"

Дагестанские музыканты в годы Великой Отечественной войны

Фото:
3760
5 минут
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на тяжелые условия военного времени, развитие дагестанского музыкального искусства не прекращалось. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. В соответствии с условиями войны, с новыми задачами была перестроена работа музыкальных коллективов и учреждений республики, творческая деятельность всех дагестанских музыкантов.

Начало войны, а затем, в 1942 году, непосредственная близость фронта, тяжело отразились на развитии национальной музыкальной культуры. В рядах Советской Армии находились в эти годы М.И. Плоткин, Н.С. Дагиров, И.Г. Савченко, В.В. Сперанский, З.М. Гаджиев и многие другие деятели музыкального искусства Дагестана. В бою с фашистскими захватчиками погиб один из создателей первой работы о дагестанской народной музыке, член Союза композиторов СССР М.И. Плоткин. Погиб в бою у реки Сож, близ Смоленска, музыковед-фольклорист В.М. Кривоносов, автор первой исследовательской статьи о музыкальном творчестве кумыков.

В первый год войны перестроилась деятельность музыкальных учреждений республики, в частности, музыкального училища, а духовые инструменты училища были переданы воинским частям. Музыкальные коллективы республики развернули большую работу по культурному обслуживанию армии и флота. Особенно значительна в этой области деятельность Ансамбля песни и танца Дагестана, художественным руководителем которого был в эти годы Х.М. Ханукаев. В 1943 году коллектив выезжал с концертами в Закавказский военный округ, артисты ансамбля выступали в военных частях и госпиталях.

Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Специально для работы в частях была создана концертная фронтовая бригада «Дагестанский фронтовой театр эстрады и миниатюры». Коллектив возглавил московский композитор Николай Андреевич Иванов, в годы войны работавший в республике. Художественным руководителем был режиссер Московского театра им. М.Н. Ермоловой А.И. Платонов. В составе группы выступали артисты и музыканты: певица С. Мурадова, драматические актрисы Е. Цветкова и И. Базилевич, танцор Н. Умалатов, акробат-пехлеван Д. Абасов, тарист В. Алахвердов, баянист Ленгосэстрады Д. Смирнов, драматический актер Б. Гутевич. Репертуар концертной бригады составляли поэтические и музыкальные произведения русского и дагестанского искусства.

Свою творческую деятельность продолжали музыканты, находящиеся в годы войны в воинских подразделениях. Более тридцати песен на слова поэтов-фронтовиков написал И.Г. Савченко, руководивший группой художественной самодеятельности. Около двадцати песен, в том числе и на слова дагестанских поэтов, написал, работая в военные годы в Дагестане, Н. Иванов. Песня как наиболее демократичный жанр музыкального искусства заняла ведущее место в творчестве дагестанских композиторов. Десятки песен, написанных в военные годы П. Проскуриным, А. Абрамянцем, Х. Ханукаевым, Т. Мурадовым и другими авторами, свидетельствовали об активизации работы композиторов в этой области. С 1942 года, возвратившись в Дагестан из Ленинграда, к песенному жанру впервые обратился Г. Гасанов.

Для дагестанского песенного творчества военных лет характерно разнообразие жанровых типов песни: героические, патриотические, песни-марши, в которых национальные интонации и ритмы гармонично переплетались с выразительными средствами советской массовой песни. Обращаясь к актуальным темам современности, дагестанские композиторы искали пути создания национальных песен, стремясь к сохранению народной характерности вокального письма.

Для всего советского искусства военных лет, наряду с отражением героической темы, было характерно и тяготение к лирике. Усиление интереса к лирике нашло выражение в области камерно-вокальной музыки. Количественно этот раздел творчества военных лет невелик, он представлен лишь тремя романсами Г. Гасанова: «Я на кровле одна» (1943) на слова Р. Фатуева, «Забыть ли гор твоих громады» (1943) на слова С. Головатого и «Соловей» (1945) на слова Т. Хрюгского, тем не менее, романсная лирика Гасанова военных лет представляет собой первые национальные образцы лирической миниатюры в области дагестанской профессиональной музыки.

Потребность в новых песнях способствовала возрождению и реконструкции народной песенной традиции, переосмыслению популярных народных напевов. Собирая и обрабатывая фольклорные мелодии, работали многие дагестанские авторы, создавая аранжировки для исполнителей Ансамбля песни и танца (Ханукаев), солистов и оркестра дагестанских народных инструментов (Т. Мурадов) и симфонического оркестра радио (Н. Иванов).

Развитие песенного жанра оказало влияние на другие области песенного творчества, прежде всего на вокально-симфоническую музыку. К 1943 году относится первая попытка создания монументального по масштабам произведения – оратории Г.А. Гасанова «Джигиты Дагестана» для солистов, хора и симфонического оркестра на слова Д. Трунова. К началу 1943 года композитор также написал большой цикл песен для солистов и хора.

Условия войны и отсутствие полноценного симфонического оркестра существенно тормозили становление дагестанской симфонической музыки. За эти годы было создано лишь одно крупное оркестровое произведение – «Дагестанская фантазия» Г. Гасанова (1942). Большую роль в расширении национального симфонического репертуара сыграла деятельность симфонического коллектива Дагестанского радиокомитета, активно участвовавшего в общей работе музыкантов республики по обслуживанию воинских частей и госпиталей. В программах этих выступлений важное место занимали песни дагестанских авторов и обработки народных песен.

Подъем национального театрального искусства создавал благоприятные условия для развития музыкально-сценических жанров. В 1943-1945 годах Г. Гасанов создал около двадцати произведений для театра. Свой первый сезон 1943 года Кумыкский театр открыл постановкой оперы Г. Гасанова «Хочбар» в сокращенном виде, в форме музыкально-драматического спектакля. Композитор написал музыку к драматическим спектаклям «Айгази», «Андалал» и «Горцы» для Кумыкского театра, балет «Карачач», музыкальную комедию «Юрек сюйсе». Другим ярким музыкальным спектаклем стала постановка музыкальной комедии У. Гаджибекова «Аршин мал алан».

В начале 1944 года была создана Дагестанская государственная филармония, объединившая самые значительные исполнительские силы, ведущая широкую и планомерную пропаганду музыки в Дагестане. В годы Великой Отечественной войны поднялся общественный статус музыки, произошло ее интегрирование в различные общественно-социальные слои. Интенсивное развитие массовых жанров сформировало почву для становления и дальнейшего развития других областей музыкального творчества – хоровых и вокально-симфонических, музыкально-сценических и инструментальных  жанров в послевоенные годы в творчестве Г. Гасанова, Н. Дагирова, Ш. Чалаева, С. Агабабова и М. Кажлаева.

Новости раздела