту отчислений в бюджет, но и обеспечит стабильную и гарантированную заработную плату рабочим и инженерно-техническим работникам. Программа развития порта направлена на полноценную реализацию Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, которая была разработана в соответствии с поручением президента РФ и в ноябре 2017 года утверждена правительством РФ.

Основная цель Стратегии – укрепление экономического и геополитического присутствия России в Каспийском море, расширение и углубление экономических и культурных связей со странами Каспийского бассейна, создание условий для дополнительного социально-экономического развития Каспийского региона России путём увеличения грузопотоков международной торговли, проходящих через порты Каспийского бассейна. Уверен, впереди нас ждут большие дела.

– Традиционно, что хотели бы пожелать коллективу порта, без преувеличения, внесшему большой вклад в те цифры, о которых мы сегодня с Вами говорили?

– Разумеется, любые планы останутся прожектами, если их некому реализовать. А в порту – опытный коллектив, которому любые задачи по плечу. Он свой профессионализм и преданность делу доказывает каждодневным трудом. Сегодня в день 148-годовщины Махачкалинского морского торгового порта поздравляю нынешних работников и ветеранов старейшего предприятия республики с праздником! Желаю коллективу порта новых успехов и достижений на благо Дагестана и всей России. Добра, благополучия и крепкого здоровья всем!

Новости раздела