Выставка костюмных комплексов и аксессуаров дагестанца-горца представлена в Махачкале
Автор:
Шамиль Чундаев
Фото:
4163
4 минуты
Дагестанский государственный объединенный исторический и архитектурный музей совместно с Музеем дружбы народов представил выставку «Горец: от папахи до газырей», в экспозицию которой вошли уникальные экспонаты из фондов музея: предметы одежды, головные уборы, обувь, аксессуары. Особое внимание уделено характерным костюмным комплексам дагестанцев: горца-воина, горца-просветителя, горца-мастера, горца-охотника и чабана.
Куратор выставки, научный сотрудник ДГОМ Разита Гаджиханова отметила, если женский национальный костюм скрывал фигуру женщины, то костюм горца, напротив, выявлял красоту мужской фигуры – широкие плечи, гордая осанка, пояс, на котором красовалось оружие.
«Жители Дагестана на протяжении многих веков создавали уникальную культуру, где особое место занимает народный костюм. Мнение о том, что мужская одежда у народов Дагестана в общих чертах схожа с одеждой народов Кавказа, отчасти справедливо. Эти сходства появились в результате взаимного влияния, сходных социально-экономических обстоятельств, одинаковых подходах к природопользованию, близости миропонимания. Условно предметы одежды, головные уборы, обувь, аксессуары и другие дополнения можно объединить в комплексы: повседневный, военный (походный), праздничный, специализированный», – рассказывает Гаджиханова.
Военизированность горского общества имеет давние традиции, о чем свидетельствуют археологические находки. Оружейный промысел в Дагестане, возникший в VII веке, отличался не только качеством, но и своей красотой. На выставке представлено вооружение средневекового воина XIV-XV веков, работы кубачинских мастеров. Кинжалы, сабли, пистолеты, ружья и другое воинское снаряжение дополняют наше представление о горце-воине. Местный архаический комплекс одежды, включающий рубаху и штаны, все же предусматривал постоянное ношение клинкового оружия. Рубаха и штаны входили во все костюмные комплексы, но отличались цветом и качеством тканей, декоративной отделкой – тесьмой, вышивкой.
Одним из основных элементов верхней одежды был бешмет – распашная одежда, с высоким стоячим воротником и застежкой спереди, имеет сложный крой. Носили бешмет поверх рубахи или на голое тело. К верхней плечевой одежде относится и черкеска. Она является одним из основных элементов мужского костюмного комплекса. Черкеска отличается изяществом и своеобразной элегантностью. Она вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры: подчеркивала широкие плечи и тонкую талию; выявляла стройность (скорее делала стройным), подтянутость, ловкость и силу. Самой характерной деталью черкески являются газырницы – карманы, нашитые по обе стороны груди.
Своеобразие костюму горца, особенно всаднику, придавала бурка – накидка из войлока. Особенно славились андийские бурки. Характерным элементом походного и праздничного комплекса являлся башлык. Это один из древних и своеобразных
головных уборов на Кавказе и, конечно, в Дагестане. Он имеет форму капюшона с остроконечным верхом и длинными концами. Особенностью покроя башлыка были длинные лопасти, которые позволяли замотать ими шею, прикрыть лицо от ветра, холода.
Обязательными элементами мужского комплекса были папаха и ременный кожаный пояс. Папахи имели различную форму, что служило не столько этническим признаком, сколько временным. Форма также определялась возрастом, приверженностью к моде и личным вкусам. Причем папаху и пояс мужчина обязательно надевал, выходя из дома. Завершающим элементом праздничного костюма был богато украшенный насечкой кинжал. Обувь была многообразной по форме и материалу и зависела от назначения всего костюмного комплекса.
По словам Гаджихановой, аскетизм мужского костюма зримо определяет характер горца и его отношение к каждому предмету одежды. Для украшения мужского костюма использовалась тесьма или галун, изредка – вышивка золотой или серебряной нитью. Основным украшением мужского костюма было оружие. Отношение к оружию у горца связано с его пониманием чести и достоинства.
Дополняют экспозицию фотокопии работ художника Ф. Горшельта (Альбом «Кавказские походные рисунки») и фотографии из альбома А. Барятинского.
Министр по национальной политике Дагестана Татьяна Гамалей поблагодарила руководство Дома дружбы за предоставленную площадку и помощь в проведении подобных мероприятий и отметила, что они помогают гостям столицы познакомиться с культурой нашего края.
«Подобные проекты очень интересны как махачкалинцам и дагестанцам, так и гостям республики, которые знакомство с Дагестаном начинают именно с Дома дружбы. Здесь проводятся наши крупнейшие мероприятия, съезды, круглые столы, гости желают осмотреть экспозиции этого музея. Очень отрадно, что выставка открывается в канун двух очень важных событий. Это проводимый в республике международный форум «Российский Кавказ», организатором которого является Федеральное агентство по делам национальностей. Также скоро мы отмечаем юбилей министерства по национальной политике Дагестана и очень приятно, что подведомственное нам учреждение, Дом дружбы, приготовило нам такой подарок. Думаю, всем гостям этого юбилея будет интересна эта выставка», – сказала министр.
Заместитель генерального директора Дагестанского государственного объединенного исторического и архитектурного музея Джамиля Дагирова рассказала, что, несмотря реконструкцию здания музея, он не может не заниматься такой просветительской деятельностью: «У нас разработана серия таких выставок, одну из которых, по согласованию с Домом дружбы и министерством по национальной политике, мы показываем здесь. Для проведения таких тематических выставок мы планируем задействовать несколько площадок. Хочу сказать, что персонально мужской горский костюм в выставочном формате представляется впервые. Все эти экспонаты раскрывают тот мир этнографической культуры, культуры костюма, который бытовал в Дагестане на протяжении многих веков».
Организаторы надеются, что выставку посетят школьники, студенты, активная молодежь, так как она научит их культуре ношения национального костюма. Выставка будет работать до 23 декабря.