"

Творческий вечер заслуженного артиста России Мусы Оздоева состоялся в Махачкале

Фото:
2572
4 минуты
В Государственном театре поэзии состоялся творческий вечер с заслуженным артистом России, народным артистом Дагестана, балетмейстером, художественным руководителем балетной труппы Дагестанского театра оперы и балета Мусой Оздоевым.

Разумеется, беседа с человеком, который с нуля создал в республике балетную труппу с большим и разнообразным репертуаром, не ограничилась темой «Поэзия в хореографии», которую представила слушателям ведущая вечера, заместитель директора Дома поэзии по творческой части Ариза Батырова, но так или иначе размышления об искусстве танца и воспоминания Мусы Оздоева постоянно возвращались к литературным источникам вдохновения.

По его мнению, для режиссера-балетмейстера очень важно хорошо знать не только музыку, но и литературу. Сам он прочел почти все 200 томов библиотеки всемирной литературы. Из поэтов ему ближе всего Лермонтов, но в разное время был сильно увлечен лирикой Маяковского и сонетами Шекспира. Иногда именно стихи вдохновляют на постановку.

Последняя премьера Театра оперы и балета, спектакль «Жди меня» поставлен к 70-летию Победы и 100-летию Константина Симонова, чье стихотворение и стало основой балета, его стержнем. Оно несколько раз звучит в спектакле в исполнении самого автора. В звуковой ткани балета использована музыка Гевиксмана и популярные песни и мелодии 30-40-х годов, а также написанные позже песни о войне. Но в основе лежит это знаменитое стихотворение, все остальное вокруг него строится, как бы нанизано.

Солистка театра оперы и балета Евгения Калинтеева исполнила пронзительный номер из спектакля «Жди меня» под голос Константина Симонова. Во время встречи было представлено еще два хореографических номера в исполнении ведущих солистов балетной труппы театра Арсена Курбанмагомедова и Джамили Ахмедовой.

Муса Оздоев поделился воспоминаниями, как неожиданно он был приглашен в 2003 году в Дагестан для постановки балета «Горянка» к юбилею Расула Гамзатова: «Все произошло спонтанно, признаюсь, я не был к этому готов. Я сидел у министра культуры Наиды Абдулгамидовой в кабинете, мы обсуждали постановку балета «Болеро».

В этот момент ей позвонил Расул Гамзатов и, видимо, пожаловался, что его произведениям не уделяют достаточного внимания. На что министр ответила: «Как же не уделяем, вот у меня в кабинете сидит хореограф из Перми. Он будет ставить у нас «Горянку». Тогда у меня действительно была пермская прописка, хотя я жил в Ингушетии. Заявление о «Горянке» было для меня как снег на голову! Как же так! Только что говорили о балете «Болеро», а тут на тебе – «Горянка»! Ведь я даже музыку, к своему стыду, не слышал. Единственное, знал, что впервые она была поставлена в 1968 году в Кировском театре оперы и балета. В общем, пришлось взяться за это дело. В то время в Дагестанском театре оперы и балета числились артисты ансамбля «Лезгинка». Мне сказали, что именно на этот коллектив и надо ставить спектакль. Ну, «Лезгинка», так «Лезгинка», подумал я и начал работать.

В процессе работы я несколько раз встречался с Расулом Гамзатовым, спрашивал, можно ли сократить его произведение, переделать некоторые сюжетные ходы. Мне было как-то неудобно менять что-то в произведении без разрешения автора, это неэтично. Он дал мне полную свободу действий, сказав: «Делай, как считаешь нужным». Постановка была завершена за 37 рабочих репетиций. Все, что от меня требовалось, удалось воплотить на сцене. Это был синтез национальной пластики и современного классического балета, что создавало особый колорит. Для меня постановка трехактного балета была на тот момент дебютной. Работая в Перми, я ставил только одноактные и двухактные балеты или концертные номера. Сразу после «Горянки» я начал работать над мюзиклом «Колесо жизни» для Лакского музыкально-драматического театра».

На вопрос о том, каково будущее у дагестанского и кавказского балета, Муса Оздоев ответил: «В советские времена всюду насаждали одинаковые театры оперы и балета, одни и те же постановки. В Москве и Ленинграде уровень артистов был высок, там «Лебединое озеро» смотрелось. А на периферии то же самое зачастую выглядело жалко. К тому же, когда везде танцуют «Лебединое» – это скучно. Чтобы танцевать классику, надо иметь идеальное строение тела, а для современной пластики достаточно и средних данных. Было бы нутро богатое… Теперь мы танцуем «Гамлета», «Ромео и Джульетту». Только костюмы делаем не совсем стандартные. В этом есть своя логика – прототипы героев Шекспира тоже не ходили в трико. Просто на сцене танцоров старались обтянуть, чтобы фактура была видна. Сейчас мы свободны: можно босиком на сцену выходить, в брюках, пиджаках, можем экспериментировать с музыкой и хореографией, сочетая элементы классического балета с модерном и даже кавказскими танцами».

В ходе творческого вечера Мусу Оздоева поздравляли с 60-летием, в его адрес прозвучало много теплых слов от танцоров труппы, директора Дома поэзии Елены Гаруновой. Любой человек в зале мог высказать свое восхищение творчеством человека, который стал основоположником дагестанского балета.

Новости раздела