"

Вернисаж выставки под названием «Двое» проходит в ДМИИ

Фото:
1943
3 минуты
Вернисаж выставки под названием «Двое» проходит в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, сообщила РИА «Дагестан» куратор выставки, директор ДМИИ Салихат Гамзатова.

«Кто же эти двое? Конечно, наиболее традиционное толкование и наиболее знакомый образ – мать и ребенок, материнство – именно такое название дают своим работам многие художники, обратившиеся к этой теме. Другой понятный и традиционный образ  –  Он и Она, мужчина и женщина, супруги, влюбленные. И тема эта, к которой обращаются художники, поэты, писатели, неисчерпаема. Это и зарождение чувств, как на керамическом панно и в скульптурной группе с одинаковым названием «Встреча» Т. Мусахановой. Это и размолвки, как на линогравюре И. Шкубера «Во дворе», и страстное стремление друг к другу влюбленных в скульптуре А. Сарыджи «Влюбленные». Это и традиционная дагестанская семья: гордый мужчина и величественно нежная женщина, или удивительная гармония людей, проживших жизнь вместе, отраженная во внешнем облике героев, как на портрете народного поэта Гамзата Цадасы с женой Кандулай, выполненном С. Салаватовым, или на совместном портрете Жанны Колесниковой и Юрия Августовича. В этих работах отражена красота долгих лет совместной жизни и взаимоотношений», – рассказывает Гамзатова.

Другая тема, которая также часто привлекает художников, – взаимоотношения людей старшего и младшего поколений: дедушек, бабушек и внуков. Художники стремятся выразить ту любовь, что связывает людей старшего поколения и детей, как чувство не менее нежное и трогательное, чем у такой классической пары, как мать и ребенок. «Как хорошо играет внук» бакинского художника Р. Ибрагимова, «Дед с внуком» А. Августовича, «Бабушка и внучка» Т. Кагирова, «Бабушка» Ю. Кириченко, скульптурная группа Ф. Махмудова «Первый раз в первый класс», скульптура балхарских мастериц «Дедушка и внук» – все обращения к этой теме пронизаны глубокой нежностью и пониманием.

Невозможно, чтобы сцены взаимоотношения людей в советском искусстве не коснулись бы темы созидания, труда. Такие сцены изображены на акварели «Балхарки» Р. Мазеля (1934 год) и на линогравюре А. Рзакулиева «Ковровщицы». Сюжетом, вдохновившим многих художников, начиная с первого дагестанского художника М. Джемала и до Э. Асташева, В. Цигаля, Н. Черемушкина, работавших в 1960-1980 годах, стал процесс выпекания хлеба. Эти сцены мы видим на картинах «Хлеб пекут», «Горячий хлеб», «Лепешки». Тема труда часто соприкасается и с другой важной темой – преемственности традиций, которая проходит в целом ряде произведений «Чабан с сыном» А. Августовича, «Мы чабаны» А. Шарыпова, «Мастер и ученик» В. Цигаля, «Кубачинец с сыном» Т. Мусахановой.

Данная выставка предоставляет возможность вновь встретиться и с отдельными и с хорошо знакомыми и любимыми зрителями сериями прекрасных работ дагестанских художников: И. Хумаева, М. Магомедова, Г. Иранпур, а также увидеть ряд работ современных дагестанских художников: и маститых, и молодых, а также работы из частных собраний. Это произведения Ю. Августовича, Г. Конопацкой, Ж. Колесниковой, А. Августовича, Т. Кагирова, З. Закарьяева. Партнером музея в данном проекте выступил Музей истории города Махачкалы.

Новости раздела