"

В Дагестане реконструируют старинные обряды

Фото:
2836
5 минут

В районах республики проходят реконструкции старинных обрядов, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе Республиканского Дома народного творчества Минкультуры РД.

Такие мероприятия состоялись 18 июля в Табасаранском и Хунзахском районах. Они прошли в рамках Республиканского плана мероприятий Центров традиционной культуры народов России.

Обряд вызова дождя

Древний обряд был воссоздан в селе Гуми Табасаранского района отделом культуры, спорта, туризма и молодежной политики муниципалитета при поддержке администраций Гуминского и Халагского сельских поселений. Его участниками стали не только работники культуры, но и жители этих поселений. 

1.JPG

«Обряд вызова дождя появился не просто так. Традиционно в селах, особенно высокогорных, жили натуральным хозяйством, то есть все необходимые продукты выращивали сами. Занимаясь земледелием, животноводчеством, ремеслами, человек сам себя обеспечивал, своим трудом и умением. Но в летние месяцы наступала угроза засухи и невозможности прокормить семью. Тогда и возник древний ритуал: обряд вызова дождя, когда сельчане могли обратиться к Всевышнему с просьбой смилостивиться над ними.  У людей появлялась надежда, что Бог  воспримет эту просьбу и пошлет дождь», – отметил собеседник агентства.

Роль главного героя – ряженого Гудила – исполнил директор Дома культуры села Кюряг Ризван Гаджикеримов. Его нарядили в костюм из пучков травы так, чтобы не было видно лица. Так ряженый в сопровождении детей и подростков прошел по дворам села, напевая ритуальную песню. Процессию сопровождали исполнители на народных музыкальных инструментах.

2.JPG

Хозяйки дворов облили ряженого водой, а сопровождавших его лиц одарили орехами, яйцами, фруктами, сладостями, хлебом и другими продуктами. Обойдя все дворы, участники раздавали собранные продукты всем, кто встретится на пути. Считалось, что Бог услышит мольбу людей быстрей, если «садака» получат как можно больше людей.

Бывший учитель истории села Гуми, пенсионер Багаутдин Курбанов рассказал, что в засушливые летние месяцы в 1950-е годы он участвовал в проведении такого обряда. «Мы, будучи подростками, спасаясь от жары в душных комнатах, по ночам лежали на плоских крышах своих домов, тогда они не были покрыты шифером. В тот год я впервые участвовал  в этом обряде. Чем больше Гудила поливали водой, тем больше бывало радости и веселья. И через два-три  дня действительно лил дождь», – поделился Курбанов.

3.JPG

Выбор невесты

В Хунзахском районе существует множество обрядов и обычаев, которые связаны со свадьбой. Они передаются из поколения в поколение. Один из них и был реконструирован в селе Тлайлух в доме народного поэта Дагестана Магомеда Абасилова.

2 (2).JPG

По словам начальника районного отдела культуры Джавгарат Кайтмазовой, это был не просто обряд, в котором участвовали артисты-любители и творческие коллективы центров традиционной культуры народов России района, а настоящее торжество. «Так, местные жители Магомед Магомедов и Сакинат Сулейманова решили сыграть свадьбу, соблюдая традиции своих предков. Невеста надела свадебное платье, в котором выходила замуж еще ее прабабушка. Платье как одна из главных семейных реликвий передается девушкам из поколения в поколение по материнской линии. Платье сшито из натурального бархата. Его надевают вместе с серебряными украшениями. Пояс с изображением традиционного орнамента был изготовлен гоцатлинскими мастерами специально для невесты», – отметила она.

Кайтмазова подчеркнула, что традиционный свадебный наряд у хунзахцев всегда был неброским – предпочтение отдавалось неярким тонам. «Настоящая горянка даже в свадебном наряде должна была проявлять свою скромность. К ювелирным изделиям тоже подходили очень деликатно. Одевалось только серебро, без ярких драгоценных камней», – добавила начальник отдела.

Обряду издревле предшествовала большая  предсвадебная подготовка: примерно за месяц до свадьбы молодых официально посвящали в «жениха» и «невесту». И с того момента их называли только так, а не по именам. Заранее определялась гастрономическая команда для свадьбы, в состав которой входили взрослые опытные в кулинарии женщины. Они готовили традиционные блюда: хлеб из пшеничной и кукурузной муки, мясо, разные виды хинкалов и другие. Мужчины резали баранов, разделывали мясо. Еду готовили на кострах в больших казанах.

3 (2).JPG

В рамках мероприятия сторона жениха с песнями и танцами пришла в дом невесты. Им предстояло угадать среди спрятанных под старинными шалями девушек, женщин, бабушек, свою невесту. За каждую неудачную попытку сторона невесты определяла наказание в виде песни, танца или денежного штрафа.

Так, за первый провал тетя жениха под аккомпанемент бубна исполнила национальную лирическую песню. Второй раз другая тетя жениха, найдя под шалью кувшин, подарила стороне невесте дорогой платок. На третий раз под шалью оказалась женщина в годах. По желанию родственников невесты гости с песнями вышли в танцевальный круг. И только на четвертый раз они нашли свою невесту.

Далее в комнату занесли сундук, где вместе с  подарками обязательно  должны быть национальные платки. Невесту покрыли семью платками – этот древний ритуал должен был уберечь ее от сглаза. После этого свадебная процессия вместе с невестой отправилась в дом жениха. Родственники, идущие за невестой, несли подносы с традиционными угощениями и приданое.

4.JPG

Праздничную процессию сопровождали музыканты: зурначи, барабанщики, пандуристы. Женщины, аккомпанируя на бубнах, исполняли  народные песни. Во дворе невесты, а потом и по дороге, устраивались танцы. К примеру, хореографический ансамбль «Акаро» районного Центра традиционной культуры народов России представил старинный хунзахский танец. Вместе со взрослыми в национальных одеждах танцевали и дети.

По дороге свадебной процессии несколько раз преграждали дорогу.  Молодые парни по традиции требовали выкуп. Их угощали бузой, хлебом, халвой, по их требованию пели и танцевали.

В это время жених находится в ожидании свадьбы. Он готовит свой традиционный свадебный наряд в окружении друзей, которые шутят, веселятся, помогают и подбадривают.

 

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела