"

Серия графических работ художника Мая Митурича представлена на выставке в Махачкале

Фото:
2103
5 минут
Выставка «Май Митурич. Петрографика из Хуштада» из фондов Дагестанского государственного объединенного музея развернута в зале Этнического культурного центра Дагестана в Махачкале, сообщила РИА «Дагестан» куратор проекта Джамиля Дагирова.

«В фондах Дагестанского государственного объединенного музея, в отделе «Изобразительное искусство» хранится серия графических работ известного советского, российского художника Мая Петровича Митурича. Шестьдесят один лист, на каждом из которых с предельной точностью воспроизведены петрографические композиции на камнях, расположенных в кладке фасадов домов в селах Хуштада и Саситли (ныне Цумадинский район Дагестана). Все работы выполнены на плотной бумаге в технике черная тушь, белила, карандаш и датируются 1951 годом. Судя по фиксирующим надписям художника на обороте листа – точный размер камня, описание изображенных знаков, место расположения объекта «камень в стене дома….», эта работа производилась в исследовательских целях. К сожалению, нам пока не удалось выяснить, в какой именно экспедиции (археологической или этнографической, московской или по заказу местной научной организации) принимал участие Май Митурич. Но нам удалось разыскать дочь известного художника Веру Митурич-Хлебникову, которая в своем письме на наш запрос немного приоткрыла завесу столь необычного «дагестанского периода» художника», – рассказывает Дагирова.

«Мой отец, Май Митурич, ездил в дагестанские экспедиции в качестве художника – тогда не фотографы, а художники фиксировали находки археологов. В его мастерской, которая вместе с работами перешла ко мне, хранятся его рисунки того времени, сделанные в Дагестане. Это был 1951-ый или, кажется, 52 год (я родилась в 1954). Родители моей мамы до войны жили в Москве, в коммунальной квартире. Но когда бабушка с мамой и маминым братом вернулись из эвакуации, а дедушка с фронта, их комната была занята. Мама осталась учиться в Москве, на одном курсе с отцом в Полиграфическом институте, а дедушка с бабушкой поехали в Махачкалу, где жили (тоже со времени войны) их родственники. Поженившись, мои родители их навестили и заодно подработали в экспедиции. Потом мама, у которой был туберкулез и которой запретили меня рожать, уехала на год в Махачкалу, родила меня там и с помощью бабушки с дедушкой благополучно выходила. С 1955 года мы с ней перебрались в Москву, к отцу, а бабушка с дедушкой вскоре получили большую квартиру в городе Жданове и там жили остаток жизни. Вот история семьи и причины появления работ в вашем музее», – говорится в письме Веры Митурич-Хлебниковой.

Петрографика как первый опыт изобразительного искусства в Дагестане распространена была с древнейших времен. Изображения, знакомые по наскальным рисункам, трансформировались, видоизменялись, усложнялись или упрощались, накладывались и «заглушали» друг друга, через тысячелетия перекочевывали на стены средневековых архитектурных строений, включались далее в орнаментику надмогильных стел и узоры ковров предгорного и высокогорного Дагестана. Основной изобразительный ряд – это прямые ассоциации главных забот и тревог человечества – жизни и смерти, материнства и рождения, пропитания и выживания.

Большинство петрографических изображений, дошедших до нас в кладках строений, – это странные, неподдающиеся логике современного человека знаки, схемы, конструкции. Их условность и внешняя фрагментарность не оставляет нам надежды на понимание. Они не «читаются», но одновременно «соблазняют» выучить древний язык.

Это напрямую относиться и к представленным в экспозиции выставки композициям. Условно их можно поделить на 3 группы. Первая группа – это 46 листов с изображением камня в стене дома в селе Хуштада; вторая группа – 12 листов с изображением на камнях в стене мечети села Хуштада, и третья группа – 3 камня в стене дома в селе Саситли. Все изображения носят сугубо условный схематичный характер, среди которых эксперты выделяют серию так называемых криптограмм – обведенных в рамку некоего набора знаков и изображений (в основном все они нанесены на камни больших размеров – примерно 100х20 см, установленные в стене мечети села Хуштада). Основная же масса камней имеет либо незаконченные композиции, либо одиночные изображения знака, модели, медальона.

«Среди данных работ нет ни одного повторяющегося камня, и потому можно смело  сказать, что мы имеем 61 картину мира из Хуштада и Саситли. Многовариативно исполнены – солярные знаки, круги, кресты, звезда, лабиринты, зигзаги и волны, розетки. Множество зооморфных мотивов – отдельных животных (чаще) и сцен охоты (меньше). Весьма оригинальны антропоморфные мотивы – всадники, человек в движении (ритуальный танец?) и особенно графические абракадабры, как будто бы «играющие» в буквы. Мы пытаемся их разгадать и понять, но пока мы должны их внимательно рассмотреть и запомнить, ведь связь времен никто не отменял», – рассказывает Дагирова.

В процессе подготовки выставки произошло приятное событие – Вера Маевна предложила в дар Дагестанскому государственному объединенному музею шесть работ Мая Митурича из дагестанского периода, хранившиеся в семье художника. Эти работы были выполнены в той же экспедиции, что и петрографические зарисовки. Это виды села Хуштада («Дом Магомедова Исмаила, председателя сельсовета, построенного в 1939 году», – три ракурса экстерьера и один интерьер дома), «Дом Саидатова Магомеда, с. Саситли» и один парный женский портрет «Богулалка в женском костюме, с. Хуштада». Все шесть работ (пока в репродукционном виде) вошли в экспозицию выставки «Май Митурич. Петрографика из Хуштада» в Этническом культурном центре Дагестана, любезно предоставившего музею временную площадку для презентации своих проектов.

Выставка продлится до 1 мая.

Новости раздела